Климова Светлана
Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи «Кубанская весна»
ОД по формированию лексико – грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: " Кубанская весна"
Цель:
- закрепление представления детей о весне и её приметах, уточнение, расширение и активизация лексики за счё т слов: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, лужа, ручей, ледоход;
Публикация «Образовательная деятельность для детей с тяжелыми нарушениями речи „Кубанская весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
- ознакомление детей с творчеством кубанских поэтов, со стихами весенней тематики.
- воспитание патриотизма, любви к родной природе, чувство гордости за свою малую родину.
Предварительная работа:
- рассматривание книг, открыток, альбомов о Кубани;
- разучивание стихов, песен, частушек о Кубани;
- ознакомление с кубанскими песнями, хороводами.
Оборудование:
Магнитная доска, магнитофон; весенние пейзажи и картинки по теме: картинки первоцветов, солнышко, облако, дерево, подснежник, дерево, снег.
Аудиозаписи песен на стихи кубанских поэтов. Стихотворения кубанских поэтов : И. В. Белякова, Н. К. Доризо, В. Д. Нестеренко, В. Б. Бакалдина.
Карта Кубани, карта города Краснодара.
Ход занятия.
Организационный момент. Сядет тот, кто назовет приметы весны. Давайте поговорим о весне, но наш разговор будет необычным. Мы будем говорить о весне стихами кубанских поэтов.
Послушайте стихотворение «Смех и слезы». Его написал поэт Иван Васильевич Беляков, он долгие годы жил и работал на Кубани.
За двором на огороде
Потемнела тропка.
К нам по ней весна приходит
Осторожно, робко.
Ей навстречу от колодца
Две сороки скачут.
Детвора шумит, смеется,
А сосульки плачут.
А теперь жду ваших ответов на вопросы:
- почему весной темнеет тропка?
- чему радуются дети?
- почему сосульки плачут?
- объясните название стихотворения «Смех и слезы»
Знакомство со стихотворением «Гори, гори, солнышко». Это стихотворение тоже написал И. В. Беляков. Послушайте его:
Гори, гори, солнышко! Радуги, сверкайте.
Маленькое зернышко соком наливайте.
Пусть оно, лучистое, звонкой силой полнится.
Пусть оно, душистое, тяжелей становится.
Наша степь бескрайняя морем разливается
Нынче урожайная весна ожидается.
- О каком зернышке писал поэт? Правильно, о пшеничном зернышке.
Кубань – житница России, кормит хлебом всю нашу страну. Надо очень бережно относиться к хлебу, помнить, сколько сил вложили в него люди.
Динамическая пауза: хоровод «Солнышко» Настало время водить хороводы.
- чтобы весной все подрастало, оживало, что должно ярко светить?
Обратимся к нашему солнышку с песней, а вы подпевайте.
Дети ведут хоровод и поют, повторяют 2-3 раза.
Солнышко, ведрышко, выгляни в окошечко.
Солнышко, покатись. Красное, нарядись.
Продолжаем наше занятие.
Послушайте стихотворение : «НА КУБАНЬ ПРИШЛА ВЕСНА».
Его написал поэт Доризо Николая Константинович. Поэт родился в Краснодаре 22 октября 1923года, сейчас живет в Москве.
Все теплее солнце греет,
Степь бескрайна и ясна,
Травы густо зеленеют,—
На Кубань пришла весна.
Стали ночи покороче,
Стали дни погожие длинней.
Вешний ветер бродит в роще,
И работать стало в поле веселей.
Эх, Кубань, моя Кубань!
Над рекой сады вишневые.
Хороша весной Кубань —
Широки твои луга медовые!
Вся земля теплом весенним растревожена,
Сколько силы богатырской в ней заложено!
Эх, Кубань, привольный край,
Кубань,— Хороша Кубань, куда ни глянь.
- Немножко поиграем. А поможет нам в этом книга «Подскажи словечко». Владимира Дмитриевича Нестеренко, кубанского поэта.
Круглый, сладкий он на вкус, как матрос, одет а…
Будет щедрый урожай будет вкусный к…
Доброте учиться нам у кого? У наших м…
Любит небо и полет с детства каждый с…
Кто же знает в зайцах толк? Ну, конечно, серый в…
Нас ждет еще одна веселая игра. Давайте вместе поиграем в старинную игру. Проводится игра «Солнышко-ведрышко». Выбирается водящий – солнце. Остальные дети стоят в хороводе. Они поют:
Гори, солнце, ярче. Лето будет жарче.
А зима теплее, а весна милее.
На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Потом все приближаются к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо!», и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.
Наше знакомство со стихами кубанских поэтов продолжается. Послушайте стихотворение «Весна». Автор этого стихотворения Виталий Борисович Бакалдин, он родился 16 июня 1927 года.
Спела песни в марте звонкая капель, и уже на старте весельчак-апрель.
Солнце ярко светит, ожил птичий хор. В поднебесье ветер – словно дирижёр.
Как вы догадались, что эти слова о весне? Что еще происходит весной?
А сейчас послушайте стихотворение Варвары Бардадым «Солнышко на столе»
Вот и солнышко устало, спать ложится за стожок.
Воротилось с луга стадо, вышел месяца рожок:
- Что такое! Кто там в поле? Кто грохочет в барабаны?
Ходят по полю огни. Это трудятся комбайны,
Убирают хлеб они от зари и до зари.
Вот ещё, ещё денёк…Сжат последний колосок!
Слава, слава хлеборобам, уваженье и почёт!
- О чем это стихотворение? А теперь для всех угощение – кубанские бублики и кубанский каравай, приготовленные из пшеничных зерен. Эти зернышки вырастили на кубанских полях наши хлеборобы. Дети фотографируются для фотоальбома своей группы.
Итог занятия.
- С творчеством каких кубанских поэтов мы сегодня познакомились?
- Что вам понравилось на занятии?