Лучший педагог года

Общая характеристика метода игровой терапии

Оксана Махота
Общая характеристика метода игровой терапии

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Выделяют несколько классификаций основных видов и форм игротерапии в зависимости от критериев, положенных в их основание:

1. В зависимости от теоретического подхода выделяют:

игротерапию в психоанализе;

игротерапию, центрированную на клиенте;

игротерапию отреагирования;

игротерапию отношений;

– примитивную игротерапию;

игротерапию в отечественной психологической практике.

Публикация «Общая характеристика метода игровой терапии» размещена в разделах

2. В зависимости от функций взрослого в игре различают:

– недирективную игротерапию;

– директивную игротерапию.

3. По форме организации деятельности:

– индивидуальную игротерапию;

– групповую игротерапию.

4. По структуре используемого материала:

игротерапию с неструктурированным материалом;

игротерапию со структурированным материалом.

Все перечисленные виды и формы игротерапии применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми. В психологической работе со взрослыми игра используется в групповой психотерапии и социально-психологических тренингах в виде специальных упражнений, заданий, направленных на развитие коммуникативных навыков, разыгрывание проблемных ситуаций и т. п.

Развитие теории и практики игры в терапевтических и коррекционных целях длительное время проходило в основном в рамках двух подходов – сначала психоаналитического с 20-х гг. XX в., а начиная с 50-х гг. – гуманистически ориентированного. Каждый из этих подходов реализовал в игровой терапии свое представление о психологической сущности игры, механизмах ее коррекционно-развивающего воздействия, роли игры для развития личности ребенка.

Наиболее разработанными направлениями игровой терапии являются : детский психоанализ, игровая психотерапия отреагирования, игровая терапия построения отношений и недирективная игровая терапия. Все эти психотерапевтические школы во многом строят процесс игровой терапии с ребенком одинаково: ребенок играет в специально оборудованной игровой комнате, а психотерапевт присутствует в этой комнате и определенным образом реагирует на его действия. Различается степень активности терапевта, а также интерпретация детской игры.

Одной из первых игровую терапию стала применять А. Фрейд. Психоаналитики обнаружили, что основные методы психоанализа на детях не работают. Дети не могут описывать словами свои тревоги, их не интересует исследование собственного прошлого, не работает метод словесных ассоциаций из-за маленького словарного запаса, склонности к персеверациям и т. д. Поэтому вместо этих методов психоаналитики стали использовать наблюдение за игрой ребенка и исследование детских рисунков.

В 1930-х гг. возникло направление психотерапии отреагирования – структурированной игровой терапии для работы с детьми, пережившими психотравмирующее событие. Ее родоначальником был Дэвид Леви. Его подход основывался на том, что игра дает детям возможность отреагирования психических травм. Курс такой игровой терапии строится в три этапа: 1-й этап – установление контакта – свободная игра ребенка, его знакомство с комнатой и психотерапевтом; 2-й этап – введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие, с помощью специально подобранных игрушек. В этой ситуации ребенок сам управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную роль. 3-й этап – продолжение свободной игры ребенка. В такой игровой терапии используется директивный принцип, т. е. инициатива в игровых ситуациях принадлежит психотерапевту. Важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов такой игровой терапии. Заранее составляется план ролевой игры с учетом возраста, особенностей психоэмоционального состояния клиента, конечной цели психотерапии.

Гуманистически ориентированный подход в психологической практике применительно к детям представлен терапией, центрированной на ребенке (недирективной) и терапией отношений.

Игровая терапия отношений связана с исследованиями Джесси Тафт и Фредерика Алена в 30-х гг. ХХ в. В ней основное внимание уделяется терапевтической силе эмоциональных отношений между терапевтом и пациентом (полным принятием ребенка, вере в его способности, отношению к ребенку как к личности, которая, опираясь на свою внутреннюю силу, способна конструктивно изменить свое поведение. Цель такой терапии не в том, чтобы изменить ребенка, а помочь ему утвердить свое Я, чувство собственной ценности, уверенности в себе, ведь каждый ребенок – уникальная личность и обладает внутренними источниками саморазвития.

Основываясь на гуманистических принципах, Вирджиния Экслайн разработала систему недирективной игровой психотерапии у детей – игротерапии, центрированной на клиенте, цели которой состоят в самопознании и самоуправлении ребенка, в создании условий для его роста, развития, самореализации. Она рассматривала игру как средство максимального самовыражения ребенка, где он может полностью раскрыть свои чувства и переживания.

Психотерапевт же не вмешивается в игровую активность ребенка, не управляет им, а наблюдает, изучает его эмоциональные и поведенческие реакции в различных игровых ситуациях и старается понять личностные особенности.

Значимой фигурой в недирективной игровой психотерапии является Гарри Лэндрет. В своей книге «Игровая терапия : искусство отношений» он представляет теоретические аспекты этого вида терапии. Игровую терапию он определяет как «динамическую систему межличностных отношений между ребенком и терапевтом, обученным процедурам игровой терапии, который обеспечивает ребенка игровым материалом и облегчает построение безопасных отношений для того, чтобы ребенок мог наиболее полно выразить

и исследовать собственное Я (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры – естественного для ребенка средства коммуникации». Г. Лэндрет описывает другой взгляд психотерапевта на ребенка – взгляд сидящего рядом, а не сидящего напротив с «объективным» взглядом исследователя, взрослого, что-то знающего априори. Его книга является настольной для многих игротерапевтов.

По мнению И. Ю. Млодик, единственная организация процесса в недирективной психотерапии – это организация поддержки ребенка в процессе пребывания в своем внутреннем мире, когда ребенок проявляет свои чувства, желания, проживает и осуществляет их в процессе игры. Тогда ребенок становится сильнее, умнее, счастливее, он взрослеет. Это сложнее, чем кажется, ведь взрослые очень быстро привыкают к тому, чтобы направлять людей, оценивать их, воздействовать на них, осуществлять свой выбор. Данные желания транслируются детям через мысли, чувства, речь, жизненные установки, поэтому психотерапевту, работающему в недирективной психотерапии, приходится специально обучаться новым навыкам в своем поведении и речи.

Недирективная игротерапия позволяет успешно решать следующие коррекционные задачи:

1. Выявление и актуализация внутренних ресурсов ребенка.

2. Расширение репертуара его самовыражения. Игра предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. В значительной степени игра ребенка является его языком, а игрушки – словами.

3. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Лишенный управления извне ребенок начинает лучше и эффективнее управлять своими внутренними процессами самостоятельно.

4. Коррекция отношений в системе «ребенок – взрослый».

В 60-х гг. XX в. в США в связи с появлением программ психологической помощи детям в начальной школе возникло еще одно направление игровой терапии – примитивная игротерапия, которая является дополнением к обучающей среде и помогает эффективно использовать свои способности к учению любым детям, а не только тем, кто имеет дефекты психического развития.

На сегодняшний день большинство психотерапевтов используют комбинированный подход, сочетая в процессе игровой терапии принципы психодинамической, недирективной игровой терапии и терапии отреагирования.

В последние десятилетия наблюдается большой интерес к использованию метода игровой терапии и в России. При этом происходит творческое переосмысление и обогащение теории и практики игротерапии на основе теории психического развития ребенка и теории детской игры, разработанной в трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и др.

По мнению Д. Б. Эльконина, трудности поведения у детей в большинстве случаев обусловлены конфликтными отношениями между взрослыми и детьми. Оптимальной формой моделирования и исследования этих отношений является сюжетно-ролевая игра. При этом сюжетом игры становится область действительности, которая в ней воспроизводится. Структура такой игры

включает:

– роль, которую ребенок берет на себя и в которой обобщенно, в символическом виде воспроизводит деятельность взрослых или сверстников;

игровые действия – символические действия, носящие изобразительный характер, свободные от операционально-технической стороны, что позволяет моделировать систему отношений между людьми;

– правила игры.

Д. Б. Эльконин отмечает, что игра – это «деятельность, преодолевающая эгоцентризм», механизмом децентрации является принятие и исполнение ребенком роли, которая подразумевает отличную от его собственной точку зрения, другую позицию. Для реализации сюжетно-ролевой игры в игровой терапии предпочтительной считается групповая форма работы. Функция взрослого состоит в организации игры, ориентировке детей в проблемных и конфликтных ситуациях. К каждому занятию психолог должен подобрать специальные сюжеты, в которых отражались бы такие ситуации, специфические для отдельного ребенка или для конкретной группы. Психотерапевтический эффект достигается за счет способности ребенка уподобляться ролевому образу. Полезно в ходе игры меняться ролями, чтобы каждый мог побыть в нескольких образах, опробовать разнообразные модели поведения (например, один ребенок играет роль учителя, остальные – учеников, затем дети меняются ролями). При этом ребенок может переносить на игровой образ собственные, в том числе негативные, эмоции и качества и при этом видеть их как бы со стороны, что способствует преодолению отрицательных эмоциональных состояний, перестройке эмоциональной личностной сферы.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих недостаточный социальный опыт, подходят игры-драматизации по сюжетам знакомых сказок. В такой форме работы психолог предварительно должен обсудить содержание сказки с ребенком, помочь воссоздать образы ее персонажей.

Основными психологическими механизмами коррекционного

воздействия игры являются следующие механизмы:

– моделирование системы социальных отношений в игровых условиях, исследование и ориентировка в них ребенка;

– изменение позиции ребенка в направлении преодоления эгоцентризма и последовательной децентрации, что способствует познанию собственного Я в игре, возрастанию социальной компетентности;

– формирование наряду с игровыми отношениями реальных равноправных партнерских отношений сотрудничества между ребенком и сверстниками;

– организация поэтапной отработки в игре новых адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях и их усвоение;

– формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и поведение в игровой комнате.

Публикации по теме:

Характеристика игр с готовым содержанием и правилами. У каждого народа имеются игры, которые в течение веков создавались взрослыми для детей, а некоторые и самими детьми. Те и другие передавались.

Характеристика общего недоразвития речи ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Характеристика ОНР по Левиной: ОНР– это такая форма аномалии, под которой следует понимать нарушение всей речевой.

Характеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДОХарактеристика организации здоровьесберегающей деятельности в ДО Работа в ДО по сохранению и укреплению здоровья детей связана не только с деятельностью воспитателей, но и всех специалистов: педагога-психолога,.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Коллективная стенгазета «Цветы — красота Земли» с использованием метода мандала-терапии к Международному Дню ЗемлиКоллективная стенгазета «Цветы — красота Земли» с использованием метода мандала-терапии к Международному Дню Земли Цветы – символ неувядающей красоты мира. Они сопровождают человека всю жизнь, и в радостные и в печальные дни, с ними связано много традиций.

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа)Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.

Конспект индивидуального занятия с использованием метода арт-терапии «Сказка о Снежинке» Конспект индивидуального занятия с использованием метода Арт-терапии. Автоматизация звука [С], в слогах, словах, предложениях «Сказка о.

Программа директивной игровой терапии для коррекции у детей 6 лет проблем в общении Пояснительная записка Актуальность Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Тренинг для педагогов с использованием метода арт-терапии «Поляна дружбы»Тренинг для педагогов с использованием метода арт-терапии «Поляна дружбы» Цель: формирование коммуникативной компетентности, чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Общая характеристика метода игровой терапии
Опубликовано: 20 февраля 2022 в 19:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД