МААМ-картинки

Кружковая деятельность по речевому развитию «Мы — юные журналисты»

Нарыйа Иннокентьева
Кружковая деятельность по речевому развитию «Мы — юные журналисты»
▼ Скачать + Заказать документы

Частный детский сад «Белоснежка»

Образовательная программа самообразования

по образовательной области

«Речевое развитие»

Кружок «Мы - юные журналисты»

Воспитатель: Иннокентьева Нарыйа Николаевна

2022-2023 учебный год

Якутск, 2023г.

Пояснительная записка

Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.

Публикация «Кружковая деятельность по речевому развитию „Мы — юные журналисты“» размещена в разделах

Важнейшим средством коммуникации является слово. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативной компетентности. Данный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, определяют развитие личности ребёнка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей, «Я и общество», (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).

Работа по программе дает дошкольникам возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нём.

Кружковая деятельность предполагает систему игровых упражнений и заданий на умение активно слушать и правильно перерабатывать информацию, на развитие умения сотрудничать, конструировать текст (умение говорить самому).

Занятия в кружке позволят сформировать у детей более заинтересованное отношение к речевой деятельности, обеспечить разностороннее влияние на их развитие, развить мысль и творчество, способствовать развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Дети научатся слушать и понимать обращённую к ним речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринуждённо высказывать свои мысли.

Цель: Формирование связной диалогической речи и коммуникативных навыков, через игровую деятельность, в условиях ДОУ.

Задачи:

- формировать связную диалогическую речь;

-закреплять навыки ведения диалога;

-формировать коммуникативные навыки;

-расширять и активизировать словарный запас;

-способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;

-формировать умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

- формировать начальное представление о профессиональных журналистских качествах и навыков.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия: 25 минут. Общее количество учебных занятий в год — 28.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводный — в сентябре, итоговый — в мае.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

1. Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

2. Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

3. Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие творческих способностей, коммуникативных навыков.

Обработка полученных навыков на практике.

4. Рефлексивный этап.

Основные принципы реализации работы:

· наличие тематического плана;

· системность работы;

· взаимосвязь с разными видами образовательных областей;

· сотрудничество педагогов, детей и родителей.

Виды и формы деятельности

1. Познавательно-речевая

- беседы на разные темы

- викторины;

- дидактические игры;

2. Игровая деятельность :

- игра «Гость в редакции», «Мы - журналисты»

- игровые ситуации

3. Продуктивная деятельность :

- рисование иллюстраций к статьям;

- использование различных способов аппликаций

- создание коллажей

- создание видеоматеиалов

Материально-техническое обеспечение программы

Технические средства: диктофон, микрофон, ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, принтер.

Расходные материалы: карандаши, краски, альбомы, клей, различные картинки для изготовления коллажей, ватман.

Учебно-тематический план кружка «Мы – юные журналисты».

Раздел программы

Тема Число занятий

Теория Практика

Экскурсия в библиотеку 1

Кто и как делает газеты и журналы 1

Журналист – профессия творческая 1

Что такое интервью 0,5 0,5

Этикет разговора 0,5 0,5

Что такое заголовок 0,5 0,5

Игровое занятие «Мы – журналисты» 1

Проба пера 1

Какие предметы делают работу журналиста удобной 1 1

Изготовление фотоаппаратов для сюжетно-ролевой игры 1

Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты» 1

Интервью-репортаж с детьми из других групп «Как ты встретил Новый год» 1

Оформление газеты «Зимние развлечения» 1

Труд взрослых. Кто что делает. Схема интервью о профессии 0,5 0,5

Игровое занятие «Мы – юные журналисты». Командировка. Интервью в медицинском кабинете и на кухне. 1

Командировка на праздник, посвященный Дню Защитника отечества. Интервью с гостями и детьми подготовительной группы. 1

Выпуск газеты «Искорка». По теме «Будем в Армии служить» 1

Интервью «Моя любимая мама» 0,5 0,5

Я и мои эмоции. Этикет в журналистике. Рисование «мое настроение» 0,5 0,5

Что такое творчество? Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель). Словотворчество. 1 1

День юмора и смеха. Игры на развитии коммуникации. Рисование на воздушных шариках. 0,5 0,5

Просмотр тележурнала «Ералаш». Обыгрывание диалога. 1

Сюжетно-ролевая игра «Журналистское задание» 1

Выпуск очередного номера газеты. 1

Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты» 1 1

Содержание курса кружка «Мы – юные журналисты»

Тема Цель

Экскурсия в библиотеку Знакомство детей с периодическими изданиями. Вызывание интерес к печатной продукции и профессии журналиста.

Кто и как делает газеты и журналы Продолжение знакомства с периодическими изданиями. Ознакомление с профессией журналиста.

Беседа «Журналист – профессия творческая», игровое занятие «Мы – журналисты» Ознакомление детей с профессией журналиста.

Что такое интервью Научить детей правильно брать интервью. Ознакомление детей со схемами.

Этикет разговора. У меня зазвонил телефон… чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Ознакомление детей с правилами общения по телефону.

Что такое заголовок. Что можно узнать по заголовку. Игра-эксперимент с микрофоном. Ознакомление детей с понятием заголовок. Обучение детей умению пользоваться микрофоном.

Игровое занятие «Мы – юные журналисты». Командировка в кабинеты детского сада. (кабинет заведующей, методический кабинет). Интервью. Продолжение знакомства с помещениями детского сада и с сотрудниками. Обучение правилам взятия интервью.

Выпуск номера газеты «Слово на ладошке» (из жизни детского сада) Обучение умению собирать и обобщать информацию за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям.

Какие предметы делают работу журналиста удобной. работа с аудио – видео средствами (магнитофон, колонка, микрофон, диктофон, фотоаппарат). Игра эксперимент с фотоаппаратом. Продолжение знакомства детей с аудио-видео средствами, применяемыми в журналистике.

Изготовление фотоаппаратов для сюжетно-ролевой игры. Обучение детей работе с бросовым материалом и бумагой.

Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты» Обучение детей в игровой форме брать интервью по алгоритму и отбирать материал.

Интервью-репортаж м детьми из других групп «Как ты встретил Новый год» Закрепление на практике умения правильно брать интервью.

Оформление газеты «Зимние развлечения» Продолжение обучения детей выбирать нужную информацию, оформлять ее в газете.

Труд взрослых. Кто что делает. Схема интервью о профессии. Д/и «Кем быть?» Ознакомление с трудом взрослых. Закрепление умения брать интервью по схеме.

Игровое занятие «Мы – юные журналисты». Командировка. Интервью в медицинском кабинете и на кухне. Обучение детей умению вступать в диалог, задать вопросы, используя заданные алгоритмы, поддерживать диалог, делать выводы, благодарить за беседу.

Командировка на праздник, посвященный Дню Защитника отечества. Интервью с гостями и детьми подготовительной группы. Обучение умению видеть главное, брать интервью, задавать вопросы.

Выпуск газеты «Слово на ладошке». По теме: «Будем в Армии служить» Продолжение ознакомления детей умению выбирать нужную информацию, оформлять ее в газете.

Интервью «Моя любимая мама» Продолжение обучения детей брать интервью по заданной схеме.

Я и мои эмоции. Этикет в журналистике. Д/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». Рисование «Мое настроение» Ознакомление детей с разнообразием эмоций, обучение правилам этикета. Развитие умения использовать невербальные средства общения, обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику.

Что такое творчество? Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель). «Незнайка – художник», «Незнайка – поэт». Словотворчество Ознакомление детей с понятием – творчество. Обучение придумыванию рифмы.

День юмора и смеха. Игры на развитие коммуникации. Рисование на воздушных шарах. Развитие коммуникативных навыков дошкольников.

Просмотр отрывков тележурнала «Ералаш». Обыгрывание диалога. Закрепление правил ведения диалога.

Кто такой юнкор. Сюжетно-ролевая игра «Журналистское задание» Ознакомление со значением слова – юнкор. Закрепление пройденного в течение года.

Выпуск итогового номера газеты. Уточнение и обобщение знаний о выпуске газеты.

Презентация проекта кружка «мы – юные журналисты» Обобщение итогов о проделанной кружковой работе.

Перспективный план.

тема Теоретическое занятие Практичес

кое занятие Развивающая среда итог

октябрь экскурсия в библиотеку Беседа о роли газет и журналов Рассматривание газет и журналов Детская литература (книги, газеты и журналы) Заинтересованность детей

Кто и как делает газеты и журналы Беседа Игровое упражнение «Травинка» Разные газеты и журналы. Рефлексия

Журналист – профессия творческая», игровое занятие «Мы – журналисты. Беседа. Игровая деятельность.

Игровое упражнение «Связующая нить» Схемы, иллюстрации, микрофоны, фотоаппараты. Знания детей о профессии, применение на практике

Что такое интервью.

Схема взятия интервью.

Правила приличия журналиста. Беседа. Показ схем. Проба взятия интервью по схеме.

Игровое упражнение «Какие бывают слова». Схемы, микрофон, фотоаппарат. ИнтервьюРефлек

сия

ноябрь Этикет разговора.

У меня зазвонил телефон…

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон». Чтение сказки. Беседа о прочитанном. Ведение телефонного разговора.

Игра «Вспомни сказку» Телефоны, книга со сказкой. Интерес к ведению диалога

Что такое заголовок.

Что можно узнать по заголовку.

Игра-эксперимент с микрофоном. Беседа, объяснение, показ. Игра-эксперимент с микрофоном.

Словесная игра «Ресурсный анализ» Разные разные газеты, журнала, книги с заголовками, микрофон, листы бумаги, ножницы, клей. Вырезан

ные заголовки.

Игровое занятие «Мы – юные журналисты».

Командировка в кабинеты детского сада. (Кабинет заведующей, методический кабинет). Интервью. Объяснение схем и работы по ним Игра.

Интервью у заведующей и методиста.

Словесная игра «Угадай, о ком я говорю» Схемы, микрофоны, фотоаппарат. Статья для газеты

Выпуск номера газеты «Слово на ладошке». (Из жизни детского сада) Подбор материала, придумывание дизайна, наклеивание Напечатанные статьи, листы бумаги, фотографии, изобразительный материал, клей, ножницы, ватман Газета

декабрь Какие предметы делают работу журналиста удобной.

Работа с аудио - видео средствами (Магнитофон, колонка, микрофон, диктофон, фотоаппарат).

Игра-эксперимент с фотоаппаратом. Рассказ о видео и аудио аппаратуре. Пракитчес

кая работа с видео-аудио аппаратурой.

Игровое упражнение «Почему – потому» Микрофоны, фотоаппарат, колонка, диктофон. Рефлек

сия

Изготовление фотоаппаратов для сюжетно-ролевой игры. Работа с бросовым материалом Фотоаппарат, цветная бумага, коробки, клей, ножницы Готовые фотоаппараты

Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты». Общение о журналистике. Игровая деятель

ность

Игровое упражнение «Найди себе пару» Атрибуты, необходимые для журналистов. Атрибуты, необходимые людям разных профессий Умение договариваться, распределять роли

январь Интервью-репортаж с детьми других групп «Как ты встретил Новый год» Беседа о интервью Интервью у детей из других групп Микрофоны, фотоаппарат, блокнот, ручка, схема Материал для газеты

Оформление газеты «Зимние развлечения». Выпуск газеты Напечатанные статьи, листы бумаги, фотографии, изобразительный материал, клей, ножницы, ватман Выпуск газеты

февраль Труд взрослых. Кто что делает.

Схема интервью о профессии.

Д/и «Кем быть?». Беседа о труде взрослых Д/и «Кем быть»

Коммуникативная игре «Подбери, что нужно для работы» Игра «Кем быть», атрибуты для людей разных профессий, иллюстрации, микрофоны Рефлек

сия

Игровое занятие «Мы – юные журналисты».

Командировка.

Интервью в медицинском кабинете и на кухне. Распределение ролей, подбор атрибутов для игры, обыгрывание Микрофоны, фотоаппараты, камера, блокноты, ручки. Умение брать интервью

Командировка на праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества.

Интервью с гостями и детьми подготовительной группы Присутствие на празднике Интервью у участников и гостей праздника Схема взятия интервью, микрофоны, фотоаппарат Материал для газеты

Выпуск газеты «Слово на дадошке». По теме: «Будем в Армии служить». Выпуск газеты Напечатанные статьи, листы бумаги, фотографии, изобразительный материал, клей, ножницы, ватман Готовая газета

март Интервью «Моя любимая мама» Беседа, рассматривание схемы Взятие интервью друг у друга Схема, микрофон, фотоаппарат Умение брать интервью

Я и мои эмоции.

Этикет в журналистике. Д/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем».

Рисование «Моё настроение» Беседа Игровое упражнение «Настроение Антошки»

рисование. Пиктограммы, куклы Антошка театра Бибабо, различный изобразительный материал Рефлек

сия.

Эмоциональный подъём

Что такое творчество?

Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель).

осов «Незнайка – художник», «Незнайка – поэт»

Словотворчество. Беседа, общение Игровое упражнение «Фантазия о…» Портреты художников, писателей.

Ноты, репродукции картин, газеты, журналы.

Книги со сказками Н. Носова Знания о творчестве, видах творчест

ва

апрель День юмора и смеха.

Игры на развитие коммуникации.

Рисование на воздушных шариках Беседа о празднике. Что такое юмор Чтение юмористических рассказов.

Рисование Иллюстрации и картинки юмористического содержания, воздушные шарики, фломастеры. Эмоциональный подъём

Рефлек

сия

Просмотр отрывков тележурнала «Ералаш».

Обыгрывание диалога. Просмотр отрывков из журнала «Ералаш» Обыгрыва

ние диалогов.

Игровое упражнение «Телевизор». Диск с тележурналом «Ералаш», ДВД, микрофоны. Посмот-

реть как дети ведут диалог, берут интервью

Кто такой юнкор.

Сюжетно-ролевая игра «Журналистское задание». Беседа. Распределе

ние ролей, придумыва

ние сюжета, обыгрывание. Взятие интервью по заданию. Схемы, микрофоны, фотоаппараты, блокноты. Знания о юнкоре.

Рефлек

сия

Выпуск итогового номера газеты. Выпуск газеты Напечатанные статьи, листы бумаги, фотографии, изобразительный материал, клей, ножницы, ватман Готовая

газета

май Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты»

Ожидаемый результат:

1. Познакомятся с видами и жанрами журналистики.

2. Познакомятся с профессиями, связанными с журналистикой.

3. Будет более развита связная и диалогическая речь.

4. Сформируются коммуникативные навыки.

5. Разовьётся творческое и социальное самовыражение дошкольников.

6. Сформируется умение слушать собеседника.

7. Дети научатся самостоятельно брать интервью (грамотно вести диалог).

8. Будут получены элементарные навыки издания газеты.

Мониторинг образовательного процесса будет организован два раза в год (сентябрь, май) с использованием наблюдения за детской деятельностью, тестовых методов и метода экспертной оценки. Результаты мониторинга вносятся в таблицу:

ФИ ребенка Имеет представление о профессии журналиста Умеет брать интервью, задавать разнообразные вопросы Умеет составлять оригинальный рассказ, статью с использованием синонимов, антонимов, с

описанием необходимых для понимания деталей

Проявляет активность и заинтересованное участие

в создании газеты. Умеет достигать общей цели, согласовывать свои действия с действиями других

Владеет навыком презентации газеты, в речи использует сложные предложения Итог

Критерии оценки:

0 баллов - требуется пошаговый контроль и помощь педагога;

1 балл - требуется небольшая помощь, совет педагога;

2 балла - выполняет задание самостоятельно;

3 балла – с заданием справляется легко, готов оказать помощь в его выполнении сверстникам.

Оценка эффективности реализации программы

Критерии оценки Начало года Конец года

Кол-во детей % Кол-во детей %

Низкий уровень - 0-7 баллов

Средний уровень – 8-12 баллов

Высокий уровень - 13-15 баллов

Литература:

1. «Организация полноценной речевой деятельности в детском саду»

2. Детская журналистика в дошкольном образовательном учреждении. https://festival.1september. ru/

3. Статья «Детская журналистика как средство повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста». Автор, заместитель директора по учебной работе, учитель русского языка и литературы. https://festival.1september. ru/

4. Воронова игры старших дошкольников. - М. : 1997.

5. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – М. : Книголюб, 2006.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика»Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика» Опыт работы Инновационной образовательной технологии (проблемный метод обучения) • Образовательная деятельность по познавательно- речевому.

Организованная деятельность по познавательно-речевому развитию «Снегири на ветке рябины» (подготовительная группа)Организованная деятельность по познавательно-речевому развитию «Снегири на ветке рябины» (подготовительная группа) Предлагаю Вашему вниманию Конспект организованной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы. Тема:.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Кружковая деятельность в средней группе. Занятие по тестопластике. Изготовление из соленого теста привиденияКружковая деятельность в средней группе. Занятие по тестопластике. Изготовление из соленого теста привидения [Конспект занятия по кружковой работе с соленым тестом в средней группе. Тема: «ПРИВИДЕНИЕ» [Цель: Формировать умение использовать тесто.

Кружковая деятельность во второй младшей группе по нетрадиционной аппликации «Цыплята на лужайке»Кружковая деятельность во второй младшей группе по нетрадиционной аппликации «Цыплята на лужайке» [ Задачи: 1. Учить детей составлять аппликативное изображение цыпленка из ватных дисков, курицу из салфеток; 2. Развивать умение детей.

Кружковая деятельность «Играем с мамой»Кружковая деятельность «Играем с мамой» Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на шестом занятии кружка "Играем с мамой". Так же как и на других наших занятиях вы.

Мастер-класс по оригами с элементами аппликации. Кружковая деятельность с разновозрастными детьмиМастер-класс по оригами с элементами аппликации. Кружковая деятельность с разновозрастными детьми Мастер-класс по оригами с элементами аппликации кружковая деятельность с разновозрастными детьми «Панно «Цветы России»» (коллективная работа).

Открытая образовательная деятельность в старшей группе по речевому развитию «Хвала рукам, что пахнут хлебом»Открытая образовательная деятельность в старшей группе по речевому развитию «Хвала рукам, что пахнут хлебом» (интегрированное занятие) Подготовила: Заярная Н. А. ]Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «познавательное.

Кружковая деятельность по рисованию полиэтиленовым пакетом «Розовый сад»Кружковая деятельность по рисованию полиэтиленовым пакетом «Розовый сад» Есть на белом свете красивая сказка – загадка. Однажды под вечер в дворцовом парке гулял принц и встретил там прекрасную незнакомку.

«Виноград». Кружковая деятельность с детьми 5–6 лет по пластилинографии«Виноград». Кружковая деятельность с детьми 5–6 лет по пластилинографии Образовательная область: «Художественное творчество». Виды детской деятельности: продуктивная, двигательная. Форма организации: групповая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая деятельность по речевому развитию «Мы — юные журналисты»
Опубликовано: 20 марта 2023 в 18:16
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая деятельность по речевому развитию «Мы — юные журналисты»» (включая файлы) размещена пользователем Нарыйа Иннокентьева (УИ 1111673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД