Папки-передвижки

Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности

Виктория Атарщикова
Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности
▼ Скачать + Заказать документы

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир у него значительно шире.

Публикация «Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности» размещена в разделах

Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями программы развития, организует целенаправленные наблюдения в природе, за животными, птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни, проводит беседы.

Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они сами находят ответ на свой вопрос.

Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общественной жизни, используя с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях и их отношениях, об исторических местах родного города.

Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Он старается разнообразить сюжеты, оживить в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки явления, предлагает заранее продумывать предстоящую деятельность. Воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску решений.

Более успешно происходит развитие у детей интереса в обстановке деловитости. Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровождению, сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения.

Но даже увлекательное дело – не развлечение или забава. Любая деятельность требует усилий, преодоление которых дает ребенку удовлетворение, что не только не снижает интереса, а наоборот, повышает и активизирует его. Это всегда должен учитывать воспитатель. Поэтому, чтобы сделать деятельность увлекательной, совсем не нужно удалить из нее все требующее от ребенка усилия и напряжения.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.

Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, трудное и малоприятное – доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов – принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Помогают преодолевать детские «не хочу» приемы: «Делай как я», «Помоги мне, ребятам», «Кто скорее».

Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы он увидел и узнал себя и свои возможности в результатах своих усилий. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов, осмысленным, понятным, иметь зримый конкретный результат, который стал очевидным для самого ребенка. Главная задача взрослого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься предложенным действием. Для этого воспитатель использует все имеющиеся в арсенале средства : интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыгрывать каждый этап занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными. Надо стремиться эмоционально увлечь ребенка, заражая его своим эмоциональным отношением.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям.

Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще всего занимаются, во что играют. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Вопросы детей – яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы интересы.

Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения.

Не все «трудные» детские вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию в отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут, что это такое».

Не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь – почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать.

Существует такая форма взаимодействия как познавательная беседа.

Познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3-4 человека, находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания детей.

Важно, чтобы на протяжении этого времени тема, обсуждаемая на занятии, оставалась постоянной. Для этого воспитателю нужно предварительно подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступных для дошкольников ( например: «От семечка до яблока», «Как растут булки»). В качестве основы беседы можно использовать детские книги с картинками, в которых содержатся новые сведения. Однако важно помнить, что задача таких занятий – не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому лучше подбирать такие темы, которые интересны детям, о которых у них есть представления и знания, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстрированный материал, но и прошлый опыт ребенка. Вовлекать свои впечатления в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких птиц или зверей, куда они ходили с родителями и т. д. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонялся от темы и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

Как правило, после 8-10 подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу и могут в течение 10-15 минут разговаривать со взрослыми на познавательные темы.

Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают познавательные действия в определенной последовательности: сначала вычленяют объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами, приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической деятельности. Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления.

Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становится активным достоянием ребенка.

Библиография.

1. Бабаева Т. И. ,У школьного порога. – М. : Просвещение, 1993.

2. Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети : Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985.

3. Медведева Е. Ю., Лопатина Г. Ф., Познавательное развитие дошкольника с помощью карт «Семантическое поле». Детский сад от А до Я, №1 2009.

4. Смирнова Е. О., Особенности общения с дошкольниками : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.

Публикации по теме:

Игры для развития математических способностей детей 4–5 лет. Предлагаемые игры-беседы, помогут развить математические способности и речь у детей. В основе этих игр лежит общение. Основным является.

Экологический проект «Наши младшие друзья» во 2 младшей группе В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 11:11
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Атарщикова (УИ 160314) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД