Бычкова Елена Васильевна
Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование»
Обобщение опыта : Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование.
Бычкова Е. В., воспитатель первой квалификационной категории.
В 2016-2017 учебном году в рамках самообразования мной реализовывался проект «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование».
Актуальность выбранной мной темы предопределена требованиями ФГОС.
Публикация «Обобщение опыта „Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В возрасте одного – трёх лет уменьшается зависимость ребёнка от взрослого, что ведёт к бурному развитию познавательной активности, предметной деятельности. Мы, взрослые, порой квалифицируем это как любопытство забывая, что в этот период жизни метод экспериментирования является практически единственным способом познания мира. Поэтому очень важно создать условия для максимального развития детской любознательности, пытливости ума и формирования на их основе устойчивых познавательных интересов, любознательности.
Я учитывала и то, что эксперименты оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, снижают агрессию, состояние внешнего дискомфорта.
Цель:
- развитие познавательной активности и формирование активного словаря через включение в процесс элементарного экспериментирования.
Задачи:
- расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения, их признаках и свойствах через элементарное экспериментирование с объектами неживой природы и предметами рукотворного мира
- развивать сенсорную культуру детей
- способствовать стимулированию исследовательской активности детей посредством действий с дидактическими игрушками, природным материалом, разнообразными предметами быта
- развивать мышление, познавательные способности, речь, мелкую и крупную моторику рук, координацию движений
- создать в группе необходимую предметно-развивающую среду
- вызывать положительные эмоции при активных действиях в процессе экспериментирования
- привлечь родителей к сотрудничеству используя беседы с ними, консультации, памятки, фотоотчёты о работе в группе.
Формы и приё мы работы: эксперимент, наблюдение; приём создания ситуации занимательности.
Работа с родителями:
в информационном уголке размещение материала по проекту: план-сетка проводимых экспериментов и наблюдений; консультации и памятки о роли экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста; привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.
Ожидаемый результат:
- создание материально – технической базы для детского экспериментирования
- формирование интереса к познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности у детей раннего возраста
- возникновение у детей простых форм наглядно- действенного мышления, самых первичных обобщений, непосредственно связанных с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов, явлений, процессов
- обогащение активного и пассивного словаря детей
- повышение грамотности родителей в вопросах детского экспериментирования.
В рамках проекта в группе был создан центр экспериментирования :
(материалы и оборудование)
- мельница для игр с водой, песком
- резиновые игрушки (утята)
- заводная плавающая игрушка (лягушонок)
- камни
- набор для игр с песком (ведро, формы, лопатка, грабли)
- трубочки коктейльные
- пакеты целлофановые
- воронки для переливания, пересыпания (3)
- баночки стеклянные с крышками
- формочки для работы с тестом
- губки
- салфетки, вата, бумага разного качества (мягкая, твёрдая)
- лупа
- магниты
- зеркало
(P.S. : даты в фотоаппарате были выставлены неверно)