алла куркина
Образовательная деятельность по валеологии
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность по валеологии
Подготовила: Куркина А. А. ,Воспитатель II квалификационной категории, 2011г
Задачи образовательных областей :
цель:
Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.
Познания:
закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.
Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Публикация «Образовательная деятельность по валеологии» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Методы и приемы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);
Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);
Практические (упражнения, опыты).
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.
Средства обучения: Демонстрационный материал: (ИКТ с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)
ИКТ
Баночки с продуктами, различными на вкус
Ход образовательной ситуации:
Дети входят в группу, их встречает доктор Айболит.
Айболит: Добрый день. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «страну здоровья». Пожалуйста, наденьте халаты.
Ребята, как вы думаете, почему такое название? (Ответы детей).
Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.
- Хотите узнать что-нибудь о них? (Да).
Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.
«Кто такой командир?» (Ответы детей)
- А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?
(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)
- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)
- Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).
- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.
- На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга)
- Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.
- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
- У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)
- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.
Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Чтобы попасть в этот кабинет, вы должны отгадать загадку:
Загадка:
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
сами открываются. (Глаза)
- Молодцы!
- Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
Доктор: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
- Мы с вами поиграем.
Игра:
Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти по ковру, стараясь обходить товарищей, на ковре поставить мягкий модуль как преграду.
- Так зачем же человеку глаза?
- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. знаете правила по охране зрения? (давайте найдем ответы в карточках) :
Перед вами лежат два круга:в красный надо отобрать карточки, которые вредны и опасны для ваших глаз, а в синий те, что защищают глаза.
Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете.
Д. Айболит: Ребята, а вы замечали, что у людей цвет глаз может быть разный? (ответы детей). Зрачок всегда остается черным, а вокруг него (зрачка) кольцо, которое называют- радужка. И радужка окрашена разными цветами. Посмотрите в глаза друг другу и определите цвет. (ответы детей).
Айболит: Вы заметили, что цвет у всех разный, но видите вы мир все одинаково-разноцветным, а вот например черепахи видят все зеленым цветом- предлагаю вам посмотреть в специальные зеленые очки. (на столе лежат очки).
Айболит: так что вы узнали о глазах? (ответы детей).
А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
Загадка
Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Алеша (Саша, Маша и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Айболит: и за ушами тоже нужен уход и их так же надо беречь.
Послушайте следующую загадку:
Загадка:
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Ответы детей)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)
- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.
Игра "Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)
Айболит: прежде, чем мы пройдем в другой кабинет, расскажите про нос. (ответы детей).В нашем носу есть длинный коридор, по которому все запахи проделывают длинный путь и попадают в мозг, а память помогает вспомнить, что это за запах.
Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
Воспитатель: А определить продукты на вкус нам помогает - ….? Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки надо делать зарядку.
"Улыбка"- Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Покусывание кончика языка"
"Часы"- Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка"- Поцокать языком.
Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.
Загадка:
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы).
Доктор: Ребята, а чем покрыты пальцы? (кожей).Я предлагаю вам поэкспериментировать, проверить ваши пальцы на чувствительность.
Опыты:
1. Перед вами стоят тазики с водой, я хочу чтобы вы попытались определить температуру воды на ощупь. (таз с холодной водой, таз с теплой водой).
-молодцы, вы с правились и с этим заданием!
Доктор: Ваши пальцы стали чувствительней, значит справятся и со следующим заданием:
Возьмите в руки кусочки ткани и определите на ощупь какая она. ( ответы детей: мягкая, пушистая, шершавая, гладкая и др.).
Наша экскурсия в страну здоровья подходит к концу и мне бы хотелось спросить : понравилось ли вам? А что нового вы узнали?
1. в голове каждого человека есть ….МОЗГ.
2. в нем хранятся много звуков, запахов, картин.
3. у МОЗГа есть помощники….глаза, уши, нос, язык, руки.
4. за ними нужен уход.
Доктор: мне очень приятно, что вы были у меня в гостях. Хочу вам подарить витамины, которые очень будут укреплять вашу память.