Ольга Панина
Образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в заколдованный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе
Задачи:
Образовательные:
• Расширение и уточнение представления детей об обитателях лесов средней полосы России, условиях их жизни.
• Закрепление произношения звука [ж], формировать умение регулировать силу голоса при произнесении звука [ж], понимать образный смысл загадок.
• Чётко и полным предложением отвечать на вопросы.
• Упражнять в практическом согласовании притяжательных прилагательных с существительными.
Публикация «Образовательная деятельность по речевому развитию в старшей группе „Путешествие в заколдованный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
• Упражнять детей в правильном подборе слов - признаков к заданному слову.
• Обогащать словарь по теме.
• Формировать грамматически правильную речь.
Развивающие:
• Развитие речевого дыхания; фонематического восприятия и фонематических представлений, мышления, творческого воображения.
• Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия.
• Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику рук, тактильные ощущения путем различных движений и упражнений.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательность.
• Навыки сотрудничества и самостоятельности.
• Любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: мультимедиа со слайдами, сухой бассейн, фигурки зверей, прищепки – лучики к солнышку, картинки солнца, животных и их жилищ, шишки, клубки ниток, подносы с манкой, корзина с яблоками,плоскостные изображения цветов и пчел, «бревно», мяч.
Предварительная работа: чтение рассказов о природе; составление рассказов по опорным предметным картинкам; заучивание стихотворений; загадывание загадок, разучивание пальчиковой игры «Дружат добрые зверята», дидактические игры: «Чего не бывает весной?», «Скажи правильно», «У кого кто?», «Назови ласково» и т. д.
Ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся.
(Дети заходят в зал, приветствуют.)
Воспитатель:
Собрались все дети в круг:
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Давайте подарим улыбки друг другу и нашим гостям (легкая музыка)
(1 слайд)
2. Мотивация.
Воспитатель: Вот сухой бассейн стоит
Чудеса для нас творит
Дружно руки запускаем
И игрушки вынимаем
Дети по очереди вытаскивают из пальчикового бассейна мелкие игрушки – фигурки животных, называют их.
Воспитатель: Как можно назвать этих животных? (дикие) Почему? (они живут в лесу и сами заботятся о себе)
Воспитатель: - Наверное, что – то случилось в лесу. Звери приходили к нам и оставили видеописьмо. Прочитаем?
(2 слайд)
Дорогие ребята!
Злая волшебница БАСТИНДА заколдовала солнце. В лесу очень темно, неуютно, холодно, все перепуталось: звери не могут найти свои жилища, птицы своих птенцов. Помогите, пожалуйста! Вы победите Бастинду, если выполните все задания.
Ваши друзья - лесные звери.
Воспитатель: Ребята, поможем зверушкам?
Дети: Да!
3. Воспитание бережного отношения к природе
Воспитатель: - Прежде чем мы отправимся в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Дети:- Не шуметь! - Не ломать веточек….
(3 слайд)
Воспитатель: Мы с вами сейчас отправимся в путешествие. Только помните, что лес – это дом для птиц и животных, а мы в нем гости, поэтому вести себя нужно хорошо, чтобы не напугать обитателей леса.
4. Упражнение в наматывании ниток
Воспитатель: - Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдоль тропинка зовет.
В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.
Воспитатель. Вот, мы с вами и в лесу.
- Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!
(4-11 слайды)
Ребята, какой здесь свежий воздух. Давайте подышим им. (вдох носом, выдох ртом). Прислушайтесь к звукам леса. Что, вы слышите? (Звучит аудиозапись «Звуки леса)
Дети. Я слышу пение птиц, шёпот листвы, шум ручейка
Воспитатель: Все хорошо. Только в лесу очень темно и неуютно. Как вы думаете, почему? (Злая Бастинда заколдовала солнце).
(12 слайд)
5. Отгадывание загадок
(слышится звон, колокольчика)
Воспитатель: А сейчас что мы слышим? Вы слышите песенку цветов. Цветы, издавая свой звон, говорят, что пришла весна. Скоро все полянки будут усыпаны разными цветами.
Какие первые весенние цветы вы знаете?
Дети: Подснежники, одуванчики, мать-мачеха, ландыши, фиалки, нарциссы, тюльпаны.
Воспитатель: Ребята, вы назвали много цветов. А сейчас попробуйте отгадать про них загадки.
Первым вылез из земли
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
- подснежник –
Белые горошки
На зелёной ножке.
- ландыш –
Смотрит солнышко – росток.
Не травинка, не листок:
Появился самый первый.
Желтый маленький цветок
-мать-и-мачеха-
Весной я солнечный цветок
Горит в траве мой огонек,
А летом шарик я пушистый
Лишь только дунет ветерок -
пускаю вдаль парашютистов,
Оставив голый стебелек.
- одуванчик –
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали правильно! Посмотрите, на нашем волшебном экране много туч закрыли солнышко, одна тучка исчезла. Чтобы тучи нам прогнать, задания будем выполнять. Давайте разгоним тучи и вернем солнце.
(13слайд)
6. Упражнение в равновесии.
Воспитатель: Идем дальше. На нашем пути бревно. Можно пройти по нему. Но бревно не простое. Пройдет тот, кто назовет насекомое.
Дети называют слова и проходят по бревну.
(14 слайд)
7. Д/и «Весёлые пчёлки».
На полу лежат два больших цветка: синий и красный, пчелки с буквами на спине.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (пчелы) А что у них на спине? (буквы) Для чего они нужны? Что они обозначают? А какие бывают звуки? (гласные и согласные) Помогите пчелкам найти свой цветок. «Пчёлки» с гласными звуками должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий. Перед тем, как полететь, давайте вспомним, какой звук издают пчелы? (ж) Поможем язычку вспомнить, как произносится этот звук.
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
Когда пчелы поднимаются вверх, они жужжат громко, когда садятся на цветок – тихо. Покажите голосом, как они это делают. (Дети жужжат громко-тихо)
Дети крутят карандаш и жужжат.
Каждый должен объяснить, почему он прилетел на этот цветок и назвать свою букву.
(15слайд)
8. Игровое упражнение «У кого кто?» (с мячом)
(голоса птиц)
Воспитатель. – Ребята, вы слышите? Птицы потеряли своих птенцов и поэтому так кричат. Чтобы помочь им нужно правильно назвать птенцов. Какие птицы прилетают к нам весной?
Назовите их птенцов.
-У грача – грачонок
-У скворца – скворчонок
-У журавля - журавленок…
- У утки – утёнок
-У гуся - гусенок
- У аиста – аистёнок
- У лебедя – лебедёнок
- У дрозда – дроздёнок
(16 слайд)
9. Массаж
Воспитатель. Смотрите, какие здесь есть шишки. Давайте мы с ними поиграем.
(Воспитатель и дети выполняют массаж).
Дети по лесу пошли,
Много шишек там нашли.
Один, два,три, четыре, пять Катают шишку между ладоней.
Будем с шишками играть
И ладошками катать.
В руку правую возьмем, Сжимают шишку в руке
Посильней ее сожмем.
Руку быстро разжимаем, Катают шишку по руке
Шишку по руке катаем.
В руку левую возьмем, Сжимают шишку в руке
Посильней ее сожмем.
Руку быстро разжимаем, Катают шишку по руке
Шишку по руке катаем.
А теперь мы поиграем,
Шишку с горки покатаем Катают шишку по груди и животу
Вверх и вниз, вверх и вниз
По животику катись.
Шишку по ногам катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз Катают шишку по ногам
Ну-ка шишка веселее
Ты по ножкам прокатись.
Будем весело играть,
Шишку ножками катать.
На пол шишку положите
И ногой ее прижмите.
Шишку по полу катаем Катают шишку стопой правой ноги,
И носочком прижимаем. затем левой.
А теперь назад кати,
Пяточкой ее прижми.
Один, два, три, четыре, пять
Мы закончили играть.
10. Д/и «Дома животных»
Воспитатель. Ребята, в темноте животные заблудились и не найдут свои дома. Перед, вами дома животных и животные. Найдите каждому животному свой домик.
Дети. Это заяц, у него дом нора. Это медведь, его дом называется берлога. Это волк, он живет в логове. Это белка, её домик называется дупло.
Воспитатель: Вот мы и справились с этим заданием. Можно двигаться дальше.
(17 слайд)
11. Подбор слов - признаков к заданному слову
Воспитатель: посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Обратите внимание
на солнышко. Солнышко, какое?
Дети: Лучистое, яркое, жаркое, теплое, золотое, весеннее, жёлтое, доброе, ласковое, приветливое, ясное, весёлое, озорное, круглое
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем каждый солнышко и подарим их лесным животным. А помогут нам в этом наши волшебные прищепки.
(дети прищепками добавляют лучики)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями. За это лесные звери прислали вам корзину яблок. А сейчас мы прогоним Бастинду. Это легко. Мы на нее подуем все вместе.
(18 слайд)
Дети дуют - Бастинда «улетает»
12. Итог.
Воспитатель:Ребята, что вам запомнилось из нашего путешествия?
Какие задания показались вам трудными?
Нарисуйте того, кто вам запомнился. Но сначала разомнем наши пальцы.
"Дружат добрые зверята"
Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук).
Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук).
Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).
Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук).
Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).
Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук).
Вот как разыгрались,
По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями)
Сейчас отложите все и встаньте в круг.
Возьмитесь за руки, друзья.
У друга тёплая и нежная ладошка.
Поглажу друга за руку немножко,
Нам хорошо, когда мы вместе рядом,
Без друга плохо жить, запомнить это надо.