Оксана Гончаренко
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе.»
Актуальность.
Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка.
Сотрудничество воспитателя и учителя определяются следующими паритетными направлениями:
- взаимное ознакомление с программами;
- взаимное посещение открытых уроков;
- ознакомление с методами и формами работы;
- специальные беседы о развитии детей;
Сотрудничество с другими учреждениями:
- с методическим кабинетом и районным отделом образования
- обоюдное участие в педагогических советах, семинарах
- с психолого – педагогической консультацией и детским врачом
Таким образом, непрерывность образования по отношению к детству – это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка (возрастные, индивидуальные особенности) с содержанием образовательного пространства (программы, технологии, наглядные пособия и т. д.).
Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на этапе перехода из детского сада в школу призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада и учителей начальной школы.
Главная цель совместной деятельности – это создание условий для личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, признание ребенка главной фигурой всего педагогического процесса. И здесь одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы.
Задачи:
- Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.
- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.
- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.
- Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
В ФГОС ДО результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.
Предметные результаты
(знания, умения, навыки).
Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др
Метапредметные результаты (школьно – значимые функции) : мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.
Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).
Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…
Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:
• замену учебного блока на образовательные области
• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей
• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей
• изменение объема и содержания образовательной деятельности.
Мной были определены два основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием : работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.
Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.
Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.
Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию разработанную рабочей группой ДОУ на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В образовательной программе ДОУ имеется раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.
НОД – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой, педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Для более полного усвоения программного материала педагоги на занятиях используют различные формы и методы обучения и воспитания детей, задания на развитие логики, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, задания поискового характера, проблемные ситуации, схемы, занимательные задания и задачи – шутки, развивающие дидактические игры, головоломки, задания-эксперименты, опыты, игровые задания.
Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.
Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.
Наше учреждение тесно сотрудничает с МБОУ СОШ № 3. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности, ежегодно разрабатывается план работы, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.
Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой :
1 этап - поступление ребенка в ДОУ:
• учет детей
• медицинское обследование
• адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад
• психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа :
• Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.
• Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.
• Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.
• Экскурсии детей подготовительных групп в школу.
• Разработка совместных программ.
• Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т. д.)
3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.
• Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.
• Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.
• Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.
• Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.
Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Работа с педагогами :
1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
2. семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Преемственность», «Портфолио дошкольника»; и др.
3. проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе.
Планируются консультации, педагогические часы, беседы по вопросам организации диагностики. На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам.
4. взаимодействие узких специалистов
5. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.
6. консультации с педагогами ДОУ и школы «Кризис семи лет», «Ребенок и книга» и др.
Работа с детьми :
- Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников «День знакомства со школой», где дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы : библиотекой, столовой, спортивным залом, учебным классом, и др. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у дошколят. Тематика экскурсий планируется с учетом возрастных особенностей детей. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассматривают книги и учебники, читают стихи. Спортивный и актовый залы, кабинеты, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали детский сад – всё это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в свои собственные силы.
- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы
- участие в совместной образовательной деятельности, игровых моментах, «Что возьму с собой в портфель», «Я иду в школу», «Веселая переменка»;
- выставки творческих рисунков и поделок «Новогодняя игрушка», «Мама-главное слово», «Мы дети твои- Земля».
- выпускники детского сада часто заходят в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание и интерес пойти в школу.
- проведение совместного праздника «День Земли», участие в акции «Читаем детям о войне». Традицией нашего детского сада, стали выступления бывших воспитанников ДОУ, уже учеников общеобразовательной школы, музыкальной школы, перед детьми старшего дошкольного возраста, а так же посадка роз в «Розарии дружбы».
- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий школы будущих первоклассников в сош №1.
Работа с родителями :
В своей группе стараюсь создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом помогают такие формы работы как :
- круглые столы, дискуссионные встречи, творческие «гостиные» «Как подготовить ребенка к школе»;
- дни открытых дверей;
- анкетирование, тестирование родителей; «Готовность родителя к обучению ребенка в школе»,
- образовательно - игровые тренинги и практикумы, всеобуч для родителей «Учимся играя», «Всесторонне развитие ребенка».
За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания в группу в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т. д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, также проводятся индивидуальные беседы, консультации, оформлены папки-передвижки, информационные блоки по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Гиперактивность» и др.
Очень нравятся родителям конкурсы, проводимые в детском саду, где они совместно с детьми изготавливают поделки из природного материала «Подарки Осени», изготовление скворечников и кормушек для птиц, совместные тематические и творческие выставки «День матери», «Эмоции Победы».а так же изготовление стенгазет «Мой папа в армии служил», «Наши мамы лучше всех». Родители вместе с детьми с нетерпением ждут подведения итогов и конечно, поощрений.
Используя наиболее эффективные формы работы с родителями, укрепляются взаимоотношения, создается атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Однако, тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло умел читать, оперировал цифрами. Отдают ребенка во все кружки, которые только возможно, тем самым перегружают его как физически, так и психологически. И в этом направлении ведется активная работа. Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы по результатам диагностики основных разделов программы «Воспитания и обучения в детском саду» при поступлении в школу имеют хорошие показатели.
По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.
Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная система работы дает положительные результаты.