МААМ-картинки

Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе»

Оксана Гончаренко
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе

Актуальность.

Публикация «Обобщение опыта работы по теме „Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе“» размещена в разделах

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка.

Сотрудничество воспитателя и учителя определяются следующими паритетными направлениями:

- взаимное ознакомление с программами;

- взаимное посещение открытых уроков;

- ознакомление с методами и формами работы;

- специальные беседы о развитии детей;

Сотрудничество с другими учреждениями:

- с методическим кабинетом и районным отделом образования

- обоюдное участие в педагогических советах, семинарах

- с психолого – педагогической консультацией и детским врачом

Таким образом, непрерывность образования по отношению к детству – это процесс непрерывного сопряжения логики естественного развития ребенка (возрастные, индивидуальные особенности) с содержанием образовательного пространства (программы, технологии, наглядные пособия и т. д.).

Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на этапе перехода из детского сада в школу призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада и учителей начальной школы.

Главная цель совместной деятельности – это создание условий для личностно-ориентированного обучения, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самоценность, признание ребенка главной фигурой всего педагогического процесса. И здесь одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного пространства, связывающего дошкольные и школьные годы.

Задачи:

- Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

- Увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

В ФГОС ДО результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные.

Предметные результаты

(знания, умения, навыки).

Универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать и слышать, доводить начатое до конца, воспринимать критику и др

Метапредметные результаты (школьно – значимые функции) : мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие, умение договариваться, ставить цель и др.

Характеристики мотивационного развития (желание учиться, идти в школу). Эмоционально волевое развитие, морально – нравственное (терпеть, поступать не как я хочу).

Личностные результаты: потеря детской непосредственности, формирование адекватного поведения, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества…

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

• замену учебного блока на образовательные области

• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

• изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Мной были определены два основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием : работа с педагогами, работа с детьми, работа с родителями.

Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию разработанную рабочей группой ДОУ на основе программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В образовательной программе ДОУ имеется раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Комплексная подготовка детей к школе определяется не только разнообразными навыками и умениями, помогающими овладеть школьными предметами, она также включает в себя проведение различных мероприятий, обеспечивающих такое физиологическое и психологическое состояние дошкольника, при котором он будет в состоянии безболезненно привыкнуть к школьному распорядку и сможет наиболее эффективно выполнять те требования, которые предъявляет школа.

НОД – это та форма взаимодействия воспитателя с детьми, при которой, педагог по своей инициативе, исходя из комплексно-тематического и перспективного планирования, предлагает определенное образовательное содержание, которое интегрируется по нескольким образовательным областям. Для более полного усвоения программного материала педагоги на занятиях используют различные формы и методы обучения и воспитания детей, задания на развитие логики, умение обобщать, сравнивать, делать выводы, задания поискового характера, проблемные ситуации, схемы, занимательные задания и задачи – шутки, развивающие дидактические игры, головоломки, задания-эксперименты, опыты, игровые задания.

Все это способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом образовательный процесс строится с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игры.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе.

Наше учреждение тесно сотрудничает с МБОУ СОШ № 3. Преемственность представляет собой взаимосвязь содержания воспитательно-образовательной работы, целей, задач, методов ее осуществления. Отношения преемственности между ДОУ и школой закреплены в договоре, где обозначены основные аспекты деятельности, ежегодно разрабатывается план работы, который включает в себя актуальные задачи и мероприятия по их реализации.

Этапы работы по осуществлению преемственности ДОУ со школой :

1 этап - поступление ребенка в ДОУ:

• учет детей

• медицинское обследование

• адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад

• психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

2 этап: подготовка ребенка к обучению.

Методическая работа :

• Проведение совместных педагогических советов, круглых столов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей.

• Проведение открытых уроков и занятий в ДОУ и школе.

• Проведение совместных мероприятий с детьми подготовительной группы и учащимися первых классов.

• Экскурсии детей подготовительных групп в школу.

Разработка совместных программ.

• Выявление наиболее острых проблемных вопросов при воспитании детей в ДОУ и начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе и т. д.)

3 этап – плавный переход из ДОУ в школу.

• Педагогическая и психологическая диагностика детей подготовительной группы.

• Заседание психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску и приему детей в первый класс.

• Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям.

• Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед.

Основные направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :

• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Работа с педагогами :

1. совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

2. семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы по актуальным темам «Преемственность», «Портфолио дошкольника»; и др.

3. проведение диагностики уровня усвоения программного материала и определение психологической готовности детей к школе.

Планируются консультации, педагогические часы, беседы по вопросам организации диагностики. На педагогических советах обсуждаются результаты диагностики и развития каждого ребенка, выявляются причины недостаточного усвоения программного материала, затем намечается индивидуальная работа с каждым ребенком по проблемным вопросам.

4. взаимодействие узких специалистов

5. открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе, в ходе которых, устанавливаются аспекты преемственности и единых требований к выпускникам детского сада.

6. консультации с педагогами ДОУ и школы «Кризис семи лет», «Ребенок и книга» и др.

Работа с детьми :

- Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников «День знакомства со школой», где дети имеют возможность посидеть за партой, почувствовать себя на равных с учениками. Знакомятся с основными помещениями школы : библиотекой, столовой, спортивным залом, учебным классом, и др. Эти встречи оставляют особенно радостные впечатления у дошколят. Тематика экскурсий планируется с учетом возрастных особенностей детей. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассматривают книги и учебники, читают стихи. Спортивный и актовый залы, кабинеты, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали детский сад – всё это вызывает у детей положительные эмоции, желание пойти в школу, убирает страх и вселяет уверенность в свои собственные силы.

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы

- участие в совместной образовательной деятельности, игровых моментах, «Что возьму с собой в портфель», «Я иду в школу», «Веселая переменка»;

- выставки творческих рисунков и поделок «Новогодняя игрушка», «Мама-главное слово», «Мы дети твои- Земля».

- выпускники детского сада часто заходят в гости, при этом они делятся своими впечатлениями о школе, воспоминаниями о детском саде, общаются с воспитанниками. Беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад, вызывают у наших ребятишек желание и интерес пойти в школу.

- проведение совместного праздника «День Земли», участие в акции «Читаем детям о войне». Традицией нашего детского сада, стали выступления бывших воспитанников ДОУ, уже учеников общеобразовательной школы, музыкальной школы, перед детьми старшего дошкольного возраста, а так же посадка роз в «Розарии дружбы».

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий школы будущих первоклассников в сош №1.

Работа с родителями :

В своей группе стараюсь создать единое пространство развития ребенка в семье, детском саду, школе, сделать родителей участниками воспитательного процесса, в этом помогают такие формы работы как :

- круглые столы, дискуссионные встречи, творческие «гостиные» «Как подготовить ребенка к школе»;

- дни открытых дверей;

- анкетирование, тестирование родителей; «Готовность родителя к обучению ребенка в школе»,

- образовательно - игровые тренинги и практикумы, всеобуч для родителей «Учимся играя», «Всесторонне развитие ребенка».

За год до поступления детей, администрация школы определяет учителей, которые будут осуществлять набор первоклашек. Учителя приглашаются на родительские собрания в группу в начале учебного года и в конце. Где они рассказывают о программах реализуемых ими в школах, о требованиях, предъявляемых к будущим первоклассникам, о роли родителей в сложный период адаптации к школе, о развитии познавательных и творческих способностей и т. д. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, также проводятся индивидуальные беседы, консультации, оформлены папки-передвижки, информационные блоки по темам «Психологическая готовность ребенка к школе», «Гиперактивность» и др.

Очень нравятся родителям конкурсы, проводимые в детском саду, где они совместно с детьми изготавливают поделки из природного материала «Подарки Осени», изготовление скворечников и кормушек для птиц, совместные тематические и творческие выставки «День матери», «Эмоции Победы».а так же изготовление стенгазет «Мой папа в армии служил», «Наши мамы лучше всех». Родители вместе с детьми с нетерпением ждут подведения итогов и конечно, поощрений.

Используя наиболее эффективные формы работы с родителями, укрепляются взаимоотношения, создается атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Однако, тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло умел читать, оперировал цифрами. Отдают ребенка во все кружки, которые только возможно, тем самым перегружают его как физически, так и психологически. И в этом направлении ведется активная работа. Практика нашего ДОУ показывает, что воспитанники подготовительной группы по результатам диагностики основных разделов программы «Воспитания и обучения в детском саду» при поступлении в школу имеют хорошие показатели.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная система работы дает положительные результаты.

Публикации по теме:

Использование деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста (из опыта работы) «Из опыта работы воспитателя Климахиной Т. В. по использованию деятельностных форм и методов в организации работы с детьми дошкольного возраста».

Роль воспитателя в организации физкультурно-оздоровительной работы в течение дня Цель физического воспитания в дошкольном учреждении – формирование у детей основ здорового образа жизни. Одним из немаловажных факторов,.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Обобщение опыта работы по развитию восприятия формы у детей первой младшей группы. С детьми раннего возраста я работаю с 2005 года и считаю, что этот возраст наиболее благоприятный для развития восприятия формы. Так как,.

Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности в ДОУ 1 слайд - добрый день уважаемые члены жюри, коллеги, гости. я Хочкиян Ашхен Суреновна – воспитатель детского сада №14 «Аленушка». Стаж моей.

Обобщение опыта работы старшего воспитателя Тема опыта: «Система методической работы по художественно-эстетическому развитию детей через различные формы творческой деятельности».

Обобщение опыта работы воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС Введение «Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь» Ш. А. Амонашвили Когда ребенок.

Обобщение передового опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по ФЭМП» «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений» С. П. "Детский сад 3 комбинированного.

Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя. ДОКЛАД На тему: «Роль совершенствования мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников на примере опыта работы воспитателя». Воспитатель.

Система работы педагога-психолога и учителя логопеда с детьми ЗПР при подготовке их к школе Максимова Надежда Геннадьевна, учитель – логопед, Шойжинимаева Татьяна Жигмитовна, педагог – психолог, МБДОУ «Дульдургинский детский сад.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе»
Опубликовано: 1 апреля 2017 в 23:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы по теме «Роль воспитателя ДОУ в организации преемственности работы при подготовке детей к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гончаренко (УИ 302622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД