МААМ-картинки

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (6 фото)

Оксана Даниленко
Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Даниленко О. А, МОАУ ООШ г. Орск, дошкольные группы «Светлячок»

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совер-шенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Публикация «Обобщение опыта „Сенсорное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Именно поэтому я обобщила опыт работы на тему : «Сенсорное развитие детей раннего возраста».

Цель работы: изучение проблемы сенсорного воспитания в раннем возрасте, создание предметной развивающей среды по данной теме.

Задачи:

Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправ-ленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

Под сенсорными эталонами подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством.

Таким образом, изучив мнения ученых указанные выше, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста, от 1,5 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее сензетивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А. П. Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

Сенсорное развитие является основой общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. Познание окружающего мира начинается с восприятия явлений и предметов. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка;

Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша; Дворова И. В., Рожков О. П. Уп-ражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни; Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста; Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

Составила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

1 этап - подготовительный

На подготовительном этапе я изучила теоретический аспект данной проблемы, провела констатирующую диагностику уровня сенсорного развития, которая показала, что не все дети владеют сенсорными эталонами. Отсюда вытекает необходимость расширить и углубить знания о данном методе обучения, что и было сделано в опыте работы. А учитывая значимость для всестороннего развития ребенка, были выделены цель и задачи собственной деятельности, призванные восполнить пробел в непосредственно образовательной и совместной деятельности дошкольников.

2 этап – основной

Работу построила с учётом, образовательной программы дошкольного образования, ФГОС и интересов детей. Когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

Сначала учила детей различать величины и цвета, подбирая тождественные. Развивала у ребят память, внимание, логическое мышление. Учитывая особенности восприятия детьми цвета, я использовала сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Когда большая часть детей научилась различать четыре основных цвета, были введены для ознакомления белый и черный цвета. Я старалась также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета.

В своей работе я использовала следующие пособия и дидактические игры.

1. Игры для сенсорного развития :

Величина: «Укрась елку», «Угости зайчика», и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине;

Форма: «Подбери фигуры», «Соедини фигуры», «Покорми животных», «Укрась платье», «Собери бусы» и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме,

Цвет: «Паровозик», «Подбери бабочку к цветку», «Прищепочки

», «Посади цветы и елочки», «Подбери блюдце к чашке» и т. п. Играя в эти игры, дети научились группировать, соотносить предметы по цвету, изучать цвет, закреплять название.

Развитие осязания : «Чудесный мешочек», «Сенсорная коробка», сенсорный коврик «Подводный мир», различные игры-шнуровки. Благодаря действию с различными на ощупь предметами, был значительно обогащен сенсорный опыт детей.

2. Игры с предметами: «Вкладыши», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», «Сложи рисунок из мозаики», и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями и положением. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать мозаику одного или нескольких цветов и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма,цвет).

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.

3 этап – заключительный

В конце года проводился мониторинг. Анализ полученных данных показал, что развитие сенсорных способностей детей значительно улучшилось. У ребят развилась познавательная деятельность, развилась речь, были закреплены сенсорные эталоны, развивалась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочивались впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширился словарный запас, были приобретены навыки игровой и учебной деятельности.

Литература

Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!», М. :«Просвещение», 1983.

Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;

Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М. : Просвещение 1995;

Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002;

Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985;

Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996;

Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. «Раннее детство : познавательное развитие» М. «Мозаика – Синтез», 2003.

Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Фото «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Обобщение опыта - фото
Фото №1 Обобщение опыта Сенсорное Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов развитие детей раннего возраста Даниленко О
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 21 октября 2021 в 15:50
+232Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД