Татьяна Д
Образовательные технологии «Технология проблемного обучения»
Образовательные технологии.
«Технология проблемного обучения».
Технология проблемного обучения не нова : она получила распространение в XX в. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических предположениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (он основал в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями - инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического развития).
Публикация «Образовательные технологии „Технология проблемного обучения“» размещена в разделах
Дьюи выделил четыре инстинкта для обучения :
1. социальный инстинкт,
2. инстинкт конструирования,
3. инстинкт художественного выражения,
4. исследовательский инстинкт.
В создание теоретической базы проблемного метода обучения внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные, ( среди них: 1. Лернер И. Я. и Скаткин М. К., 2. Матюшкин А. Н., 3. Махмутов М. И., 4. Н. А Мечинская и Е. Н. Кабанова-Меллер) они:
1. классифицировали методы проблемного обучения.
2. разработали положение о роли проблемных ситуаций.
3. определили этапы проблемного обучения.
4. внесли вклад в построение системы приёмов познавательной деятельности.
Проблемное обучение – это обучение развивающее, которое способствует развитию творческих способностей учащихся.
Проблемное обучение отличается от традиционного, прежде всего целеполаганием (т. е. постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы.
Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.
Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия. Проблема содержит проблемную ситуацию. А проблемная ситуация - осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать.
Среди достоинств проблемного метода обучения следует отметить формирование личностной мотивации ученика, развитие мыслительной способности, познавательной активности, формирование диалектического мышления.
Так же, проблемное обучение связано с определенными трудностями. Оно, прежде всего, требует дифференцированного подхода. Необходимо уметь подвести ученика к противоречию, а ученик сам должен найти способ решения. Цель учителя, заключается в умении создать проблемную ситуацию. В качестве заданий при организации проблемного обучения можно предложить обучающимся провести сравнение, сделать выводы из проблемной ситуации, сформулировать вопросы, сопоставить факты.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом : он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, т. к. развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом.
Дадим сравнительную характеристику традиционного и проблемного методов обучения.
Если урок построен на традиционном способе обучения, то учащиеся получают готовые знания, закрепляют их с помощью специальных упражнений, вопросов учителя и учебной литературы. Новые знания в процессе изложения связываются с изученным материалом ранее. Ученикам нужно же получить знания в готовом виде, осмыслить, запомнить и воспроизвести. Следовательно, деятельность учащихся является репродуктивной.
При организации проблемного обучения знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов.
При традиционном обучении деятельность учащихся носит репродуктивный характер: заучивание готового учебного материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний.
Проблемное обучение направлено на развитие САМО: учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.
При традиционном обучении мотивация связана с непосредственной деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала.
В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков, и самое главное, что их деятельность подкрепляется интеллектуальными мотивами.
Существует пять дидактических способов организации процесса проблемного обучения, то есть общих методов:
1) монологический;
2) рассуждающий;
3) диалогический;
4) эвристический;
5) исследовательский.
Монологический метод – предполагает изложение обучающим учебного материала с целью объяснения учащимся готовых выводов науки в форме рассказа или школьной лекции с применением аудиовизуальных средств и формирования у учащихся знаний и умений на уровне их восприятия и понимания.
Рассуждающий (показательный) метод – предполагает объяснение учебного материала путём постановки проблемы и показа учащимся логики научного исследования, формирование у них способов поисковой деятельности. Деятельность учащихся носит репродуктивный характер, но возможности побуждения к учебной деятельности шире, чем при монологическом методе.
Диалогический метод – предполагает проведение сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала учителем, усвоения его учащимися. Ученики при этом методе активно участвуют в постановке проблемы и её решении путём выдвижения предположений и самостоятельного доказательства своих гипотез, что способствует формированию у них умений речевого общения, самостоятельной деятельности и коллективной мыслительной деятельности.
Эвристический метод – предполагает проведение эвристической беседы с решением познавательных задач. Открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя.
Исследовательский метод – предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер.