Елена Соловьёва
Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а инновационные подходы помогают воспитателю создать личностно-ориентированную образовательную среду для развивающего взаимодействия детей, их родителей и педагогов.
Одним из эффективных методов в работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Метод проекта - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Публикация «Обобщение опыта работы „Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. С целью формирования у дошкольников духовно-нравственных ценностей, в ходе реализации проектной деятельности, мною разработаны и выполнены следующие проекты : «Рождественские чудеса», «Светлая Пасха», «Русская матрешка», «Великая Победа», «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей народа», «Помогите птицам зимой».
Первым опытом стал проект «Помогите птицам зимой». Во время прогулок, наблюдая за птицами, мы с воспитанниками отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Мы решили, что птицам надо помогать. Так появилась идея создания информационно – творческого проекта «Помогите птицам зимой». В ходе реализации проекта воспитанники и родители постоянно заботились о пернатых, дети расширили и систематизировали свои знания о видах птиц, в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Дети научились организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда. У детей сформировалось умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия поведения, способы добывания пищи. Дети научились анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Обогатился словарный запас. Воспитанники научились работать в коллективе, выслушивать друг друга. Родители были активными участниками проекта. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Значение семьи в формировании духовно – нравственного развития трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности играет семья. Так появилась идея: создать проект «Семья – хранительница духовных и нравственных ценностей народа». За время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился:
- дети лучше узнали свои корни, узнали, что такое род, родословная, семья;
- в процессе работы над проектом воспитатели и дети ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем и осваиваем новое, но и активно трудимся и отдыхаем в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители не наблюдатели, а активные участники жизни детей в детском саду. В итоге могу сказать, что повысилось качество семейного воспитания и ответственность родителей за воспитание своих детей. И главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру.
В ходе реализации проекта «Семья» был создан мобильный мини – музея «Русская изба». Музей помогает не только узнать историю вещей, но и объединяет детей и взрослых в процессе образовательной деятельности. Появилась возможность проводить совместные мероприятия, «посиделки» и детям других групп.
Православные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. В связи с этим были разработаны и реализованы такие проекты, как «Рождественские чудеса», «Светлая Пасха». Проекты направлены на формирование у детей интереса к основам православной культуры, создание благоприятного эмоционального климата для раскрытия духовно- нравственных качеств каждого ребёнка.
В нашей группе стало традицией реализовать социальный проект, посвящённый Светлой Пасхе. Мы с ребятами с огромным удовольствием готовились к самому светлому празднику — празднику Пасхи! Проводили беседы о традициях и обычаях праздника, организовывали выставки, разучивали пасхальные песни, танцы. Прослушивали с детьми аудиозаписи колокольного звона. Готовясь к этому празднику, детки проявили всю свою фантазию. Празднование Пасхи не обошлось без подвижных игр. Это замечательная возможность разучить русские народные игры. Итоговым мероприятием стал праздник Пасхи – «Пасхальная радость». Был на празднике священнослужитель - отец Павел. Он рассказал всем о празднике Воскресения Христова, обратился ко всем присутствующим с пожеланиями: «Пусть Ваши сердца наполняются любовью, пусть милосердны будут к вам Ваши близкие, пусть дела каждого дня будут только добрыми!»
Мероприятия, направленные на ознакомление с православными праздниками, их значением и традициями празднования, наполняют детские сердца радостью, дарят им доброту окружающего мира. Учат самих дарить радость своим близким и друзьям, способствуют духовно-нравственному обогащению детского мировосприятия и приобщению малышей и их родителей к русским национальным традициям, знакомству с православной культурой, являющейся неотъемлемой частью всей русской культуры.
Духовно-нравственным воспитанием посредством проектной деятельности занимаюсь на протяжении четырех лет. За это время сложилась определенная последовательность работы над проектами, которую можно представить в виде нескольких этапов.
Анализируя продукты детской деятельности и данные наблюдений, результаты бесед с детьми, опросов воспитанников и их родителей можно проследить положительную динамику уровня духовно-нравственного развития воспитанников.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос умным, добрым, мог жить, учиться и трудиться в современном обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Также способствует повышению профессиональной компетенции воспитателя, через участие в конкурсах различного уровня.
Радует, что родители не равнодушны к работе детского сада в духовном развитии ребенка, и принимают активное участие в проектной деятельности. В детях закладываются основные ценности: добра, любви, ответственности, нравственного сознания. Опыт проектной деятельности особенно ценен потому, что он прокладывает новые пути в духовно-нравственном воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Благодаря такой планомерной работе, как проектная деятельность дети будут расти воспитанными, добрыми, послушными, культурными, способными быть настоящими патриотами своей страны.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а инновационные подходы помогают воспитателю создать личностно-ориентированную образовательную среду для развивающего взаимодействия детей, их родителей и педагогов.