Получи документы

Общие положения арт-терапии

Оксана Махота
Общие положения арт-терапии

Арт-терапия – одно из направлений экспрессивной терапии, связанное с созданием клиентом визуальных образов. Материалом для создания арт- продукции могут служить любые изобразительные средства, в том числе заимствованные из различных направлений современного искусства. Визуальный образ рассматривается как некий отпечаток состояния автора, как проекция части внутреннего мира. При этом специфика изобразительных средств способствуют актуализации разных аспектов психологического содержания. Например, работа с гуашью и акварелью сензитивна эмоциональной сфере автора, скульптура – телесной составляющей, графика – интеллектуальной и духовной сферам.

Публикация «Общие положения арт-терапии» размещена в разделах

Арт-технологии получили широкое распространение не только в психологии, но и в смежных областях: педагогике, медицине, социальной работе и др. Арт-терапия может рассматриваться как направление антропоцентрической практики, интегрирующее в себе совокупность здоровьесберегающих техник, основанных на изобразительной экспрессии человека. Данное направление функционирует не столько как психотерапия, но и в качестве психопрофилактики, реабилитации, обучения, диагностики и развития различных групп населения.

Базовой методологической идеей арт-терапии является положение о тесной связи художественного творчества человека с его психическим развитием. Как подчеркивал Л. С. Выготский, искусство представляет собой важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе и является способом уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни. Искусство – сила, обеспечивающая человеческому организму баланс и равновесие, помогающая изжить «величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни».

Отношение к арт-терапии в профессиональном сообществе неоднородно и противоречиво. Как отмечает Л. Д. Лебедева, исходные положения арт-терапии о целительной силе искусства настолько очевидны, что возникает иллюзия простоты и доступности в работе с данным методом, в то время как арт-терапия – это самостоятельная область не только практической работы, но и теоретических знаний. Это сложное, многогранное и глубинное по эмоциональному воздействию явление, в котором будет сделано еще не одно научное открытие.

По сравнению с другими видами экспрессивной терапии, арт-терапия обладает рядом преимуществ. Во-первых, для участия в ней не требуется особой технической подготовки. Во-вторых, арт-продукты фиксированы и могут быть сохранены во времени, что делает возможным их объективное изучение. Кроме того, арт-терапия представляет собой уникальное средство преимущественно невербального общения. Символическая речь позволяет более точно отобразить чувства и переживания, является средством сближения людей и повышения их коммуникативной компетентности. В истории арт-терапии практически одновременно возникли и развивались параллельно два принципиально разных подхода:

1. Студийный подход, автором которого является британский художник Адриан Хилл, открывший в 40-е гг. ХХ в. сеть художественных мастерских при госпиталях и предлагавший всем желающим пациентам освоить язык художественного творчества. Считалось, что занятия в мастерской способствуют отвлечению человека от болезненных переживаний, связанных с соматическим недугом. Однако было замечено, что участники арт-студии выздоравливают быстрее и основательнее.

2. Арт-психотерапевтический подход был предложен американским психоаналитиком Маргарет Наумбург, которая использовала рисуночные техники в качестве инструмента исследования бессознательного. Особую роль в данном процессе играют отношения клиента и терапевта, а также интерпретации изобразительной экспрессии, что отсутствует в студийном подходе. Согласно арт-психотерапевтической концепции каждый человек через визуальную форму проецирует свои внутренние конфликты и переживания, что позволяет психоаналитику быстрее понять их смысл и скорректировать направление психотерапевтического воздействия.

Современные арт-терапевтические школы занимают, скорее, промежуточное положение между двумя указанными позициями. Достаточно важными остаются формат открытой студии и помощь человеку в выражении себя через изобразительные техники, что само по себе является исцеляющим и гармонизирующим. Вместе с тем не менее важным является контакт специалиста и клиента, а также возможность осознания психологического содержания полученных в результате образов.

Анализ истории арт-терапии, проведенный Л. Д. Лебедевой, позволяет выделить ряд направлений в ее развитии. Изначально арт-терапией назывались методы использования всех видов искусства и творческой деятельности с терапевтическими целями: терапия отвлекающими впечатлениями, трудовая терапия (художественные ремесла). Это направление получило название социальной арт-терапии и развивалось профессионалами в области прикладного искусства без медицинской и психологической подготовки.

Подход М. Наумбург преобразовался в медицинское направление арт-терапии, которое построено на тесном психотерапевтическом контакте, опосредованном продуктами визуального творчества клиента. Медицинская арт-терапия активно применяется как сопутствующий метод лечения довольно широкого спектра соматических и психических заболеваний, а также как метод реабилитации после перенесенных травм, операций и пр. Основным фокусом внимания в педагогическом направлении арт-терапии (не путать с арт-педагогикой) является формирование здоровой личности, ее воспитание и социализация. Особую роль здесь играет возможность активации правополушарных способов познания реальности, что делает арт-терапию незаменимой в обучении, в том числе в освоении нового материала.

Арт-терапия в сопровождении профессиональной деятельности – также одно из достаточно молодых и перспективных направлений арт-терапевтической работы в неклинической практике. Основной задачей в данном случае выступает содействие более полной самореализации личности профессионала.

Несмотря на попытки представить арт-терапию как теоретическую область, она продолжает оставаться, в первую очередь, практической деятельностью, что порождает разнообразие определений, связанных со спецификой профессионального опыта представителей различных направлений. А. И. Копытин определяет арт-терапию как совокупность здоровьесберегающих методов, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений.

По Н. Е. Пурнис, арт-терапия – метод художественной терапии, основанный на слиянии творчества и психотерапевтической (или консультационной) практики, направленный на коррекцию эмоциональной, мотивационной, коммуникативной, регулятивной сфер и способствующий развитию личности. По мнению Л. Д. Лебедевой, определение арт-терапии должно включать различные аспекты понимания данного феномена: арт-терапия, с одной стороны, представляет собой динамическую систему взаимодействия между клиентом, продуктом его творческой деятельности и терапевтом; с другой стороны, это терапевтическая процедура на основе изобразительного творчества клиента; и наконец – это здравоохранительная инновационная технология.

Основной целью арт-терапии является гармонизации личности клиента через развитие способностей самовыражения и самопознания. Арт-терапию часто называют путешествием в собственный внутренний мир. Арт-терапевту в данном случае отводится роль или проводника, или наблюдателя. Несмотря на многообразие подходов к пониманию феноменов арт-терапевтического воздействия, практически все специалисты в данной области опираются на идеи К. Г. Юнга, согласно которым занятие искусством облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным Я, а также между личным и коллективным бессознательным.

К возможным задачам арт-терапии специалисты относят :

1. Социально-приемлемый выход негативным чувствам и эмоциям, экологичный способ снятия эмоционального напряжения.

2. Диагностику и коррекцию психологических трудностей клиента в обход «цензуре» сознания и сопротивления.

3. Диагностику состояний клиента, в том числе в их динамике.

4. Проработку неосознаваемых мыслей и чувств клиента.

5. Установление контакта между психологом и клиентом, клиентом и группой, создание отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развитие самоконтроля, внимательности и тонкой моторики.

7. Развитие художественных способностей и повышение самооценки. Позитивным побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате проявления скрытых талантов и освоения нового языка самовыражения.

Виды и формы арт-терапии :

Изотерапия (рисуночная арт-терапия). Это наиболее распространенный, классический вариант арт-терапии, предполагающий использование техники рисунка. Необходимо отметить, что рисунки в арт-терапии рассматриваются шире по сравнению с проективным подходом.

Визуальная терапия – терапия, основанная на различных формах визуализации, не только с помощью рисунков: с использованием графики, скульптуры, инсталляции, фотографии, коллажа, боди-арта. С появлением и освоением новых форм визуального искусства арсенал арт-терапевта постоянно пополняется различными технологиями работы: от перформанса до мультимедийных визуальных технологий.

Медитативное рисование. Вариант изотерапии, при котором рисование осуществляется в измененном состоянии сознания (медитации, в которое клиент погружается с помощью релаксационных упражнений. Несмотря на то, что многие техники являются аналогами ритуальных приемов различных духовных традиций Востока и Запада, их использование в арт-терапии не ставит своей целью изменение мировоззрения клиента в соответствии с той или иной доктриной.

Как подчеркивает А. И. Копытин, иногда, с учетом запроса клиента, привлечение религиозных или метафизических представлений, ассоциирующихся с такими техниками, бывает оправданным, поскольку предоставляет ему дополнительные возможности для осмысления своего опыта. Арт-терапевт не должен навязывать клиенту какого-либо мировоззрения, он обязан уважать его выбор, верования и культурный опыт.

Интегративная (мультимедийная) арт-терапия. Этот вид арт-терапии дополнительно использует приемы и техники, принадлежащие другим направлениям экспрессивной терапии. Максимальную эффективность демонстрирует интегративное сочетание комплекса телесных экспрессивных терапий, драматерапии, нарративной терапии.

Сочетание разных видов экспрессивной терапии позволяет максимально мобилизовать и интегрировать творческий потенциал клиента или группы, найти такие способы самовыражения, которые подходят каждому, а также задействовать дополнительные факторы психотерапевтических изменений. Включение разнообразных материалов и форм творческой работы в арт-терапевтическую практику обогащает ее возможности: с одной стороны, способствует достижению конгруэнтности вербальной и невербальной экспрессии, с другой стороны, развивает способность к восприятию и проживанию многомерности опыта.

К формам арт-терапии относят традиционные для психологической практики индивидуальную и групповую арт-терапии, характеризующиеся некоторыми особенностями.

Индивидуальная арт-терапия. Данный вид арт-терапии рекомендован при работе с клиентами с негрубой психической паталогией в форме неврозов или личностных расстройств, одним из симптомов которых являются проблемы вербализации своих чувств и мыслей как в силу наличия речевых или коммуникативных нарушений, так и в силу сложности переживаний и наличия внутренних барьеров для их выражения.

Групповая арт-терапия. Является наиболее часто используемой формой арт-терапии. Существуют следующие разновидности арт-групп : студийная открытая группа (подход А. Хилла, которая минимально структурирована и не имеет постоянного состава; аналитическая закрытая группа, предполагающая постоянный состав участников и глубокую проработку индивидуальных проблем каждого; тематически ориентированная группа, сходная по структуре с аналитической, но не предполагающая глубокой аналитической проработки, а посвященная определенной теме (примером является методическая группа).

Публикации по теме:

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчёт о фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты»Фотоотчёт о фестивале «Наши общие возможности — наши общие результаты» 16 января этого года в нашей организации ГБОУ Школа № 1359 прошел районный фестиваль «Наши общие возможности – наши общие результаты»..

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.

Консультация для педагогов «Общие представления о музыкальной терапии» Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в реабилитации, лечении, воспитании и образовании взрослых и детей, страдающих.

Консультация для родителей «Общие правила воспитания гиперактивных детей» «Ребенок – зеркало семьи. Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский.

Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3–4 лет с нарушенным зрением» Консультация «Общие принципы организации рабочего места ребенка 3 – 4 лет с нарушенным зрением» Составила: Дьяконова Елена Сергеевна, соавтор:.

Межрайонный фестиваль «Наши общие возможности-наши общие результаты» (фотоотчет)Межрайонный фестиваль «Наши общие возможности-наши общие результаты» (фотоотчет) Сегодня в нашем комплексе ГБОУ "Шклола №773 "Центр образования "Печатники" прошел межрайонный фестиваль "Наши общие возможности - наши общие.

Общие советы психолога «Почему ребенок стал кусаться» Общие советы психолога Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом.

Технологическая карта урока информатики в 4 классе «Общие свойства и отличительные признаки группы объектов» Технологическая карта урока информатики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 4 Б Тема. Общие свойства и отличительные признаки группы.

Влияние арт-терапии на развитие ребенка Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Общие положения арт-терапии
Опубликовано: 12 марта 2022 в 20:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД