Оксана Костина
Образовательная область: познание Тема: «Обрядовые и обереговые куклы» (экскурсия в мини-музей, подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление детей с традициями и культурой русского народа.
Задачи:
• Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки.
• Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
• Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
• Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.
• Дать детям представление о народных куклах и их назначении.
Публикация «Образовательная область: познание Тема: „Обрядовые и обереговые куклы“ (экскурсия в мини-музей, подготовительная группа)» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
• Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы — оберег.
Материал к занятию: ткань белого цвета 20 на 40 см. для туловища; цветная
ткань в форме треугольника для косыночки; цветная ткань для юбочки;
цветная нить.
Ход экскурси:
Дети входят в оформленный зал.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, сегодня у меня есть для вас новость. У нас в детском саду появился мини-музей. А как вы думаете, что собрано в этом музее? (ответы-предположения). Хотите узнать? Узнаете, если отгадаете загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь –
Будет спать
День, и два, и даже пять.
Воспитатель: О какой игрушке говорится в загадке? (ответы детей). Правильно ребята – это кукла, и мы с вами сейчас отправимся в удивительную экскурсию по нашему мини – музею обрядовой и обереговой куклы, и полюбуемся их разнообразием.
Идем в музей «Кукол».
Воспитатель: Итак, сегодня в музее выставка кукол. История куклы имеет такую же длинную летопись, как и история самого человека. Можно сказать, что куклы появились одновременно с появлением человека. Ведь надо было мамам чем-то развлекать своих детей, и в помощь им появились куклы.
Кукла — это детская игрушка в виде фигурки человека.
1 – выставка «Современные куклы»
Воспитатель: Посмотрите, на первой выставке собраны современные куклы они очень красивые, яркие, нарядные. Я думаю, что каждый из вас любит играть в куклы и у каждого есть своя любимая кукла, кто может рассказать о своей куколке? (ответ детей). В какие игры вы играете с ней? (ответ детей).
А вот в старину ребятишки могли только мечтать о таких чудесных игрушках как у вас. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего игрушки мастерили сами родители. Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена? (ответ детей).
2 – выставка «Кукла Кувадка»
Воспитатель: Давайте мы пройдем к следующей выставке и посмотрим на обереговую куколку Кувадку. Как вы думаете, из чего она сделана? (ответы детей).
Кувадка была первой куклой в жизни ребенка. Считалось, что во время рождения ребенка, отец должен взять в руки такую куклу, и ходить вокруг дома или бани, чтобы отвлечь злых духов от маленького ребенка. Она являлась оберегом вплоть до таинства крещения. Затем их сжигали. Обряд забыт, а куклы остались. Давайте представим, что мы перенеслись в очень далекое прошлое, у нас есть младенец, а я ему свернула первую куклу Кувадку.
Воспитатель показывает Кувадку детям, дети берут кукол.
Давайте обойдем вокруг стола и произнесем потешку.
Расти, Маша, выше,
До хором, до крыши.
Расти, не балуй,
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины
Да с дом вышины.
А теперь мы положим Кувадок на место и продолжим нашу экскурсию.
3 – выставка «Кукла Колокольчик»
Воспитатель: Следующая выставка познакомит нас с куколкой - веселой, задорной, которая несла в дом радость, счастье и веселье. Это оберег хорошего настроения. Такую куклу дарили со словами: «Кого люблю – тому дарю», тем самым желали другу получать только хорошие новости и прибывать в радости. Я предлагаю вам потрогать ее и рассмотреть.
Как выдумаете, что у этой куклы внутри? (ответы детей).
Воспитатель: Внутри правильно расположен колокольчик, как вы думаете как она называлась? (ответы детей). Правильно Колокольчик. Звон колокольчика оберегал всю семью от болезней. Понравилась вам эта куколка? (ответ детей).
4 – выставка «Кукла Веснянка»
Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдем знакомиться со следующей куколкой, на этой выставке вас ждет кукла Веснянка (как вы думаете, почему ее так называли) Родители делали её весной и дарили детям, чтобы привлечь весну. Веснянка – это обрядовая куколка. Когда на улице было ещё грязно, ребёнок надевал куколку на пальчик и мог водить её как куклу-марионетку.
Воспитатель: Эта куколка очень любит, когда с ней играют. Вы хотите поиграть с ней?
Пальчиковая игра «Куколка»
Наша куколка гуляла (шагают по ладошке)
И играла, и плясала, (шагают по ладошке)
До чего ж она устала – (шагают по ладошке)
Забралась под одеяло. (Ребенок одну руку закрывает другой)
Воспитатель: Давайте положим куколок на место, пусть они отдыхают, а мы продолжим с вами экскурсию к следующей выставке.
5 – выставка «Кукла Покосница, Десятиручка»
Воспитатель: Когда летом все женщины отправлялись на сенокос, они брали с собой и детей. Чтобы детям было чем заняться, для них делали простых кукол - Покосниц. Догадались из чего она сделана – (ответы детей).
Воспитатель: Правильно. Эта кукла сделана из соломы. Куколка сочетает в себе игровую и обережную функцию, раньше считали, что такая кукла оберегала руки косарей от порезов.
А вы знаете, ребята куклы в старину и по хозяйству помогали. А вы помогаете маме справляться с домашними делами? (ответ детей). Во многих домах была вот такая кукла. Я предлагаю вам ее рассмотреть. Посмотрите, какая она необычная, посчитайте, сколько ручек у этой куклы? (ответ детей). Как вы думаете для чего ей столько рук? (ответы – предположения). Эту куклу называли Десятиручка, она должна была помочь хозяйке справляться с множеством дел, вести хозяйство и все успевать. Хорошая помощница? Сейчас соломенные куклы служат для украшения дома, их дарят в качестве сувениров. Теперь наша куколка - работница пусть отдыхает, а мы отправляемся знакомиться со следующей куколкой.
6 – выставка «Кукла Младенчик – Пеленашка»
Воспитатель с детьми подходят к печке, возле печки лежат дрова.
Воспитатель: Что вы видите перед собой? (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, а чем разжигают печку? (ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) Правильно. Это полено. Как вы думаете можно ли играть с поленом? (ответы детей).
Воспитатель показывает полено одетое как кукла.
Воспитатель: В старину даже простое полено превращалось в куклу. Такая кукла считалась оберегом, и называлась – Младенчик, или Пеленашка. Куколку эту клали в колыбель к ребёнку как оберег от злых духов. Когда ребенок подрастал, то из оберега Пеленашка превращалась в игрушку. Давайте возьмем Пеленашек в руки. Как вы думаете, как ребятишки играли с этими куклами? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно дети их укладывали спать и пели колыбельные песни.
Воспитатель: А вы ребята знаете колыбельные песни? (ответы детей).
Воспитатель: Я тоже, когда была маленькой, играла в куколки и пела им колыбельные песенки, давайте покачаем их на руках, а я спою куколке колыбельную. Вы мне помогайте, подпевайте.
Люли – люли – люленьки!
Люли – люли – люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте
На кровать,
Начинайте
Ворковать.
Люли – люли – люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье…
Спи наздоровье.
Дети поют колыбельную для кукол.
Воспитатель: Куколки уснули, давайте положим их в кроватку, пусть они спят.
Воспитатель: Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите кукол, и скажите, чем отличаются старинные куклы от наших современных кукол?
Ответы детей (Нет лица).
Воспитатель: Все эти куклы были безликие. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым могла стать опасной для малыша. Кукла «безликая» считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребенку. Эти куклы являлись оберегами, как для детей, так и для всего дома. Люди верили, что кукла – оберег отпугивает злых духов, недобрых людей, от болезней. Такие куклы были в каждой
семье и относились к ним очень бережно, они передавались из поколения в
поколение.
Воспитатель: Я думаю, у вас тоже есть дорогие люди, которых вы хотели бы уберечь от болезней, злых людей и плохих новостей. Есть такие родные? (ответы детей). Сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и изготовить для своих близких куклу оберег от болезней.
Раньше долгими зимними вечерами прабабушки, бабушки, мамы топили печь, зажигали свечи, садились вокруг стола и мастерили кукол, пока игрушку собирали, пели песни, рассказывали сказки, а когда дети подрастали, они помогали родителям, а затем уже могли и сами мастерить. Я предлагаю вам расположится поудобней, для вас будет звучать русская песня и мы будем под эту песню своими руками изготавливать куклу – оберег работу будем выполнять с любовью и теплотой.
Порядок выполнения работы:
1 этап. Начинаем изготовление куклы с туловища. Нашу заготовку
белого цвета сворачиваем в столбик. Это туловище куклы.
2 этап. Берем другой кусочек яркой заготовки, и сворачиваем вокруг туловища куклы получилась юбочка, обматываем нитью, чтобы держалась.
3 этап. Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку
ложем нашу заготовку - туловище и закладываем стороны косынки слева на
право, и с право налево. Обматываем косынку нитью, чтобы она держалась на туловище.
Дети работают самостоятельно (воспитатель помогает детям по мере необходимости).
Воспитатель: Все куклы получились красивые, одна краше другой. Молодцы ребята. Наша экскурсия подошла к концу и в память о нашем занятии, я бы хотела подарить тоже каждому из вас куклу – оберег, чтобы она вас берегла от разных неприятностей.