МААМ-картинки

Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности

Виктория Атарщикова
Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности

Поскольку любознательность и наблюдательность лежат в основе развития интересов, воспитатель учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. Ведь наблюдательный ребенок способен заметить вокруг себя то, чего не заметит другой, значит, и мир у него значительно шире.

Публикация «Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности» размещена в разделах

Воспитатель отбирает наиболее доступные явления окружающей действительности в соответствии с требованиями программы развития, организует целенаправленные наблюдения в природе, за животными, птицами, жизнью и трудом людей, явлениями общественной жизни, проводит беседы.

Когда ребенок поставлен перед необходимостью длительно наблюдать одно и то же явление, у него формируется устойчивый целенаправленный интерес. Этому же способствует решение детьми своеобразных логических задач, когда они сами находят ответ на свой вопрос.

Воспитатель формирует у детей интерес к явлениям общественной жизни, используя с этой целью детскую художественную литературу, прогулки и экскурсии, беседы о событиях современности, о людях и их отношениях, об исторических местах родного города.

Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов. Он старается разнообразить сюжеты, оживить в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки явления, предлагает заранее продумывать предстоящую деятельность. Воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску решений.

Более успешно происходит развитие у детей интереса в обстановке деловитости. Воспитатель проявляет нетерпимость к безделью, к нецелесообразному времяпрепровождению, сам являясь для детей примером: они видят его постоянно занятым, деятельным, а не пассивным наблюдателем, подающим команды и распоряжения.

Но даже увлекательное дело – не развлечение или забава. Любая деятельность требует усилий, преодоление которых дает ребенку удовлетворение, что не только не снижает интереса, а наоборот, повышает и активизирует его. Это всегда должен учитывать воспитатель. Поэтому, чтобы сделать деятельность увлекательной, совсем не нужно удалить из нее все требующее от ребенка усилия и напряжения.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для ребенка дошкольного возраста нелегко. Трудно потому, что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще недостаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка, оказав ему необходимую помощь и словом, и делом: подбодрить, показать, как надо действовать. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что преодолел трудность, довел дело до конца.

Жизнь детей в детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным. Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие. Все это далеко не просто не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием. И чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным, трудное и малоприятное – доступным. А это возможно, если воспитатель обладает искусством помогать ребенку находить в неинтересном интересное. Если он стремится строить свою работу с детьми с учетом одного из важных принципов – принципа интереса, помогающего мобилизовать детскую волю на выполнение не только легкого и желаемого, но и нужного, необходимого. Помогают преодолевать детские «не хочу» приемы: «Делай как я», «Помоги мне, ребятам», «Кто скорее».

Для формирования интереса к окружающему и стремления к самостоятельным действиям нужно, чтобы у ребенка появился положительный опыт таких действий, чтобы он увидел и узнал себя и свои возможности в результатах своих усилий. Следовательно, необходимо совместное действие, способное заинтересовать и увлечь ребенка. Оно должно быть предельно простым (чтобы ребенок мог легко достичь определенных успехов, осмысленным, понятным, иметь зримый конкретный результат, который стал очевидным для самого ребенка. Главная задача взрослого состоит в том, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься предложенным действием. Для этого воспитатель использует все имеющиеся в арсенале средства : интонация, взгляд, мимика, жесты. Важно обыгрывать каждый этап занятия, заинтриговать ребенка, сделать простые действия загадочными и сюрпризными. Надо стремиться эмоционально увлечь ребенка, заражая его своим эмоциональным отношением.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям.

Наблюдая за деятельностью детей, воспитатель видит, чем они чаще всего занимаются, во что играют. Анализ результатов детской деятельности, как в зеркале, отражает своеобразие интересов каждого воспитанника. Вопросы детей – яркий показатель, чем заняты их мысли, что волнует их, каковы интересы.

Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему. Прежде всего отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к ребенку; нельзя гасить в нем ценное свойство – стремление к познанию нового. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание. В затруднительных случаях необходимо обращаться к литературным и специальным источникам, периодической печати и справочникам. Воспитатель не должен считать, что он теряет авторитет в глазах ребенка, отсрочив свои объяснения.

Не все «трудные» детские вопросы требуют обоснования и подлежат толкованию в отдельных случаях можно сказать: «Этого ты пока не сумеешь понять. Когда будешь учиться в школе, там тебе и всем ученикам расскажут, что это такое».

Не всегда полезен готовый и исчерпывающий ответ. Лучше постараться найти такие факты, сравнения, наглядные примеры, которые бы поддерживали и углубляли интерес ребенка, побуждали к самостоятельному поиску. Хорошо озадачить ребенка вопросом на вопрос: «А как ты думаешь – почему?», предоставив ему возможность самому порассуждать.

Существует такая форма взаимодействия как познавательная беседа.

Познавательные беседы лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей (3-4 человека, находящихся на одинаковом уровне развития. Беседа может продолжаться от 5 до 15 минут, в зависимости от желания детей.

Важно, чтобы на протяжении этого времени тема, обсуждаемая на занятии, оставалась постоянной. Для этого воспитателю нужно предварительно подобрать и продумать несколько познавательных тем, близких и доступных для дошкольников ( например: «От семечка до яблока», «Как растут булки»). В качестве основы беседы можно использовать детские книги с картинками, в которых содержатся новые сведения. Однако важно помнить, что задача таких занятий – не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Поэтому лучше подбирать такие темы, которые интересны детям, о которых у них есть представления и знания, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

Своеобразие этих формирующих занятий состоит в том, что познавательный материал становится центром ситуации общения, создает общность ребенка и взрослого. Привязанность и положительное отношение к взрослому должны проявляться через участие ребенка в обсуждении познавательного содержания. Для этого нужно постепенно сводить совместные игры с элементами познавательного общения к специальным занятиям, где поддерживаются и поощряются только те высказывания и действия, которые имеют отношение к обсуждаемой теме.

Хорошей опорой для познавательного общения может быть не только иллюстрированный материал, но и прошлый опыт ребенка. Вовлекать свои впечатления в беседу со взрослым обычно начинает сам ребенок. Разглядывая картинки, например, дети любят вспоминать, где они видели таких птиц или зверей, куда они ходили с родителями и т. д. Поощряя и развивая подобные высказывания, взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не уклонялся от темы и не свел познавательную беседу к рассказу о событиях своей жизни.

Как правило, после 8-10 подобных занятий дети достаточно легко поддерживают познавательную беседу и могут в течение 10-15 минут разговаривать со взрослыми на познавательные темы.

Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Выполняя задания воспитателя, дети развивают познавательные действия в определенной последовательности: сначала вычленяют объект познания, обследуют его свойства, потом переходят к поиску связей этого объекта с более общей системой и ее свойствами, приходят к определенным выводам и затем, если это необходимо, приступают к практической деятельности. Педагог постоянно варьирует задания, развивая гибкость и самостоятельность мышления.

Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель постоянно помнит о том, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, обычно не становится активным достоянием ребенка.

Библиография.

1. Бабаева Т. И. ,У школьного порога. – М. : Просвещение, 1993.

2. Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети : Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985.

3. Медведева Е. Ю., Лопатина Г. Ф., Познавательное развитие дошкольника с помощью карт «Семантическое поле». Детский сад от А до Я, №1 2009.

4. Смирнова Е. О., Особенности общения с дошкольниками : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 2000.

Публикации по теме:

Игры для развития математических способностей детей 4–5 лет. Предлагаемые игры-беседы, помогут развить математические способности и речь у детей. В основе этих игр лежит общение. Основным является.

Экологический проект «Наши младшие друзья» во 2 младшей группе В современных городских условиях не каждая семья может позволить содержать домашнее животное в квартире. Проект позволяет расширить представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение воспитателя с детьми дошкольного возраста как средство развития их познавательной активности
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 11:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД