Лариса Степанова
Образовательный проект «Игры наших бабушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Публикация «Образовательный проект „Игры наших бабушек“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры наших бабушек и дедушек
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Темочки
Однако в наше время и родители, и педагоги уделяют недостаточно внимания использованию русских народных игр в образовательном процессе. Наблюдение показало, что дети практически не используют народные игры в самостоятельной деятельности, не проявляют к ним особого интереса. На прогулке воспитатели организуют такие игры от случая к случаю. Анкетирование родителей выявило, что в домашних условиях русские народные игры не используются вообще. А ведь народные игры — ценнейшее средство духовно-нравственного воспитания личности ребёнка. Они дают детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности – приоритет государственной политики в образовании на сегодняшний день. Это мы можем проследить в таких документах как «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, а также в ряде региональных документов. Таким образом, народные игры важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания личности ребенка.
Данный проект важен и необходим ещё и потому, что народные игры — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, ребенок наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Играя, он овладевает новыми знаниями, умениями, учится общаться с другими людьми. ФТГ определяют игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. И именно поэтому игра – это деятельность, труд, а не развлечение.
Цель проекта : создание условий для обеспечения формирования устойчивого интереса у детей дошкольного возраста к русским народным играм и умения применять их в самостоятельной деятельности.
Задачи:
• Провести первоначальную диагностику, выявить интерес детей к народным играм, игровые умения.
• Вызвать интерес детей к русским народным играм.
• Познакомить детей с разными видами русских народных игр, в том числе с фольклорными играми Вохомского края.
• Разучить с детьми подвижные игры с пением, хороводные игры.
• Побуждать детей использовать русские народные игры в самостоятельной деятельности.
• Мотивировать педагогов и родителей к систематическому использованию народных игр в образовательном процессе.
• Провести итоговую диагностику, проанализировать достигнутые результаты.
Вид проекта : образовательный, творческий
Участники проекта : музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители, социум.
Срок реализации: краткосрочный (январь-март 2014 г.)
Место реализации: МДОУ «Детский сад №1 п. Вохма»
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный. Выявление проблемы, изучение литературы, разработка проекта.
2 этап – основной. Реализация проекта.
• Первоначальная диагностика детей.
• НОД, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечение с детьми.
• Анкетирование родителей.
• Семинар-практикум с воспитателями
• Встреча с фольклорным коллективом «Верейка»
• Мастер-класс, создание картотеки народных игр с родителями.
3 этап – заключительный. Итоговая диагностика. Анализ полученных результатов. Выводы.
План мероприятий.
Месяц Мероприятие: форма, название Задача мероприятия Участники
Январь Диагностические мероприятия. Выявить интерес детей к народным играм, игровые умения. Дети подготовительной к школе группы
Анкетирование родителей на тему:
«Детские игры в семье» Выявить игровые предпочтения детей, интерес к русским народным играм в семье. Родители.
Исследовательская деятельность «Во что играли наши бабушки» Вызвать интерес детей к русским народным играм. Музыкальный руководитель, дети.
НОД в мини-музее «Русская изба» «Мы играем и поем, хороводы водим» Познакомить с разными видами фольклорных игр.
Музыкальный руководитель, воспитатель, дети.
Февраль Семинар-практикум
«Использование народных игр в образовательном процессе ДОУ» Мотивировать педагогов к систематическому использованию народных игр в образовательном процессе Музыкальный руководитель, воспитатели
Доминантная НОД
«Подвижные игры с пением» Разучить с детьми подвижные игры с пением, формировать игровые умения и навыки, поощрять творческие проявления. Музыкальный руководитель, дети подготовительной к школе группы, воспитатель.
Продуктивная деятельность «Атрибуты для игр своими руками» Изготовить атрибуты, необходимые для знакомых народных игр, учить самостоятельно использовать их в игре. Музыкальный руководитель, дети, воспитатели.
Встреча с детским фольклорным коллективом «Верейка» Продолжать формировать интерес детей к русским народным играм посредством ознакомления с народными играми Вохомского края. Дети подготовительной к школе группы, дети фольклорного коллектива «Верейка»
Март Развлечение «Путешествие в Играй-город» Создавать радостную атмосферу. Активизировать детей в игровой деятельности. Воспитатели, родители, дети.
Мастер-класс с родителями «Играем в русские народные игры». Создание картотеки русских народных игр. Мотивировать родителей к использованию фольклорных игр в семье. Музыкальный руководитель, родители.
Итоговая диагностика. Выявить достигнутый уровень интереса детей к русским народным играм, уровень игровых умений. Дети подготовительной к школе группы.
Предполагаемые результаты: 90% детей имеют устойчивый интерес к русским народным играм.
80% детей умеют использовать фольклорные игры в самостоятельной деятельности.
Содержание мониторинга
Критерии результативности Показатели к критериям Способ отслеживания показателей
Устойчивый интерес к русским народным играм Активно участвуют в русских народных играх Игровая деятельность
С удовольствием делятся впечатлениями о новой игре Беседа, опрос
Умеют использовать игры в самостоятельной деятельности Знают фольклорные игры Игра, наблюдение
Владеют необходимыми игровыми умениями Наблюдение
Умеют организовывать игры самостоятельно Наблюдение
Материально-техническое обеспечение проекта
1. Наглядный материал: иллюстрации к русским народным играм, CD-диски с записями игровых песен, народные костюмы Вохомского края, иллюстрации русских народных костюмов, музыка для хороводных игр и подвижных игр с пением, видеозаписи.
2. Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, мультимедиа проектор.
3. Раздаточный материал: маски, атрибуты к играм.
4. Картотека подвижных игр с пением.
5. Картотека русских народных хороводных игр.
Литература
1. Астахова Н. Энциклопедия русского фольклора «Ладушки» М. : Белый город, 2009,- 189 с.
2. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991, - 265 с.
3. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.
4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М. : Владос, 1995. – 224 с. : илл.
5.. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.
6.. Лаврентьев В. В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.
7. Литвинова М. «Русские народные подвижные игры», М. Просвещение, 1986, - 168 с.
8. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М. ; Владос, 1995, - 89 с.