Получи документы

Обогащение словаря детей эмоционально-окрашенной лексикой

Татьяна Карацуба
Обогащение словаря детей эмоционально-окрашенной лексикой

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА – это стилевая направленность речи, при которой слова отражают чувства, эмоции, настроение человека, а также словесное высказывание имеет окрашенность и экспрессивность.

К эмоциональной лексике относятся :

­ слова, называющие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом (отвращение, брезгливость, любовь, ненависть, ласка, доброта, гнев, злость, ужас, страх, грусть, печаль и др.);

Публикация «Обогащение словаря детей эмоционально-окрашенной лексикой» размещена в разделах

­ слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны всем своим составом, т. е. лексически без помощи аффиксальных средств (добрый, хороший, милый, злой, ужасный, скверный, потрясающий, бедный, гадкий, мерзкий и др.);

­ слова, в которых такое эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а словообразовательно, т. е. особыми суффиксами (сынок, цветик, голосочек, пальчик, мамуля, реченька, девчонка, ружьишко и т. п.). Такие слова называются эмоционально-окрашенной лексикой.

• В состав эмоционально-окрашенной лексики входят слова, обозначающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны. Эмоционально-оценочное слово включает в себя элемент оценки: дождичек, беленький, малюсенький и т. п.

Слова с эмоциональной окраской могут включать разнообразные оттенки: иронический, неодобрительный, презрительный, ласкательный, торжественно-приподнятый и др. Эта окраска, как правило, устойчива, поскольку возникает в результате того, что само значение слова содержит элемент оценки: например, «пустомеля». Оценочными могут оказаться слова в переносном значении (например, о человеке говорят: ворона). Оценочность может достигаться при помощи суффиксов: бабуля, солнышко, цветочек. Существуют слова, за которыми оценочность закрепилась по традиции: вещать (говорить, провозглашать).

Эмоционально-оценочная лексика делится на два больших разряда:

слова с положительной характеристикой;

слова с отрицательной (негативной) характеристикой.

У детей, имеющих особенности психического и эмоционального развития, имеет место недоразвитие эмоциональной лексики. Формирование данного пласта лексики является одной из задач логопедической и коррекционно-педагогической работы.

Введение в активный словарь детей эмоционально-окрашенной лексики способствует эмоциональному развитию, речь ребенка становится более выразительной, понятной для окружающих.

Эмоциональная выразительность речи, передаваемая соответствующей лексикой и просодическими средствами (темпом, ритмом, логическим ударением, интонацией) – фактор положительного воспитания. В связи с этим педагогам и родителям важно обращать внимание на эмоциональное развитие ребенка и стимулировать его. Эмоциональное развитие ребенка, как и вообще личностное развитие, зависит от социальных условий, от речи окружающих ребенка взрослых, от их общения с ребенком. Формирование в речи ребенка эмоциональной лексики связано с усвоением знаний о нормах и правилах морали, так как слово может быть усвоено только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначающих.

Для того чтобы эмоционально-окрашенная лексика вошла в активный словарь ребенка, родителям рекомендуется чаще самим употреблять её. Например, вместо слова хороший, приходя в восторг от чего-либо, говорите прекрасный, замечательный, восхитительный, чудесный, превосходный и т. п. Если вы чем-то удивлены, вместо слова «интересно», говорите впечатляюще, увлекательно, занимательно и т. д. Это, в свою очередь, положительно скажется на формировании у ребенка навыка подбора синонимов, что также является одной из задач логопедической работы с дошкольниками.

Публикации по теме:

Индивидуальный план воспитателя ДОО «Обогащение словаря через различные виды деятельности при обучении татарскому языку» Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период 2019-2023г. г. воспитателя по обучению детей татарскому.

Консультация для родителей «Обогащение словарного запаса детей через игру» Расширяем словарный запас! Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово,.

Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями искусства Использование языка как средства общения связано, прежде всего, со словом. Говорящий пользуется словами, составляет из них словосочетания,.

Конспект занятия по овладению речью «Обогащение активного словаря» для детей 6–7 лет Разработала: воспитатель Солодуша Ирина Валерьевна Тема: «Знакомство с рассказом Тихонова Николая «Умный танк»» Задачи: -Познакомить детей.

Консультация для родителей «Обогащение словаря детей с ОНР посредством изображения животных средствами рисования» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 6 «Семицветик» комбинированного вида городского округа город Шарья Костромской.

Консультация для воспитателей «Обогащение словаря дошкольников» Консультация «Обогащение словаря дошкольников» Необходимость взаимосвязи разных сторон речи при обучении родному языку признается многими.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологии Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ -технологии В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное.

Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами Обогащение словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами Кудинова Елена Владимировна воспитатель, Десерт Элина.

Расширение и обогащение словаря у детей с общим недоразвитием речи на основе фольклорного материала Работу по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала начинаю уже в старшей группе компенсирующей направленности.

Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей Проективный тест «Сказка» Луизы Дюсс Этот тест был составлен детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он может быть использован в работе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обогащение словаря детей эмоционально-окрашенной лексикой
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 12:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД