Ольга Андреева
Образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе «Мы — зоологи»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. продолжать учить наблюдать,рассматривать,изучать,экспериментировать.
2. Формировать представления у детей о существующих классах животного мира.
3. Закрепить знания детей о взаимосвязи и взаимозависимости людей и животных.
4. Развивать логическое мышление,желание делать свои умозаключения и умение ориентироваться по карте.
5. Воспитывать бережное отношение к природе,животным,окружающей среде.
Публикация «Образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе „Мы — зоологи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Материал: разноцветные флажки с чёрными силуэтами зверей,птиц,насекомых,рыб. Карточки с изображениями животных для упражнения: «Что их объединяет?». Два картонных круга:в середине одного-кошка,в середине другого- ворона;картинки с изображениями зверей,птиц (по количеству детей)Карта полушарий и карта Африки;картинки для игры «Необычные звери»,костюм Доктора Айболита,музыкальное сопровождение,указка,флажки для карты.
Предшествующая работа: чтение сказки К. Чуковского «Доктор
Айболит»,знакомство со средой обитания различных животных по иллюстрациям энциклопедий,открыток «Заповедные места», «Зоопарк»;беседа по содержанию «Красной книги»;рисование,ручной труд (оригами) животных разных стран.
Ход занятия:
Поперёк комнаты висит гирлянда флажков с силуэтами животных. На столе разложен игровой и дидактический материал.
Воспитатель:Сегодня на занятии мы будем с вами учёными –зоологами. Нам предстоит отправиться в экспедицию (путешествие) для наблюдения и изучения животных. Мы будем с вами передвигаться от одного пункта к другому. На своём пути мы повстречаем обитателей разных классов и для того чтобы отправиться в дорогу нам нужно разделить изображённые контуры животных на классы.
( Дети рассматривают силуэты животных и называют классы к которым они относятся:звери,птицы. насекомые,рыбы)
Воспит. Молодцы на классы разделили!Теперь мы смело отправляемся в дорогу!
На первой станции назначения нам необходимо определить,что может объединять этих животных. Разделитесь на пары и подойдите к конвертам,в которых карточки.
Повнимательнее рассмотрите и определите. что объединяет этих животных.
1конверт. (белый медведь,тюлень,морж)Их объединяет то,что они обитают на Севере,там холодный климат,они живут в воде,питаются рыбой.
2конверт. (верблюд,тушканчик,варан)Их объединяет то. что они обитают в пустыне. Они приспособлены к песчаным бурям. могут долго обходиться без воды.
3конверт. (жираф,зебра,страус)Они обитают в саванне. Они очень хорошо бегают.
4конверт. (заяц. лиса,волк)Обитают в лесу,называются дикими животными.
5конверт. (корова,коза,кошка.)Это домашние животные,служат для помощи.
Молодцы!Ребята,а теперь обратите внимание на таблицы с изображениями животных,тело которыхприспособлено к тому или иному образу жизни в определённой среде обитания.
Молодцы!Ребята. а теперь обратите внимание на таблицы с изображениями животных,тело которыхприспособлено к тому или иному образу жизни в определённой среде обитания.
Воспит:Назовите животных и объясните по какому признаку они объединены.
1 ответ:(гусь,утка,лебедь)- это водоплавающие птицы. У них на лапках перепонки,помогающие им грести;перья не промокают,потому что смазываются жиром из специальной железы,находящейся возле хвоста.
2ответ (цапля,аист,журавль)-большую часть времени проводят в болотных зарослях,у них высокие ноги и длинная шея.
3 ответ (бобр,выдра,норка)-это подводные животные,они строят свои хатки под водой. Они питаются рыбой и водорослями.
Воспит:Замечательно!А теперь отправляемся на следующий пункт своего назначения. Здесь я предлагаю вам выполнить вот такое задание. Для начала разделимся на 2 команды.
Посмотрите на эти круги,в середине которых нарисованы животные. Расскажите о них.
1реб:кошка,домашнее животное,находится рядом с человеком.
2реб:ворона,дикая,перелётная птица. Живёт рядом с жилищем человека.
-Ребята,вы хорошо знаете какой величины кошка какой ворона?
-Посигналу,игроки первой команды должны взять по одной картинке с изображением какого-либо зверя и положить её на красную половину круга,если зверь больше кошки,или на зелёную,если зверь меньше кошки. Игроки второй команды таким образом распределяют птиц. Выигрывает,та команда,которая быстрее и без ошибки разложит картинки. По окончании игры дети называют животных,которые больше или меньше кошки и вороны.
Воспитатель:Молодцы!Вы очень наблюдательны,хорошо справились с заданием!Всё это тоже необходимо знать зоологам.
(стук в дверь)
Восп:Кто-то к нам сюда спешит. Здравствуйте!Я Доктор Айболит,спешу на помощь к больным зверятам в Африку. А вы кто?
Все вместе:-Мы зоологи!
Доктор Айболит:Вот вы-то мне и нужны. Помогите мне найти дорогу в Африку.
-Я знаю только то,что они живут на Занзибаре,в Калахари и Сахаре.
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по,
По широкой Лимпопо.
-А где это,я не знаю.
Восп:Давайте, поможем Айболиту (подходим к карте)
-Вот широкая река Лимпопо. Здесь она впадает в море. Кто здесь ждёт Д. Айболита?
Дети:Печальный Лимпопо.
Восп:Какие звери заболели возле реки Лимпопо?
Дети:Бегемотики схватились за животики.
Дети:Страусята визжат,как поросята!
Дети:А у бедных акулят зубки болят.
Восп. Ребята,а что это за место?
Дети:Раз здесь обитают бегемоты и страусята,значит это место не пустыня,не тропический лес,а саванна.
Восп:Ребята,а где доктор найдёт бедных горбатых больных верблюжат?Почему там?
Дети :в пустынях Калахари и Сахаре. Верблюды приспособлены к жизни в пустынях.
Доктор Айболит : ребята,раз вы такие наблюдательные, скажите, а где моя Родина?Об этом легко догадаться, если вспомнить, каких животных я лечил у себя на Родине?
Дети : Доктор Айболит лечил корову, волчицу, медведицу, зайчика,лису. Эти животные обитают в России. Значит, твоя Родина, Айболит,Россия!
Доктор Айболит:спасибо ребята за помощь, а я поспешу к больным зверятам. до сводания!
Восп : Айболит поспешил к больным зверятам, а наша экспедиция отправляется дальше. Следующая остановка – научная лаборатория. Усаживаемся зарабочие места, нам необходимо провести исследование: как маскируются животные в природе?
Для этого необходимо взять жёлтый мелок и нарисовать на белой бумаге птичку. Затем –накрыть рисунок полоской красного цвета. Что вы видите?
Дети : Жёлтая птичка исчезла.
Восп : Хотите узнать почему?
Как можно получить красный цвет?
Дети: чтобы получить красный цвет, нужно смешать жёлтую и оранжевую краску.
Восп: нарисованная мелком жёлтого цвета птица сливается с красной полоской и изображение исчезает. Вот так и в природе, животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающей среды, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить животного от листвы или травы.
-Акакой вывод можно сделать?
Дети : мы провели исследование, как животное может продлевать себе жизнь, маскируясь от хищников.
Восп : ребята а теперь отдохнем и развлечёмся. садитесь в кружок на ковёр. показываю картинку для упражнения «Необычные звери».
-Это зверь не настоящий, его придумал художник. Угадайте,чьи у него туловище и ноги?Чья морда? Чьи рога?Чей хвост?
(после ответов детей предлагаю каждому взять с подноса по одной картинке.)
-Что за птицы?Что за звери?
То ли лошадь, то ли слон?
То ли сказочный дракон
Я гляжу вторые сутки,
Не найду ни пса,ни утки…
Помогите мне скорей,
Объясняйте мне зверей!
(каждый ребенок показывает свою картинку и рассказывает, из частей каких животных составлено изображение «У моего зверя птичья голова,медвежье туловище и поросячий хвостик.»)
-Ребята, а может кто-то придумает ему название?
В конце занятия провожу беседу :могут ли люди жить без животных.
Дети :нет, не могут. Они помогают человеку,они нужны человеку для красоты,для изучения.
Восп : могут ли дикие животные жить без людей?
Дети : могут. Но иногда помощь человека необходима,если животное заразилось.
Восп : кто виноват в том, что животных становится меньше?
Дети :человек. Очень много животных истребляется и ещё потому, что сейчас очень загрязнена вода,воздух.
Восп : Что такое Красная книга?
Дети : Это книга,где записаты исчезающие животные,птицы, рыбы, растения,то,что нужно беречь и охранять. Поэтому всё это находится под защитой государства.
Восп :Давайте и мы будем любить, охранять природу,животных и запомним главный лозунг учёных-зоологов :
«Сохраним всех животных на Земле!»
-Давайте с вами его повторим.