Приложение МААМ

Образовательный проект «Игры наших бабушек»

Лариса Степанова
Образовательный проект «Игры наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Публикация «Образовательный проект „Игры наших бабушек“» размещена в разделах

Однако в наше время и родители, и педагоги уделяют недостаточно внимания использованию русских народных игр в образовательном процессе. Наблюдение показало, что дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса. На прогулке воспитатели организуют такие игры от случая к случаю. Анкетирование родителей выявило, что в домашних условиях русские народные игры не используются вообще. А ведь народные игры — ценнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности ребёнка. Они дают детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности – приоритет государственной политики в образовании на сегодняшний день. Это мы можем проследить в таких документах как «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, а также в ряде региональных документов. Таким образом, народные игры важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка.

Данный проект важен и необходим ещё и потому, что народные игры — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, ребенок наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Играя, он овладевает новыми знаниями, умениями, учится общаться с другими людьми. ФТГ определяют игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. И именно поэтому игра – это деятельность, труд, а не развлечение.

Цель проекта : создание условий для обеспечения формирования устойчивого интереса у детей дошкольного возраста к русским народным играм и умения применять их в самостоятельной деятельности.

Задачи:

• Провести первоначальную диагностику, выявить интерес детей к народным играм, игровые умения.

• Вызвать интерес детей к русским народным играм.

• Познакомить детей с разными видами русских народных игр, в том числе с фольклорными играми Вохомского края.

• Разучить с детьми подвижные игры с пением, хороводные игры.

• Побуждать детей использовать русские народные игры в самостоятельной деятельности.

• Мотивировать педагогов и родителей к систематическому использованию народных игр в образовательном процессе.

• Провести итоговую диагностику, проанализировать достигнутые результаты.

Вид проекта : образовательный, творческий

Участники проекта : музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, социум.

Срок реализации: краткосрочный (январь-март 2014 г.)

Место реализации: МДОУ «Детский сад №1 п. Вохма»

Этапы проекта :

1 этап – подготовительный. Выявление проблемы, изучение литературы, разработка проекта.

2 этап – основной. Реализация проекта.

• Первоначальная диагностика детей.

• НОД, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечение с детьми.

• Анкетирование родителей.

• Семинар-практикум с воспитателями

• Встреча с фольклорным коллективом «Верейка»

• Мастер-класс, создание картотеки народных игр с родителями.

3 этап – заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных результатов. Выводы.

План мероприятий.

Месяц Мероприятие: форма, название Задача мероприятия Участники

Январь Диагностические мероприятия. Выявить интерес детей к народным играм, игровые умения. Дети подготовительной к школе группы

Анкетирование родителей на тему:

«Детские игры в семье» Выявить игровые предпочтения детей, интерес к русским народным играм в семье. Родители.

Исследовательская деятельность «Во что играли наши бабушки» Вызвать интерес детей к русским народным играм. Музыкальный руководитель, дети.

НОД в мини-музее «Русская изба» «Мы играем и поем, хороводы водим» Познакомить с разными видами фольклорных игр.

Музыкальный руководитель, воспитатель, дети.

Февраль Семинар-практикум

«Использование народных игр в образовательном процессе ДОУ» Мотивировать педагогов к систематическому использованию народных игр в образовательном процессе Музыкальный руководитель, воспитатели

Доминантная НОД

«Подвижные игры с пением» Разучить с детьми подвижные игры с пением, формировать игровые умения и навыки, поощрять творческие проявления. Музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, воспитатель.

Продуктивная деятельность «Атрибуты для игр своими руками» Изготовить атрибуты, необходимые для знакомых народных игр, учить самостоятельно использовать их в игре. Музыкальный руководитель, дети, воспитатели.

Встреча с детским фольклорным коллективом «Верейка» Продолжать формировать интерес детей к русским народным играм посредством ознакомления с народными играми Вохомского края. Дети подготовительной к школе группы, дети фольклорного коллектива «Верейка»

Март Развлечение «Путешествие в Играй-город» Создавать радостную атмосферу. Активизировать детей в игровой деятельности. Воспитатели, родители, дети.

Мастер-класс с родителями «Играем в русские народные игры». Создание картотеки русских народных игр. Мотивировать родителей к использованию фольклорных игр в семье. Музыкальный руководитель, родители.

Итоговая диагностика. Выявить достигнутый уровень интереса детей к русским народным играм, уровень игровых умений. Дети подготовительной к школе группы.

Предполагаемые результаты: 90% детей имеют устойчивый интерес к русским народным играм.

80% детей умеют использовать фольклорные игры в самостоятельной деятельности.

Содержание мониторинга

Критерии результативности Показатели к критериям Способ отслеживания показателей

Устойчивый интерес к русским народным играм Активно участвуют в русских народных играх Игровая деятельность

С удовольствием делятся впечатлениями о новой игре Беседа, опрос

Умеют использовать игры в самостоятельной деятельности Знают фольклорные игры Игра, наблюдение

Владеют необходимыми игровыми умениями Наблюдение

Умеют организовывать игры самостоятельно Наблюдение

Материально-техническое обеспечение проекта

1. Наглядный материал: иллюстрации к русским народным играм, CD-диски с записями игровых песен, народные костюмы Вохомского края, иллюстрации русских народных костюмов, музыка для хороводных игр и подвижных игр с пением, видеозаписи.

2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, мультимедиа проектор.

3. Раздаточный материал: маски, атрибуты к играм.

4. Картотека подвижных игр с пением.

5. Картотека русских народных хороводных игр.

Литература

1. Астахова Н. Энциклопедия русского фольклора «Ладушки» М. : Белый город, 2009,- 189 с.

2. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991, - 265 с.

3. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М. : Владос, 1995. – 224 с. : илл.

5.. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.

6.. Лаврентьев В. В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.

7. Литвинова М. «Русские народные подвижные игры», М. Просвещение, 1986, - 168 с.

8. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М. ; Владос, 1995, - 89 с.

Публикации по теме:

«Игры нашего двора»«Игры нашего двора» «Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Презентация «Кузьминки» Презентация "Кузьминки" была создана в рамках воспитательного занятия "Народные праздники и традиции нашего народа". Судьба народа сокрыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Игры наших бабушек»
Опубликовано: 8 января 2014 в 22:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «Игры наших бабушек»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Степанова (УИ 56283) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД