Елена Бритвина
Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально-одарёных детей в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально-одарёных детей в дошкольной организации»
Условия возникновения, становления опыта
Опираясь на труды С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова в области психологии, в которых классифицированы понятия “способностей”, “одаренности” и “таланта” по единому основанию – успешности деятельности, принимая принцип подлинного гуманизма, заключающегося не в лозунге “всеобщей одаренности”, а в уважении к уникальности каждой личности, к ее неповторимости, педагогический коллектив нашего детского сада целенаправленно работает над проблемой выявления и развития одаренных детей.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально-одарёных детей в дошкольной организации» размещена в разделах
Работая в должности воспитателя ГККП «Улыбка» я уделяла большое внимание развитию мышления, внимания и логики у детей старшего дошкольного возраста. Моя педагогическая практика показала, что всегда в группе присутствуют дети, которые отличаются остротой мышления, наблюдательностью, развитой памятью, выраженной и разносторонней любознательностью, умением хорошо излагать свои мысли и проявляют исключительные способности к решению задач. Я посчитала необходимым выделить работу с интеллектуально одарёнными детьми в отдельное направление своей педагогической деятельности. Наблюдения показали необходимость подключения к данной работе педагога-психолога, так как у детей с высокими умственными способностями возникало много сложностей в семье, общении со сверстниками. Дело в том, что дети с высоким интеллектуальным развитием очень далеко отрываются от сверстников, у них возникают особые интересы, в результате чего они оказываются в изоляции от своей группы, часто подвергаются насмешкам, гонениям. Это приводит к тому, что одаренный ребенок стремится быть таким, "как все".
Дополнительной проблемой становится "диссинхрония развития", свойственная многим одаренным детям. Диссинхрония заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. Распространенный пример диссинхронии - слабое развитие у некоторых одаренных детей мелкой моторики, которая является важнейшим компонентом освоения письма.
На формирование опыта оказали влияние и такие факторы, как изучение методической литературы, активное участие в работе городксих методических объединений, участие в конкурсах.
1. Актуальность опыта
Процесс выявления, обучения и развития одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузок на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
Казахстанское образование последних лет подвергается реформированию. Назрели противоречия:
- между всё более возрастающими требованиями к формированию образованной, интеллектуально развитой, творческой личности и неготовностью образовательной системы решить эту проблему;
- между коллективным характером организации учебно-воспитательного процесса и индивидуальным по своей сути характером обучения;
- между целенаправленным воздействием «взрослой» культуры и спонтанностью развития ребенка, его индивидуальности;
- между ожиданиями родителей и реальной педагогической практикой.
На рубеже двух тысячелетий в обществе назрела проблема в формировании свободной личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству. Все эти качества присущи так называемым “одаренным” детям. Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей не нова, но в настоящее время особенно актуальна, так как упущен вопрос раннего распознавания одаренности у детей.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство трудно представить.
Термин “одаренность” в наиболее употребительном его значении, подразумевает высокий уровень развития способностей, любых – общих и специальных. Для нас важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей значительно отличается от среднего.
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Поддержка и развитие одарённых детей сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых выявить и раскрыть едва проявивший себя росток одарённости, не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одарённых детях, так как именно их интеллектуальные достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл. Своевременное выявление одарённых детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития.
На современном этапе дошкольные учреждения оказываются не очень хорошо приспособленными для детей, проявляющих одарённость, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение педагогов к «нестандартным» детям. Детские сады испытывают особые потребности в программах и методических разработках, способствующих раскрытию индивидуальных способностей и самоактуализации детей.
2. Ведущая педагогическая идея опыта
Невозможно учить и развивать детей, познавать новое, ставить проблемы, цели и при этом самому оставаться на одном и том же месте, останавливаться на достигнутом.
Педагоги должны хорошо понимать свою роль в организации работы с одаренными детьми, умело корректировать общую деятельность тем, самым создавать благоприятные условия для ребенка, и сами также творчески развиваться.
Должна быть целенаправленная, систематическая, совместная деятельность ребёнка, педагога и родителей, которая приводит к значимым результатам в плане развития способностей у одаренных детей, это одна из приоритетных задач современного общества.
3. Теоретическая база опыта.
Данный опыт был разработан на основе научной идеи психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одарённых детей А. И. Савенкова и «Рабочей концепции одарённости» под руководством известных психологов Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с одаренными детьми определяется исходной концепцией одарённости.
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность
ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2—3 лет, освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (пятилетний мальчик пишет «книгу» о птицах с собственноручно изготовленными иллюстрациями, другой мальчик в этом же возрасте составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.). Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных способностей (блестящая память, необычная сила абстрактного мышления и т. п.).
Методологической основой нашего опыта являются современные философские и психологические концепции личности, совокупност теоретических положений рассматривающих человека, как субъекта деятельности и общения, раскрывающих способы влияния на активизацию и проявление его сущности, рассматривающих детскую одаренность как целостное природно-социальное явление. В теоретическом плане исследование базируется на фундаментальных идеях: о механизмах самореализации личности (Абульханова-Славская К. А., Маслоу А., Мухина B.C., Петровский А. В., Роджерс К. и др., о субъектной сущности человека (Брушлинский А. В., Петровский В. А., Слободчиков В. И., Сосновский Б. А. и др., о единстве внешних воздействий и внутренних позиций личности (Рубинштейн С. Л. и др., о закономерностях становления одаренности (Богоявленская Д. Б., Веракса Н. Е., Гончаренко Н. В., Дружинин В. Н., Лейтес Н. С., Матюшкин A.M., Кедров Б. М., Панов В. И., Пономарев Я. А., Рензулли Дж., Торранс П., Торшилова Е. М. С Яковлева Е. Л. и др., о развитии интеллектуально-творческого потенциала личности (Адлер X., Пассов X., Уильяме В. и др.).
Технология опыта
Целью нашей деятельности по психолого-педагогическому сопровождению одарённых детей явилось: создание условий для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей. Развитие интеллектуальных способностей детей через игры и упражнения, требующие творческого подхода, логического мышления и ориентирующие детей на поиск и самостоятельные открытия.
Нами были определены основные задачи деятельности:
1. Выявлять детскую одарённость с помощью различных методик.
2. Создавать условия для индивидуального развития способностей ребенка.
3. Развивать предпосылки творческого продуктивного мышления – абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии.
4. Формировать навыки коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человеку: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку
5. Формировать положительную самооценку и уверенность в собственных интеллектуальных силах.
6. Создавать условия, обеспечивающие развитие, обучение и воспитание детей с ярко выраженной познавательною направленностью, высоким уровнем умственного развития.
7. Создавать условия, обеспечивающие укрепление здоровья ребенка, его осознанное отношение к своему здоровью, физическое и психическое развитие детей.
8. Вовлекать родителей в образовательный процесс и устанавливать с ними отношения сотрудничества.
Были расставлены приоритетные направления в организации образовательного процесса: обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса и способствование дальнейшему развитию умственной творческой одарённости; включение гибкого содержания педагогических технологий, обеспечивающих развитие способностей с учётом интересов и склонностей детей. Необходимо было направить усилия на развитие грамотной образовательной среды, предметно-развивающей среды, стимулирующей умственное и творческое развитие.
Особенности организации учебно-игровой деятельности по развитию детской одарённости заключались в использовании наглядных моделей как основного средства обучения дошкольников. Мы были всегда готовы поддержать детскую инициативу и изменить ход деятельности в соответствии с ней. Осуществлялся индивидуально - дифференцированный подход, задания распределялись с учетом возможностей и интересов ребёнка. Учебно-игровая деятельность проводилась фронтально, по подгруппам, предусматривались и индивидуальные задания. Большая часть заданий давалась детям в игровой, максимально привлекательной для них форме. В группе была организована работа с детьми по интересам.
При работе с детьми мы учитывали основные принципы организации образовательного процесса:
-Обучение на более высоком уровне трудности.
-Индивидуализация и дифференциация обучения.
-Психолого-педагогическая поддержка.
-Использование инновационных образовательных технологий.
Высокую результативность дети показывали при использовании таких методов обучения, как проблемные ситуации, поисковые задачи, моделирование, решение познавательных задач, детское экспериментирование и опытническая деятельность, практическая исследовательская деятельность (индивидуальная, групповая, создание сказочных ситуаций, развивающие кроссворды, специальные упражнения (вопросы-гипотезы, вопросы- доказательства, ТРИЗ.
Мы понимали, что приобщение ребенка к решению необычных, проблемных ситуаций исследовательского характера при минимальной помощи взрослого способствует развитию:
• самостоятельности мыслительной деятельности
• умения формулировать свои мысли
• умения предлагать варианты решения задачи
• умения убедительно доказывать свою точку зрения
• умения выслушивать мнения других
• умения разрешать споры
• умения управлять своим эмоциональным состоянием.
Все это способствовало укреплению детского ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, развитию коммуникативно-речевых умений и мышления, активизации творческой, поисковой активности ребенка в новых, нестандартных ситуациях.
Совместно с психологом была разработана пошаговая модель взаимодействия воспитателя и родителей в решении задач активизации потенциальных возможностей ребенка:
Поиск контактов, первые встречи, выработка желания общаться.
Совместное размышление о том, что необходимо развивать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.
Установление общих требований к поведению ребёнка.
Упрочение сотрудничества в достижении общих целей.
Реализация достигнутых договорённостей.
Реализация единых педагогических возможностей.
Структура работы с одарёнными детьми состояла из трёх блоков: теоретического, практического и блока совместной деятельности. Теоретический блок позволял расширить возможности одарённых детей и предусматривал приобритение детьми компетентностей во время специально организованной учебно-игровой деятельности через дифференцированный подбор заданий на опережение (с помощью компьютерных программ, перфокарт, игр типа «танграмм»). Индивидуальные исследовательские проекты (экспериментально – поисковая деятельность) – «Вода – источник жизни». Групповые проекты - подготовка выступлений по заданной теме.
Практический блок был направлен на создание условий для реализации своих возможностей на практике: участие в внутрисадовских и городских олимпиадах, презентацию достижений на родительских собраниях, участие в тематических неделях, культурно-развлекательных мероприятиях.
Блок совместной деятельности обеспечивал возможность одарённым детям делиться и демонстрировать приобретённые умения и навыки. Мы доверяли детям выступление в роли педагога на отдельных промежутках учебно-игровой деятельности, оказание помощи в выполнении заданий детям с низким и средним уровнем успешности в усвоении программы. Дети с удовольствие оказывали нам помощь при подготовке индивидуальных консультаций, выступлений на различных встречах с родителями. Мы спокойно доверяли старшим дошкольникам демонстрировать свои достижения через участие в мастер-классах, педагогических советах, открытых просмотрах.
Совместно с психологом была разработана методика специального обучения одарённых детей старшего дошкольного возраста:
Поле деятельности: дети поставлены в такие условия, при которых предлагаемый им материал качественно выходит за рамки общепринятой учебной программы и содержит что-то новое или оригинальное.
Возможности: детям дана возможность более глубоко вникать в задания из обычной развивающей программы на основе предоставления дополнительного времени и материалов, более широкого поля деятельности и возможности самостоятельного исследования.
Развитие: дети занимаются по такому курсу, который прежде всего отвечает их интересам и потребностям.
В процессе психолого-педагогического сопровождения детей нами были соблюдены следующие принципы: детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления; развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения; приобщение к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, привитие детям стремления к приобретению знаний; предусматривание наличия и свободного использования соответствующих источников; развитие сознания и самосознания, понимание связей с другими людьми, природой, культурой; поощрение детской инициативы и самостоятельности в развити.
Развивающая учебно-игровая деятельность в работе с одарёнными детьми предусматривала:
• Знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
• Поощрение глубокой проработки выбранной темы.
• Осуществление учебно-игровой деятельности в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жёсткой последовательностью.
• Акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов достаточно высокого уровня.
• Большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов.
• Более высокие требования к самостоятельности и целеустремлённости в решении задач.
• Предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей.
• Поощрение творческого и продуктивного мышления.
• Воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих.
• Создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
Особую роль в формировании опыта играл педагог-психолог, который не только проводила диагностику интеллектуального развития детей, но и корректировала откланения в поведении у дошкольников.
Интеллектуальную одарённость связывают с высоким уровнем интеллектуального развития. Для измерения интеллектуальной одарённости в основном используют тексты, направленные на измерения интеллекта. Мы посчитали, что для выявления одарённых детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом был задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей психологом, родителями, воспитателями; проведение "пробных" занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные ситуации; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п. ; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Помощь в диагностировании детей нам оказывал грамотно подобранный стимульный материал, например, к тесту Равена. Стимульный материал предназначен для изучения логичности мышления. Более высокие показатели по этому тесту показывали те, кто быстрее и точнее определяет логические закономерности в построении упорядоченного ряда состоящего из графических объектов, имеющих ограниченное количество признаков. Данный материал целесообразно использовать не только для выявления, но и для развития интеллектуальных способностей, что мы успешно и делали.
Стимульный материал для развития внимания детей «Внимание – Угадай-ка» помогал скорректировать у ребёнка способности видеть и запоминать увиденное. Задания служили развитию главным образом внимания и зрительной памяти ребёнка, сообразительности, умения сравнивать, анализировать, открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.
Необычные дети – необычные формы работы. Не каждый педагог сможет грамотно организовать процесс взаимодействия с одарёнными детьми. Ребенок может активно протестовать против сформировавшегося к нему отношения, и такой протест порой принимает агрессивные формы.
И наоборот, мы можем наблюдать у ребёнка депрессивное поведение как реакция на неприятие его детским сообществом. Причина социально-психологических проблем - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней.
«Игровое панно», используемое педагогом-психологом, - одно из средств недирективной терапии, способствовало адаптации ребенка к новой обстановке и доверительному общению. Снимало у детей психоэмоциональное напряжение и располагало к взаимодействию с педагогом-психологом. Позволяло одарённым детям разного возраста чувствовать себя комфортно во время выполнения различных тестовых заданий.
А специально подобранные упражнения на дидактическом пособии «Развивающий коврик» улучшали память, внимание, пространственные представления. Способствовали снижению утомляемости, повышали способность к произвольному контролю и саморегуляции. Знакомили дошкольников с разнообразием человеческих эмоций. Он не только привлекал ребят своими красками и приятной поверхностью, но и нёс смысловую и функциональную нагрузку.
Психологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса с одарёнными детьми было основано на психологизации стратегий воспитания. Психологизированная стратегия воспитания представляет собой совокупность психологических установок, задающих направление психолого-педагогических воздействий.
Основной установкой было признание самоценности и уникальности каждой личности. Этот тезис во многом определял нашу позицию по отношению к детям. Формирование данной позиции осуществлялось в процессе диалогического общения взрослого с ребёнком при определённых условиях:
- признание права ребёнка на собственную точку зрения (собственное «я»);
- предоставление ребёнку права выбора (альтернативы) решения некоторых жизненных ситуаций;
- сотрудничество и партнёрство взрослого и ребёнка в любом виде деятельности.
Следующей психологической установкой, которуя мы использовали, была позитивное принятие личности ребёнка с опорой на положительные ожидания (авансирование). Положительные либо отрицательные ожидания реализуются через прогноз поступков и регулируются системой поощрений и наказаний. Известно, что ребёнок вырастает таким, каковы проецируемые на него ожидания взрослых. Содержание ожиданий может быть разным, а вот преобладающий знак констатирует принятие или отталкивание личности ребёнка.
Немаловажным условием психологизации стратегии воспитания являлся учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
У детей одной возрастной группы широко дифференцируются прежде всего психофизиологические особенности, связанные с функционированием нервной системы. Воспитатели чаще всего ориентируются на среднюю возрастную норму развития. Но мы понимали, что при оценке индивидуального хода развития ребёнка жёсткая ориентация на норму неприемлема. Для определения объективного подхода к конкретному ребёнку кроме возрастных и функциональных норм развития старались учитывать возможность ситуативных изменений (снижение темпа, эмоциональное торможение – возбуждение и пр.).
Библиографический список:
1. Аябьева Е. А.
Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. ТЦ Сфера, 2004
2. Арцишевская И. Л.
Работа психолога с гиперактивными детьми в д/с. Книголюб, 2004
3. Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
4. Бардина Р. И., Булычева А. И., Дьяченко О. М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. ПИ РАО МГППУ, 2002
5. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с. 73.
6. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. - М. : Флинта, 1998. - 144 с
7. Вайнер М. Э. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. АНО «ПЭБ», 2006
8. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995.
9. Гильбух Ю. З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
10. Гильбух Ю. З. и др. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. - 1990. - №4.
11. Гуткина Н. И.
Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. Айрис-Прсесс, 2006
13. Ермолаева М. В., Ерофеева И. Г.
Методики исследования познавательных процессов у детей 4 — 6 лет. «Когит-Центр», 2005
14. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А.
Развивающие занятия с детьми. В. Секачев, 2004
15. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М. : Школа-пресс, 1993.
16. Панфилова М. А.
Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. «Гном и Д»,
17. Переслени Л. И.
Психологическая карта дошкольника. МПСИ, 2006
18. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников. Пед. общество России, 2006
19. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. / Под общей ред. М. М. Семаго. «Аркти», 2001
20. Семенович А. В.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. «Академия», 2002
21. Семенака С. И.
Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. Аркти, 2004
22. Севостьянова Е. О.
Хочу все знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. Игры, упражнения, занятия. ТЦ Сфера, 2006
23. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Академия, 2004.
24. Штерн В. Умственная одаренность - СПб., 1997.