Арина Скотаренко
Общее родительское собрание ДОУ по теме «Мой ребенок-талантливый ребенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Помочь родителям распознать, увидеть потенциал в развитии способностей своего ребенка, и, направить совместные усилия семьи и ДОУ на формирование познавательной сферы ребенка, как основы развития общих способностей.
Подготовка:
1. Приглашение родителей : Объявление:
Одаренные, талантливые, способные…
Кто они такие?
Такие как все? А может они другие?
Можно ли говорить в дошкольном возрасте об одаренности?
Публикация «Общее родительское собрание ДОУ по теме „Мой ребенок-талантливый ребенок“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Что происходит с «даром» и куда он пропадает?
Если Вы хотите узнать ответы на данные вопросы, приглашаем на общее ро-дительское собрание «МОЙ РЕБЕНОК – ТАЛАНТЛИВЫЙ РЕБЕНОК»
Дата «___»___20___г. в ___час.
Вы не только услышите ответы на вопросы, но и увидите, чем интересуются ваши дети, какие способности проявляют уже сейчас.
2. Разработка пригласительных билетов от каждой группы.
3. Музыкальное сопровождение: муз. руководитель
4. Рекомендации родителям – памятки «Как распознать талант», «Памятка для роди-телей одаренного ребенка», «Центры, занимающиеся проблемой одаренности в го-роде Воркуте».
5. Выставки: Детские творческие работы по ИЗО-деятельности, информационный стенд «Пути развития одаренности».
6. Оборудование: мультимедийная аппаратура, магнитофон, столы, листочки с каран-дашами, доска, маркеры, листья зеленого и желтого цвета, подносы.
План сценария:
1. Приветственное слово администрации МДОУ: Направления государственной по-литики в вопросах развития одаренных детей. Выступление заведующего МДОУ №
2. Блиц-опрос родителей «Проявляются ли яркие способности в моем ребенке в ка-ком-либо виде деятельности, интерес к этой деятельности»
3. Одаренные, талантливые, способные… Кто они такие? Выступление старшего воспитателя
4. Презентация: Мой ребенок – талантливый ребенок.
Выступления воспитанников МДОУ № :
• интеллектуальные способности – фотослайды
• музыкальные – песня «Осенние дорожки» с танцевальной группой – (подг гр); песня «Осень» (ср. гр)
• спортивные - фотослайды, танец с фитболами «Буратино» (подг гр)
• художественные способности – фотослайды
• литературные – стих. В Берестова «Читалочка» (ср. гр, (2 млад)
• артистические – фотослайды, видеозапись импровизация сказки «Курочка Ря-ба» (1 мл. гр, видеозапись фрагментов музыкального занятия ср. гр.
• конструкторские - фотослайды.
• Блиц-опрос родителей «Проявляются ли яркие способности в моем ребенке в каком-либо виде деятельности, интерес к этой деятельности»
• Рефлексия проведенного мероприятия.
Направления государственной политики в вопросах развития одаренных детей.
Здравствуйте, дорогие родители, гости нашего мероприятия. Приветствуем Вас в нашем дошкольном учреждении. Мы очень рады Вас всех видеть.
Президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию Рос-сийской Федерации от 30 ноября 2010 г., особо подчеркнул, что одновременно с реализа-цией стандарта общего образования необходимо завершить создание общенациональной системы поиска и поддержки талантливых детей. Создать условия развития одаренности в соответствии с ее направленностью с раннего возраста. Обеспечить возможность развития одаренности детей вне зависимости от уровня доходов, социального положения родителей и места жительства семей.
Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талант-ливой молодежью на уровне государства обусловлено многими кардинальными переме-нами, происходящими в социально-экономическом развитии нашей страны. Качествен-ный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сфе-ры жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уни-кальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсив-ном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они – нацио-нальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной зада-чей современного образования в России является сохранение и развитие творческого по-тенциала человека.
Данное направление включено в основные направления деятельности правитель-ства РФ на период до 2012 года, в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в национальную образователь-ную инициативу «Наша новая школа», в стратегию экономического и социального разви-тия РК на период до 2020года, а также в Концепцию развития дошкольного, общего и до-полнительного образования РК на 2011-2015 гг.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Мозг ребёнка особенно интенсивно формируется в первые годы жизни. Этот период - время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время широчайших возможностей для начала развития всего многообразия человеческих способностей.
НО! При этом необходимо понимать, что у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо и поэтому имеет огромные воз-можности в развитии.
Более подробно об этом вам расскажет…
Выступление ведущего
Здравствуйте, дорогие родители.
В начале мероприятия предлагаем провести блиц-опрос:
– Поднимите зеленый листочек, кто считает, что уже разглядел яркие способности в каком-либо виде деятельности, интерес к этой деятельности в своем ребенке.
– Поднимите желтый листочек тот, кто еще не разглядел яркие способности в своем ребенке.
Сейчас к Вам подойдут наши помощники и вы положите на поднос листочек того цвета, который выбрали. Мы подсчитаем количество. И в конце нашего мероприятия мы еще раз оценим себя.
Помощники проходят по рядам и родители на поднос кладут красную метку – есть способности, желтую – нет способностей– подсчет голосов, запись на доске.
Я вижу, что у нас появились желтые листочки, это говорит о том, что родители по-ка не распознали таланты своего ребенка.
Тема вроде проста и непростая одновременно, но мы постараемся коротко отве-тить на поставленные вопросы.
Итак, попробуем разобраться:
Одаренные, талантливые, способные…
Кто они такие?
Такие как все? А может они другие?
Можно ли говорить в дошкольном возрасте об одаренности?
Что происходит с «даром» и куда он девается?
Сегодня одаренными детьми называют:
• детей с интеллектом выше среднего;
• детей с высоким уровнем творческих способностей;
• детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыкан-ты, художники, математики, шахматисты);
• детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
То есть, Одаренные дети - дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Степень одаренности (слайд)
• Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочислен-ная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
• Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2 3 %.
• Третья — собственно одаренные (15 25 %).
• Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отста-лым.
Мы все слышали о вундеркиндах и гениях– это те, которые имеют чрезвычайно высокие способности, их примерно 2-3 %. Это особая одаренность. здесь не обойтись без особых генов, без особых условий. это дети особые даже на взгляд неспециалиста: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко – только интеллектуальными или творческими интересами.
Но есть и другие одаренные: это, что называется, великолепная норма. Все у такого ребенка с самого начала было хорошо: мама нормально родила (и до родов у нее все было хорошо); ему попались умные родители, обеспечившие разумное и в самом лучшем смысле нормальное воспитание; он попал в школу к хорошим, опять-таки в смысле высокой нормы, учителям. В результате этого обязательно вырастут одаренные дети. Не обязательно чрезвычайно одаренные, а своего рода сверхполноценная норма.
Но вся беда как раз в том, что такие нормальные, действительно благоприятные условия выпадают на долю далеко не всех. есть вещи, которые не очень зависят от роди-телей и педагогов : экологически чистое и полноценное питание, мед. обслуживание нуж-ного качества и т. п. Однако, даже в том, что зависит от самих родителей, многие из них делают все возможное, чтобы создать ребенку ненормальные условия, в которых дефор-мируется психика ребенка, в частности подавляется, коверкается драгоценная познава-тельная потребность.
А вот и другие цифры: во многих регионах России до 80 % детей неуспешных, не умеющих учиться, то есть, проще говоря, не владеющие или плохо владеющие способами учебной деятельности.
Говоря о способах выполнения деятельности, мы имеем в виду Способности
(слайд) Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности.
От природы способностей нет и не может существовать. Дети не рождаются уже умеющими рисовать, танцевать, орудовать ложкой, строить домики из кубиков, писать, считать. Они этому учатся в деятельности, то есть овладевают способами действий. Дру-гое дело, что один быстрее научится читать, другой медленнее.
Вот немаловажное отличие между одаренными и «нормой». У этих детей различа-ется эффективность способов. То есть, одни решают задачу простым перебором вариан-тов, другие ищут и находят оптимальный способ; одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение. В эффективности применения способов проявляются уже природные особенности, т. е. задатки.
(слайд) Задатки — это такие природные возможности, которые могут превра-титься в способности, а могут и не превратиться.
Превратятся или не превратятся задатки в способности, зависит от нас с вами, до-рогие родители. Но об этом чуть позже.
1. Интересный момент! В результате специальных экспериментов выяснилось, что все способности имеют некую общую основу. Эти общие способности называют ум-ственными способностями. Нет и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические. Бо-лее того, наличие факта общей основы общих способностей, позволяет утверждать, что интеллект выдающихся спортсменов, скажем, тех же футболистов, будет заведомо выше, чем футболистов бездарных. Это, кстати, многократно подтвердилось и в специальных исследованиях, и просто в жизни (не случайно, что Пеле оказался и весьма удачливым бизнесменом).
Общие способности закладываются в дошкольном возрасте - это основа успешно-сти в будущем. Опыт показывает, что, начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет, идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приоб-ретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обык-новенного, либо по пути, увы, неспособного. Это еще не фатально, но с каждым годом все определеннее.
Всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3-4 лет. Совсем маленькие детки часто демонстрируют признаки общей одаренности. Связано это с тем, что в силу возраста, например, для проявлений художественной одаренности (рисование, танец, пение) у них еще недостаточно физиологической развитости, для проявлений ака-демической (в отдельных областях) – не хватает информации, знаний. Но опытный психолог или педагог, внимательный родитель всегда увидит в ребенке интерес к чему-либо и поддержит его успехи.
Посмотрим: Какие возможности дает природа? И почему данные природой воз-можности не превращаются в способности.
Возможности природа дает достаточные, чтобы каждый ребенок смог развить свои способности. Мы все знаем, что наш мозг работает с огромной недогрузкой. По одним данным, используется лишь 15-20%, по другим – не более 10% возможностей. Здесь глав-ное не цифры. Важно, что объем неиспользованных возможностей всегда больше. И веро-ятно, что одни становятся одаренными не потому, что им дала природа больше (она всем дает столько, что и использовать нельзя, а потому, что в большей мере сумели реализо-вать себя. Грубо говоря, больше своих задатков превратили в способности.
И еще один дар природы, который дается каждому ребенку – это познавательная потребность. Все маленькие дети любят узнавать, любят задавать вопросы, любят слу-шать, когда им читают, любят ломать игрушки, чтобы посмотреть, что там внутри – сло-вом, практически у каждого ребенка в этом возрасте высокая познавательная потребность. Если у ребенка нет непрерывного стремления к познанию, значит, что-то с ребенком не в порядке. Очень часто это первый признак заболевания, даже физического.
1. Познавательная потребность – присуща всем детям (и одаренным, и норме) – это общее, все дети любят умственный труд. А разница в том, что у одаренных познава-тельная потребность устойчива, не поддается никакому давлению родительского воспита-ния и общественной системы образования.
Видели вы малыша, который не задает своих «почемучьих» вопросов? Эти «сто тысяч почему» вылетают из всех детей: «Почему солнышко светит?», «Почему дует ве-тер?», «Почему днем светло, а ночью темно?», «Почему автомобиль сам едет?» И даже: «Почему кот жмурится, когда я его глажу?» В этих «почему» желание не только узнать, но часто именно поразмышлять, не просто получить информацию, а задать работу мозгам.
Часто в спешке или от усталости после рабочего дня мы отмахиваемся от беско-нечных вопросов наших детей, далее они перестают спрашивать и интерес к познанию как таковому пропадает: любопытство уже в любознательность не перерастет.
Другой вариант: отвечаем на вопросы, стараемся вспомнить все, что знаем. А ведь на многие вопросы ребенок может сам получить ответ, если ему помочь, направить и даже провести вместе с ним эксперимент. «А как ты сам думаешь, почему корабль не тонет? Пусть порассуждает. Продолжите с ним разговор. «А где мы можем узнать?» (в интернете, спросить у папы, прочитать в энциклопедии). Поищите вместе ответ на вопрос. Вы ему покажете, где можно найти информацию. В школе пригодится. Проведите дома эксперимент с иголкой и водой. Если иголочку аккуратно положить на воду, будет видно как пленочка воды прогнулась и иголка будет держаться на воде. Вы увидите столько восторга и удивления в глазах ребенка.
Однако! Не любая умственная деятельность развивает способности.
Мы водим своих чад в студии и прочие группы развития, где детей за большую плату обучают профессиональные педагоги. В школе не идет у ребенка что-то – надо с ним заниматься, развивать его способности. И вот с бедным ребенком проводятся допол-нительные занятия, нанимаются репетиторы. Опыт показывает, что толк от занятий быва-ет не чаще, чем в одном случае из десяти, а способности развиваются и того реже. Чаще всего напрасная трата сил, времени и больших денег. Так, что же можете вы спросить, не заниматься с ребенком. Напротив, заниматься, обязательно заниматься, но соблюдая оп-ределенные условия.
Для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протека-ла на фоне ярко выраженных положительных эмоций — чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Что, опять-таки, отличает одаренных и неус-пешных детей. При наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способ-ностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций спо-собности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы. Иногда увеличение занятий приводит даже к ухудшению результатов.
Но чуть ли не с самого рождения окружение ребенка — люди, и, прежде всего ро-дители — делает все возможное, чтобы эту потребность подавить. Это не так-то просто, но постепенно это получается у нас, взрослых.
Какие наши действия приводят к результату? Расскажу о часто встречающихся.
Ребенка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку: сначала жу-рить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным отлучением от всяких игр. Это – своего рода родительское преступление : до 6 лет категорически нельзя упрекать, как-либо журить за сломанную игрушку. Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если он расстроен. Все дело в том, что ребенок познает мир в действии: любую вещь он пробует разобрать, хотя бы потрясти, подергать. Это не просто нормально, это крайне не-обходимо. Просто любоваться на игрушку ребенок не может и ни в коем случае не должен — он должен играть с ней как можно более активно. И многие цивилизованные родители уже поняли : если ребенок сломал игрушку, то виновата либо промышленность, выпускающая игрушки для детей, либо сами родители, выбравшие ребенку не подходящую для его возраста игрушку. И никогда в этом не виноват ребенок.
Не случайно, что игрушки в развитых странах, хотя и дороги, но за их качеством ведется особый контроль. Есть такие игрушки (например, знаменитой фирмы «Лето», которые практически невозможно сломать.
Важен для развития способностей — климат в семье.
1. Ребенок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть вре-мени, целовать и гладить столько, сколько, опять-таки, есть на это сил и времени. Но по-чему-то у нас иногда считается, что часто брать на руки маленького ребенка — это его баловать, постоянно показывать ему свою любовь — опять-таки баловать.
4. Психологи обратили внимание на то, что одаренные дети, как правило, выраста-ют в семьях безусловно интеллигентных, скорее, даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах: как мы уже выяснили, у всех здоровых детей генов вполне доста-точно на вполне яркие способности. Дело именно в атмосфере в семье, в системе ее ос-новных ценностей. Мы все живем трудно, у всех на уме, как прожить, однако и в этих условиях для одних семей именно потребительские интересы стали главными, а в других семьях у родителей были, есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные интересы.
4. В России педагогической системе воспитания ребенка в семье присущи репрес-сивно-анархические методы воспитания. Ребенку по такой педагогике запрещается чуть ли не все и вместе с тем фактически, в реальности, почти ничего не запрещается. Здесь стоит остановиться.
А что всегда запрещается у нас? Или все разрешается? Все зависит, как правило, от настроения мамы или папы. Никаких правил нет.
Вот пример. Вообще нельзя ребенку забираться на подоконник, но если внизу на работу спешит папа, то мама сама его поставит: «помаши папе ручкой». Или - ребенок очень любит играть взрослым телефоном и ему, что вполне понятно, это запрещают: те-лефон – не игрушка. Но стоит только ребенку заболеть, у ребенка поднимается темпера-тура, и мама, желая как-то его развеселить, снимает запрет. Что, это последнее желание ребенка и уж про все надо забыть, чтобы выполнить его каприз? А в следующий раз ребе-нок специально «затемпературит», чтобы не идти в школу или чтобы просто добиться своего. Дети это умеют. Впрочем, не только дети.
Вот еще пример. Большинству родителей понятно, что определенные волевые на-выки необходимо развивать у ребенка с детства. Многие психологи считают, что чуть ли не с года, с полутора. Скажем, надо добиваться, чтобы ребенок сам убирал свои игрушки. И здесь все зависит от настроения родителей — то они требуют, а то мама пришла в хо-рошем настроении, принесла торт: «Иди, сыночек, играй, я сама уберу».
Так что же, в конечном счете, у нас всегда запрещается? Ребенок живет в мире, где отсутствует определенность, где за любое действие могут наказать, а могут и не наказать — как выйдет. Все время стращают наказаниями — а наказывают редко и несправедливо, обидно, нелепо. Мир, в котором ребенок постоянно может быть наказан, а может не быть наказан, — этот мир разрушает детскую психику, начиная именно с познавательной по-требности. Родителям необходимо сесть и определить, что можно, а что нельзя. Я думаю, что в «нельзя» войдут те действия ребенка, которые угрожают жизни и здоровью самого ребенка и окружающих. А также не забудьте, что общепринятые правила и нормы пове-дения в обществе формируются в дошкольном возрасте.
6. Дошкольный возраст закончился. Ребенок идет в школу. Вся непоследователь-ность нашей семейной педагогики достигает «крещендо». С одной стороны, кто из роди-телей не знает, что ребенок должен учиться с желанием, а с другой стороны, есть понятие долга, которое родители решили наконец-то ребенку внушить : «Ты должен учиться, это — твой долг, твоя обязанность. Наша обязанность — работать, кормить тебя, одевать, а твоя обязанность — хорошо учиться». Слов нет, чувство долга должно быть у ребенка, и его нужно развивать как можно раньше (на примере тех же игрушек, скажем, которые ре-бенок должен убирать, достигнув возраста, когда уверенно начнет ходить). Однако нужно ли формировать чувство долга по отношению к учению до того, как ребенок начал ходить в школу? Ничего не может быть опаснее для развития способностей — ведь благодаря та-кому воспитанию у ребенка с учением будут связаны не радость, не та самая познаватель-ная потребность, которая только и развивает способности, а принуждение, необходимость. И даже если у ребенка была познавательная потребность, когда он пошел в школу, то очень скоро от нее ничего не останется. Нет, конечно, какая-то познавательная потребность останется, но она вся уйдет в телевизор, в развлечения, будет, по сути, псевдопознавательной.
А тут еще ко всему прочему добавляется и наказание ребенка за плохие отметки (по крайней мере, за это «ругают», т. е. за то, в чем ребенок, по сути дела, еще не виноват — он еще не умеет учиться, его никто не научил. Стоит ли после этого удивляться, что большинство детей в нашей школе неспособных!
(слайд) Во многих регионах России до 80 % детей неуспешных – не умеющих учиться, не владеющих способами действий.
Конечно, познавательная потребность, как всякая подлинная потребность, не мо-жет быть полностью уничтожена. И она, конечно, остается, но в каком виде! Для одних детей вся познавательная потребность сосредоточивается в «видике» и коллекционирова-нии картинок от жвачек. Для других — это чтение детективов и решение кроссвордов. Для третьих - интерес к чужой жизни (а значит, сплетни, интриги, скандалы). Все это эр-зац-потребность.
А еще и само общество, несмотря на все приговаривания о необходимости растить творческих и самостоятельно мыслящих людей, поддерживает и поощряет отнюдь не ин-теллектуалов. Во всяком случае, если судить по условиям жизни.
После всего сказанного остается удивляться не тому, что большинство детей не-способны к учению, а тому, что все же какая-то часть детей умудряется развивать свои способности. О таких случаях и говорит известная поговорка: «Гони природу в дверь, она проникнет через окно».
II. Потенциальные возможности детей МДОУ № 41
Мы представляем вам ваших детей и виды деятельности, к которым они сегодня проявляют наибольший интерес. Также вам даны памятки «Как определить способности ребенка». Если в какой-то из областей в вашем ребенке проявляются яркие черты способ-ностей, приглядитесь, может это «дар».
• интеллектуальные способности – фотослайды
• Легко и быстро схватывает новый материал.
• Задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов.
• Обладает чувством собственного достоинства и здравым смыслом, рассудителен, расчетлив.
• Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
• Хорошо развиты различные виды интеллектуальной деятельности, главным образом восприятие, память, мышление.
• музыкальные – фотослайды
• Если ребенок обладает отличным слухом – это еще не одаренность. Одаренность выражается в понимании музыки, либо во «внутреннем слухе» - такие люди сочиняют музыку, либо делают аранжировки, оркестровые переложения…
• Эмоционально отзывается на музыку.
• Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.
• Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, внимательно вслушивается в них, легко запоминает; поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
• Сочиняет свои собственные мелодии.
- мы представляем вам детей, проявляющих муз-танцевальные способно-сти. Песня «Осенние дорожки» в исполнении …с танцевальным коллек-тивом детей –. (подг гр);
- песня «Осень» …., (ср. гр)
• спортивные - фотослайды, танец с фитболами «Буратино» (подг гр)
• Он очень энергичен и все время двигается.
• Он смел до безрассудности и не боится синяков и шишек.
• Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно.
• Кажется, что он никогда всерьез не устает.
• Чувство уверенности в собственных силах.
• Хорошо развиты навыки общения (командные виды спорта).
• Умение побеждать, проигрывать и соперничать.
• художественные способности – фотослайды
• Таким детям присущи наблюдательность, впечатлительность.
• Не находя слов или захлебываясь, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
• В своих рисунках и картинках отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не «зацикливаются» на изображение чего-то вполне удавшегося.
• Серьезно относятся к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекается какое-либо произведение искусства или пейзаж.
• Стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение для дома, одежды, или что-нибудь подобное.
• литературные – стих. В Берестова «Читалочка» … (ср. гр, … (2 млад)
• Рассказывает о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряя основную мысль. Любить фантазировать или импровизировать на тему действенного события, причем придать событию что-то новое и необычное.
• Изобретает персонажи своих фантазий
• Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
• Эмоциональная отзывчивость произведения разных жанров.
• Потребность слушать чтение и рассказывание.
• Интерес не только к детской литературе.
• артистические – фотослайды, видеозапись импровизация сказки «Курочка Ряба» (1 мл. гр, видеозапись фрагментов музыкального занятия ср. гр.
• Часто выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.
• Меняет тональность голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает.
• С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
• Богатое воображение, чувство гармонии, вкуса.
• конструкторские - фотослайды.
Таким детям присущи наблюдательность за объектами окружающего мира
Любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы построек из геометрических форм, механизмов
Способность воплощать идеи и мысли, задуманного плана.
Планирует будущую работу, развит самоконтроль за своим и действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов, способности к преодолению трудностей.
(слайд) Выделяются два типа одаренности, дети с академической одаренностью отличаются от детей творческих. Особенно трудно распознать творческую одаренность.
академическая одаренность:
• Организованный.
• Эрудированный.
• Умеющий поддержать общее дело.
• Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
• Быстро, «на лету» схватывающий.
• Общающийся легко, приятный в общении.
• Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
творческая одаренность:
• Неровно успевающий.
• Странный в поведении, непонятный.
• Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
• Занятый своими делами (индивидуалист).
• Не умеющий общаться, конфликтный
• Выбивающийся из общего темпа.
• Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
• Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руково-дителю.
И мы предлагаем сейчас провести повторный блиц-опрос:
– Поднимите зеленый листочек, кто считает, что уже разглядел яркие способности в каком-либо виде деятельности, интерес к этой деятельности в своем ребенке.
– Поднимите желтый листочек тот, кто еще не разглядел яркие способности в сво-ем ребенке.
подсчет голосов, запись на доске
Может вы и не увидели сейчас своего ребенка, так как обо всех детях мы не успе-ем рассказать, но вы можете подойти к воспитателям и спросить, какие потенциальные возможности вашего ребенка они распознали, а может еще и не распознали, ведь это до-школьный возраст.
В дошкольном возрасте наша задача развивать детей в различных видах детской дея-тельности, развивать познавательный интерес, что и будет являться основой общей ода-ренности.
Если вы уже сегодня обнаружили склонности детей, не зацикливайтесь на них. Чем больше способностей вы обнаружите и разовьете, тем легче будет ребенку в будущем оп-ределиться с профессией и проявить себя в выбранном деле.
Результаты опроса:
«отрицательная динамика» - у кого-то из родителей возникли сомнения, есть ли способности у ребенка, значит, у вас есть шанс внимательней приглядеться к потенциалу своего ребенка, данный природой или подойти к воспитателям.
«положительная динамика» - самое главное верить в своего ребенка, и предоставить все возможные условия для его развития, тогда он в будущем многое достигнет, сумеет, успеет. Одним словом – сумеет реализовать себя, будет счастливым и успешным в этой непростой и неоднозначной жизни.
И если вы, узнав о том, как уничтожается детская одаренность, с горечью вспомни-те о своих собственных ошибках — что ж, эту грустную задачу будем считать выполнен-ной.
Ну, а если после нашего мероприятия вам захочется больше узнать о развитии спо-собностей и дома всячески рыхлить и удобрять ту почву, на которой и растет дар ребенка (если вы родитель, или же на уроке создавать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности (если вы учитель, воспитатель, — значит, почти все, чего мы хотели - достигли.
Если у вас появятся дополнительные вопросы после мероприятия, вы можете по-лучить на них ответы в центрах, занимающихся вопросами развития одаренности.
Просим вас оценить проведенное мероприятие. На столе 2 ящика с надписями «Информация была полезной, интересной», «Зря потратил время» - бросить монетку в соответствующий ящик.
Литература: В. С. Юркевич «Одаренный ребенок иллюзии и реальность».