Светлана Хазова
Обращение к личному миру ребенка при создании поздравительной открытки на занятиях изобразительным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Один из основных принципов дошкольного образования – «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе» (ФГОС).
Индивидуальный подход и обращение к микромиру ребенка позволяют наиболее полно раскрыть творческий потенциал каждого дошкольника.
Рассмотрим, как вариант, создание дошкольниками поздравительной открытки для папы на День защитника Отечества.
Публикация «Обращение к личному миру ребенка при создании поздравительной открытки на занятиях изобразительным искусством» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытка своими руками
- Темочки
Открытка является привычным способом общения между людьми. Современное общество значительно упростило это общение. Традиционная почта с письмами и открытками заменяется электронными аналогами с шаблонами для общения адресатов. В смартфонах выскакивают заготовленные фразы, в интернете – готовые поздравительные открытки, даже бумажные открытки на почте в большинстве своем имеют типографский поздравительный текст. Таким образом происходит обезличивание и массовое форматирование почтовых отправлений. А между тем письменное поздравление должно носить личный характер и содержать тепло и энергетику контактирующих людей.
Я даже считаю, что подмена личного контакта шаблонным – это подмена одного из важнейших элементов в традиционной русской культуры, с ее искренностью и душевностью.
Выполняя поздравительные открытки с дошкольниками на занятиях в изостудии, я стремлюсь обращаться к их личному опыту, к их чувствам и привязанностям. Также необходимо учитывать возрастные особенности ребенка, ведь разница в полгода – год, очень значительна в дошкольном возрасте. К тому же дети, в большинстве своем, еще не умеют писать.
На наших занятиях дошкольник определяет сам, что и кому он рисует. К сожалению, сейчас много неполных семей и не каждый ребенок хочет рисовать работу папе. Он может рисовать ее брату, деду или соседу.
Сначала мы рисуем поздравительную композицию, которая может представлять собой рисунок, выполненный масляной пастелью и сухой пастелью или акварелью. Эта техника позволяет работать быстро и выполнить первый этап за одно занятие. Соблюдая возрастную адекватность, дети средней группы выполняют изображение одного объекта (танк, подлодка, кораблик, а дети более старшего возраста выполняют рисунок из двух-трех объектов (богатырь и девушка, военный и танк и т. д.). На втором занятии дети получают свою работу, приклеенную на паспарту (рамку). Не успевшие закончить рисунок завершают его. Далее, на этом этапе, я, как педагог, помогаю им написать поздравительный текст. Для этого они называют придуманную ими лично фразу : «Моему крутому папе!», «Папочке от лапочки!», «Любимому папе!» и т. д. Я пишу карандашом фразу печатными буквами тем детям, которые просят об этом (умеющие писать выполняют надпись самостоятельно). После чего они обводят ее, выбирая сами материал и цвета. Дизайн открытки мы дополняем в технике аппликации, используя трафареты звезд, сердец, флагов.
Аппликация дает всплеск творчеству ребенка, позволяя играть и придумывать по ходу работы. Так у нас возникают из звезд салюты, награды, украшения. В шаблонах сердец дети пишут имена от одного (своего) до нескольких имен близких (ведь папа – защитник всех любящих его: бабушки, дедушки, мамы, брата, девочки, собаки и кота). Каждый ребенок создает свой дизайн.
Искренность и любовь, с которой дети выполняют свои работы, позволяют мне надеяться, что родители улыбнутся и сохранят поздравительные открытки, выполненные на занятиях в изостудии. И может быть, тоже не будут использовать шаблоны при поздравлении близких им людей, что сделает наш мир чуточку светлее и добрее.
Думаю, что такое занятие «приобщает детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» (ФГОС).