Получи документы

Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников «Мир на книжной полке»

Наталья Ишутова
Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников «Мир на книжной полке»

Общеразвивающая программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет)

«Мир на книжной полке».

Автор программы : Н. Н. Ишутова.

Количество часов - 72 (1 час в неделю)

Направленность программы

Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников „Мир на книжной полке“» размещена в разделах

Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, которые направлены на решение ряда задач, в том числе на формирование общей культуры личности детей; на развитие социальных, нравственных, эстетических качеств; на воспитание с опорой на духовно-нравственные и социокультурные ценности, принятые в обществе правила и нормы поведения. Программа «Мир на книжной полке» направлена на социально-коммуникативное развитие детей, что подразумевает воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с чётко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Одной из составляющих данного процесса является нравственно-эстетическое воспитание дошкольников.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Проблемами нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к традиционной культуре и литературе как важнейшей ее составляющей посвящены исследования В. А. Рыбина, И. С. Сушковой, Е. П. Шевченко. Работы Н. А. Ветлугиной посвящены анализу возможностей сочетания задач эстетического и нравственного воспитания детей. По мнению Н. В Микляевой, Т. С. Мишиной, И. И. Чесноковой, чувства, передаваемые автором через произведения искусства, разворачиваются в творческую работу воображения, дополняются и присваиваются созерцателю. Обобщение опыта современных педагогов свидетельствуют о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Таким образом, реализация нравственно-эстетического воспитания дошкольников должна быть направлена:

- на эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни;

- на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль;

- на формирование потребности в совместных действиях с целью совершенствования мира.

Реализация задач данного направления воспитания наиболее эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Она, как важнейший компонент культуры, по мнению О. Н. Ларионовой, призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями.

Новизна программы

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, педагогу важно уметь находить такие формы и виды деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект и ориентировались на определённую образовательную область. Данная программ ориентирована на социально – коммуникативную образовательную область, которая направлена:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- на развитие общения и взаимодействия;

- на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегулирования собственных действий;

- на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу в Организации.

Для ознакомления детей с литературными произведениями и приобщения дошкольников к миру нравственных понятий и эстетических ценностей используется форма Литературной гостиной. Организация и проведение Литературной гостиной позволяет выполнить сразу несколько функций:

- информационно-предметную

- расширение круга литературных произведений, предусмотренного программой литературного образования детей дошкольного возраста;

- деятельно-коммуникативную

- формирование психологических и эстетических механизмов общения ребёнка с авторами и текстами художественных произведений, искусством. Формирование позиции читателя-«сотворца» и потребности в собственном творчестве;

- ценностно-ориентационную – присвоение ценностей добра, истины и красоты, заложенных в произведениях искусства, формирование мировоззрения и его отражение в собственном творчестве.

Цель:

Сформировать у детей умение анализировать и сопоставлять свои поступки и поступки героев с общепринятыми представлениями о нравственности, умение видеть эстетику окружающей действительности.

Задачи:

1) Сформировать представление о нравственно - эстетических ценностях.

2) Воспитывать уважение к людям, которые являются носителями нравственно-эстетических норм.

3) Сформировать умение соотносить свои поступки и действия литературных героев с нравственно-эстетическими нормами и стремление поступать в соответствии с ними.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа предназначена для старших дошкольников.

Сроки реализации.

Реализация программы рассчитана на два учебных года (72 занятия по 25 минут).

Формы и режим занятий.

Встречи проходят в форме Литературных гостиных 1 раз в неделю. Их продолжительность – 25 минут.

Используются следующие модели построения Литературных гостиных:

- тематический вечер одного автора;

- встреча, посвящённая одной нравственной норме;

- диспут;

- творческий отчёт.

Ожидаемый результат.

Сформированность следующих умений:

1) умение анализировать поступки героев в проблемных нравственно – эстетических ситуациях;

2) умение анализировать и соотносить поступки героев с их нравственными качествами (доброта, честность, сочувствие и др.)

3) умение анализировать и соотносить поступки героев с собственными поступками детей в повседневной жизни;

4) умение анализировать эстетику общения;

5) умение анализировать эстетику окружающего мира и природы.

Подведение итогов реализации программы.

Для диагностики нравственно – эстетического воспитания дошкольников используется следующий комплекс методик

1) методика «Сюжетные картинки» и методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р. М. Калининой);

2) методика диагностики эстетической воспитанности ребёнка Е. И. Шулёва, наблюдение за общением детей со сверстниками.

Литература.

1. Зябкина В. В., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. Литературные гостиные и салоны в детском саду и начальной школе: Методическое пособие для воспитателей и учителей. – М. : АРКТИ, 2010.

2. Зябкина В. В. Нравственно – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе литературно – театрализованной деятельности / Под общ. ред. И. С. Сергеевой. – М. : АПКиППРО, 2011.

3. Зябкина В. В. Роль семейного воспитания в формировании у детей нравственного начала / Под общ. ред. В. И. Лутовинова. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.

4. Зябкина В. В. Роль художественной литературы в формировании нравственно – эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. – 2010.

5. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М. : ТЦ Сфера, 2014.

Публикации по теме:

Реализация ФГОС дошкольного образования в практике работы дошкольного образовательного учреждения На сегодняшний день перед нами (педагогами) актуальным является вопрос организации деятельности в соответствии с федеральным государственным.

Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общеразвивающая программа дополнительного образования для старших дошкольников «Мир на книжной полке»
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 20:59
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД