Снежанна Мещерякова
Образовательный потенциал русской народной сказки. Схемы работы со сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка-удивительное явление народого творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку и взрослому. В сказках содержится огромный образовательный потенциал, который педагоги могут успешно использовать, организуя процесс воспитания и образования детей. Сказка дает нравственные уроки сострадания, сочувствия, любви ко всему живому,расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает выразительность речи, образность мышления, воображние. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родно речи, ее мелодике.
Публикация «Образовательный потенциал русской народной сказки, Схемы работы со сказкой» размещена в разделах
Универсальная схема роботы со сказкой (методика Фесюковой Л. Б)
Название сказки
Нравственный урок
воспитание речевая зарядка
добрых чувств
развите мышления сказка и экология сказка и математика
и воображения
сказка развивает руки
Работа по сказке проходит поэтапно :
1 этап. -Подготовка к сказке проводится предварительная работа, знакомство с главными героями. Используется наглядный материал:иллюстрации, игрушки. Можно чэтап. зитать потешки,пословицы, поговорки, относящиеся к сюжету сказки.
2 этап. Знакомство со сказкой. Важно ввести детей в атмосферу сказки, настроить на прослушивание. Н. р можно незаметно положить книгу с новой сказкой. Можно устроить сюрпризный момент. Затем читается сказка, эмоционально, с выражением.
3 этап. Беседа по сказке-обмен мнениями.
Проводится после прочтения по содержанию сказки.
Примерные темы для беседы:
-положительные герои
-отрицательные герои
-волшебные предметы
-сказочные места
-сказочные действия
-сказочное время
-свое отношение к героям
Рассуждем и творим по сказке
Тематика сказки продолжается и в последующие дни. Разнообразные задания и виды деятельности должны способствовать более полному проникновению в содержание сказки. Используем схему (Фесюковой).
Повторение сказки
На данном этапе педагоги вместе сдетьми вспоминают сказку и ее события. используется наглядный материал. Можно использовать разнообразные формы речевых задании.
можно придумывать несколько однокоренных слов - лес-лесок, лесови-чок)
придумать рифмы к словам
составить достаточно длинное предложение в игре.
Важным является воспитание чуткости к слову. Этому способствуют приемы работы со сказкой :
найти ласковые, сказочные, грустные слова;
сочинить длинное и в тоже время смешное слово;
объяснить происхождение слова.
Театрализация сказки
На последнем этапе происходит театрализация сказки. Дети по своему желанию выбтрают себе роль, надевают костюмы, разыгрывают сказку по ролям.
Викторины по сказкам
Периодически можно проводить литературные свикторины по сказкам. Дети делятся на две команды и соревнуются между собой.
Элементы сказок в групповой среде.
Погружаясь в сакзку, целесообразно наполнить группу данной тематикой.
Сказка должна иметь место в жизни ребенка. Используя образовательный потенциал сказок, дети не только приобщаются к народной культуре, но и решаются образовательные задачи.