МААМ-картинки

Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Западалова
Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Название проекта. «Прикоснись к природе сердцем»

Актуальность.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Публикация «Образовательный проект „Прикоснись к природе сердцем“ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности и воспитание экологической культуры. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и неопознанное. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Нравственные нормы экологической культуры закладываются, прежде всего, в семье: культура поведения родителей во многом определяет культуру ребенка. Правда, социологические исследования свидетельствуют, что сегодня степень озабоченности населения, его информированность и активность по поводу экологических проблем находятся на низком уровне и не зависят от возраста. Это делает проблематичным высокую эффективность экологического воспитания и образования в семье и обуславливает необходимость непрерывного процесса экологического просвещения родителей.

Планета Земля - наш общий дом для каждого человека, живущего в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня это образовательное учреждение, которое обеспечивает физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого–ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать только в единстве с повышением экологической культуры родителей, что в свою очередь является одним из важнейших и в то же время наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Описание проекта :

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта :

- образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции.

Проблема.

В ходе опроса родителей в начале учебного года было выявлено, что вопросам экологического воспитания в семьях уделяется недостаточно внимания, низкий уровень экологической культуры детей и малая информи-рованность родителей об экологической обстановке в нашем городе обуславливает недостаточный уровень познавательной активности и экологических знаний у детей.

Цель проекта.

Формирование первичных представлений о живой и неживой природе; вос-питание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях, необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Задачи проекта.

• подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

• формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка-дошкольника через интегрированный подход;

• формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за животными объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

• формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

• формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

воспитание гуманного, эмоционально-положительного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства симпатии к объектам природы в ходе формирования умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

• повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью совместных мероприятий.

• включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды «образовательное учреждение – дом (семья) ребенка».

воспитание экологической культуры дошкольников во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и дошкольного учреждения.

Участники проекта :

• дети группы,

• родители воспитанников,

воспитатели.

Ожидаемый результат:

• развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно относиться к объектам природы.

• повышение родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей.

• непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий.

Срок реализации проекта : сентябрь 2015 - май 2016 учебного года.

Тип проекта : познавательно – исследовательский.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Формы реализации проекта :

Занятия, беседы, работа с родителями, игры, наглядный и демонстрационный материал.

Наблюдения за природными объектами на территории детского сада.

Огород на окне.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

Изучение программно-методического материала по направлению работы. Опрос родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома. Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: наблюдения, по территории детского сада; проведение консультаций. Составление перспективного плана мероприятий.

Задачи:

Анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

Прогнозируемый результат:

Пополнение, обогащение и усовершенствование развивающей среды в группе и ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников (педагогическая копилка по экологическому воспитанию детей с методическими разработками и сценариями образовательных мероприятий, создание огорода на территории ДОУ и т. д.)

Подбор необходимой методической литературы.

Подбор литературного материала.

Составление перспективного плана мероприятий

2. Практический

Реализация проекта через мероприятия :

Для детей :

Интегрированное занятие «Всё из ничего. Экологическая ёлочка».

Развлечение «Поездка в лес».

Экологические, подвижные, дидактические, театрализованные игры, игры-путешествия, игры – инсценировки.

Выставка поделок из природных материалов «Осенние чудеса».

Выставка новогодних композиций «Зимняя сказка».

Конкурс на лучшую кормушку «Птичья столовая».

Для родителей:

Консультация для родителей «Прикоснись к природе сердцем»

Выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем»

Мастер-класс для родителей «Экологическое развитие детей».

Папка-передвижка «Земля – наш общий дом»

Совместные мероприятия:

«Город без гвоздей» (строительство бумажного городка).

Оформление стенда «Прикоснись к природе сердцем».

Родительское собрание – КВН «Тайны природы».

«Эколого-психологические игры».

Экологический субботник с родителями «От чистоты в душе к чистоте во дворе».

Для педагогов:

Консультация «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях (все возрастные группы)

Консультация для воспитателей "Азбука экологии на прогулках"

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

3. Контрольно-оценочный

Обобщение результатов работы по экологическому проекту «Прикоснись к природе сердцем".

Анализ, закрепление полученных знаний, формулирование выводов детьми.

Анкетирование родителей.

Подведение итогов.

4. Презентационный.

Презентация - «Прикоснись к природе сердцем»

5. Итоги проекта :

• у детей сформированы элементарные экологические знания, доступные пониманию ребёнка, первоначальные умения и навыки экологического грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения.

• для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к природе, они уверенно ориентируются в правилах поведения в природе. В конкретной ситуации мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков.

• дети видят многообразие природы, умеют наблюдать и устанавливать элементарные причинно-следственные связи.

• с помощью родителей вступают в активную защиту живого, пытаются поправить последствия неправильных действий. Мотивом такого отношения выступает понимание родителями и детьми самоценности живого, общая с родителями гуманная позиция.

• дети проявляют гуманное отношение к природе в любых обстоятельствах, понимают нравственный смысл своих действий и поступков.

• дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

При организации воспитательно-образовательного процесса по экологи-ческому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и позволила, в свою очередь:

• педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

• родителям понять значимость воспитания у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к состоянию окружаю-щей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. Воспитанию экологически грамотного ребёнка.

Литература:

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, 2014 г.

2. Николаевой С. Н «Юный эколог» Издательство «Мозаика-синтез»

3. Шорыгина Т. А., - Гном, 2008. серия книг о насекомых, птицах, животных, деревьях.

4. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

5. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Издательство «Мозаика-синтез», 2016

6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

8. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.

9. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

10. Сайты интернета для воспитателей.

11. Интернет-ресурсы.

Литература для детей

1. А. Батуев «Чудесный мир», - М., Детская литература, 1990

2. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

3. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

4. В. Бианки «Русские сказки о природе»»,

7. Иванов А. А. «Вокруг света с Хомой и сусликом»

8. Д. В Панфилов, «В мире насекомых», - М., Лесная промышленность,

9. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект досуга в детском саду с родителями на тему: «Прикоснись к Природе сердцем» Цель: Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность.

Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка по Кубанскому лугу» Конспект итогового занятия по экологическому воспитанию для старшего дошкольного возраста «Прогулка по Кубанскому лугу». Программное содержание:.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как узнать птиц» Содержание -Введение -Теоретическая часть -Практическая часть Введение Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени.

Конспект открытой ООД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Человек среди природы»Конспект открытой ООД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Человек среди природы» Цель и задачи. Учить детей различать живую и неживую природу. Уточнить представления детей о свойствах воды и воздуха и их роли в жизни.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Осторожно — черепаха!» ОО «Познание» Цель: Формировать у детей знания о жизни диких животных в естественной среде обитания. Задачи: 1. Обучающие: Продолжать знакомить.

КВН «Прикоснись к природе сердцем». Конспект родительского собрания в старшей группе Автор – составитель: Неборская И. Н воспитатель МБДОУ №8 «Солнышко» Пгт. Тяжинский. Кемеровская обл. Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята,.

Мастер-класс «Экологическое воспитание детей. Прикоснись к природе сердцем» Мастер – класс по теме: «Экологическое воспитание детей. Прикоснись к природе сердцем» Экологическое образование дошкольников - непрерывный.

Образовательный проект по экологическому воспитанию «Люби и береги природу, как свой дом» Актуализация проекта: Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя.

Социально-образовательный проект «Мама — Слово дорогое» для детей старшего дошкольного возраста Участники проекта – воспитанники подготовительной к школе группы МБДОУ детский сад № 1 станицы Старощербиновской и родители (законные представители).

Педагогический проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Прикоснись к природе сердцем» Введение Планета Земля - наш общий дом для каждого человека, живущего в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 мая 2016 в 09:24
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД