Лариса Карпова
Образовательный проект «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Русская изба»
1. Информационная характеристика образовательного проекта.
1.1. Авторы проекта:
Карпова Лариса Ивановна – воспитатель подготовительной группы.
Смирнова Мария Анатольевна – воспитатель подготовительной группы.
Джавадова Татьяна Владимировна – воспитатель подготовительной группы.
МБДОУ детский сад № 1, г. о. Самара, Красноглинского района, микрорайон Крутые Ключи.
1.2. Вид:
Творческий, коллективный.
1.3. Участники:
Публикация «Образовательный проект „Русская изба“» размещена в разделах
Дети подготовительных групп, воспитатели, родители воспитанников.
1.4. Возраст:
6-7 лет
1.5. Срок:
Сентябрь - октябрь
2. Актуальность.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Оно позволит формировать эмоционально – окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое позволяет себе на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических событий, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация в детском саду мини - музея «Русская изба».
3. Программа проекта:
Цель:
Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству.
Задачи:
1. Развивающие:
* Расширить знания детей о предметах быта, постройках, интерьере, одежде наших предков.
* Расширить представления о жизни и быте русского народа.
2. Обучающие:
* Обучить детей российским нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
* Обучить и познакомить детей доступному народно – прикладному творчеству (вышивка, ткачество, шитье платьев для кукол).
3. Воспитательные:
* Воспитывать чувство патриотизма и любви к большой и малой Родине.
* Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс.
3.1. Гипотеза:
Знание своих корней – ведет к воспитанию патриотически воспитанных россиян.
3.2. Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись, народно – прикладному творчеству). Создание с помощью родителей мини – музея «Русская изба»
4. Этапы работы:
1 этап. Подготовительный:
1. Изучение литературы о русской культуре и быту народа, создании музея, рассматривание слайд о русской избе.
2. Проведение викторины знаний детей о русской культуре.
3. Сбор материала для музея.
2 этап. Реализация проекта:
1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность (Просматривать слайд о быте и жизнь наших предков и тд.).
2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
3. Организация предметно – развивающей среды.
3 этап. Заключительный.
1. Презентация мини-музея «Русская изба»
2. Итоговое мероприятие: «Посиделки»
5. Этап планирование работы.
Познавательно – речевое развитие:
* Рассказы воспитателя (Показ слайд и картинок):
-о русской печи;
-о традициях русской встречи гостей;
-о русской игрушке (матрешке, дымковской игрушке и т. д.);
-о деревянной посуде, предметах быта.
* Рассматривание предметов домашнего обихода, кухонной утвари, народных костюмов (слайды, картинки, фото).
* Заучивание и осмысление русских народных пословиц, поговорок.
* Дидактические, познавательные, пальчиковые игры.
- Д/и «В русской горнице»
- Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
- Д/и «Наша Родина»
- Пальчиковая игра «Маланья», «Семья»
* Чтение художественной литературы, рассказывание и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам:
- «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Зимовье зверей»
* Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей», «Приготовим угощение, всем на удивление» (знакомство с русской народной кухней, «Деревенские посиделки».
* Игры - драматизации:
«Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей».
* Ручной труд:
- Вышивание салфеток на занятиях по кружковой деятельности
- Изготовление хлебобулочных изделий «Калачи, румяные» (из соленого теста).
- «Коврик мы плетем» (Изготовление коврика из бумаги способом плетения).
* Беседы: «Безопасность»
- «Огонь-друг, огонь-враг».
- «Как я печку топлю».
* «Художественное творчество»:
Лепка:
- «Русская народная посуда», «Русская избушка», «Девушка на прогулке» (дымковская игрушка).
Аппликация:
-«Русская изба», «Русский сарафан», «Одень Егорку», «Русская березка»
Рисование:
-Роспись «Дымковских игрушек», «Матрешек», «Гжель», «Хохлома».
* Подвижные игры:
-«Ручеек»
-«Салки»
-«Сидит Яша»
-«Горелки», «Кондалы», «Лапта», «Городки».
* Физминутки:
-«Пильщики»
-«Избушка бабы Яги»
- «Гори – гори, ясно»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
*Книжный уголок:
Рассказы и сказки: «Три медведя»; «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Сивка-бурка». «Зимовье зверей»; «Лиса и кувшин»; «Лиса и журавль», «Теремок»; «Василиса - Прекрасная», «Хаврошечка» и др.
* Музыкальный уголок:
деревянные ложки, трещотки, погремушки, коробочки, колокольчики.
Взаимодействие с семьей.
- Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
- Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
- Сбор предметов для музея «Русская изба».
6. Результат:
1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину.
2. Сплотился коллектив родителей и воспитателей.
3. Создание мини – музея «Русская изба».