МААМ-картинки

Обучение детей дошкольного возраста чтению и освоению грамоты

Кухта Ольга
Обучение детей дошкольного возраста чтению и освоению грамоты

Консультация для учителей - логопедов, родителей.

В своей работе по обучению детей 5-7 лет чтению и освоению грамоты я использую пособие Гурьевой Н. А. Ребёнок занимается вместе со взрослым - как индивидуально, так в группе. Продолжительность занятий составляет 20-25 минут. На одно занятие для изучения берётся одна буква. Частота занятий зависит от успешности освоения ребёнком данного материала.

Публикация «Обучение детей дошкольного возраста чтению и освоению грамоты» размещена в разделах

Вначале дети получают общее представление о речи (устной и письменной). Они учатся членить речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги, используя при этом графические схемы. Ребёнок определяет количество слогов в слове, выделяет ударный слоги ударную гласную. Затем ребёнок знакомится с буквой. При произнесении её уточняют, какой звук произносится: гласный или согласный. В соответствии с этим ребёнок закрашивает и букву, и квадратик под ней: гласный звук - красным цветом, а согласный - синим цветом. Развитие звукобуквенного анализа предполагает умение последовательно вычленять звуки из слова и записывать их соответствующими буквами, что в дальнейшем позволяет детям писать грамотно. Умение переводить буквы в звуки помогает научиться хорошо читать.

Пропечатывая строчную и заглавную буквы, ребёнок развивает свои графические навыки, умение ориентироваться в тетради в клетку, учится чувствовать рабочую строку. Это повышает степень зрительного и двигательного контроля

и является частью подготовки к обучению письму в школе. После этого ребёнок называет картинку, на слух определяет местонахождение изучаемого звука в слове и закрашивает соответствующую клетку под картинкой (в начале, в середине или в конце слова).

В тексте скороговорки ребёнок находит уже знакомые ему буквы и выделяет их. Повторение и заучивание скороговорки дают возможность совершенствовать произношение звуков речи, концентрируют внимание ребёнка, что делает в дальнейшем успешным обучение ребёнка в школе.

В разделе, посвященном каждой букве, есть слова. Все они составлены из букв, выученных ранее, поэтому ребёнок сможет читать их самостоятельно. С этими словами ребё нок работает следующим образом:

- делит на слоги;

- выделяет ударение;

- составляет схемы слов;

- выделяет гласные и согласные (твердые, мягкие, звонкие, глухие) звуки.

Для удобства чтения под буквами есть пометки: знак «дуга»-выделение слога-слияния (две буквы - согласная и гласная - как бы связываются верёвочкой, и прочитать их нужно слитно); знак «точка» -нужно назвать звук, обозначаемый буквой ( например: ТАНК-[та] [н] [к]). При этом (к) произносится именно как [к], а не [ка] (как в алфавите, (н) передаётся звуком [н], а не [эн].

В конце каждого раздела есть игровые задания с буквами и словами они снимут напряжение у детей и продолжат знакомить их с составом слова из букв, перестановкой букв в слове, заменой одной буквы на другую. Дети учатся решать ребусы и кроссворды.

Знания и умения, полученные детьми в процессе занятий по обучению грамоте, будут необходимы им для уроков развития речи в школьный период. Хорошо развитый фонетический слух заложит в будущем основу грамотного письма.

В пособии использована очередность изучения букв по системе В. Г Горецкого. Материал пособия соответствует требованиям «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой.

Известно, что активность детей на логопедических занятиях быстро падает, если они недостаточно продуманно организованы.

Ребенку интересно выполнить речевые задания на темы, доступные его пониманию, небольшие по объему, легкие для запоминания.

Короткие стихотворения, потешки тренируют дошкольников в произношении тех или иных звуков, способствуют более быстрому запоминанию букв, заставляют активно работать, развивают воображение, память, позволяют быстро переключать внимание па различные формы логопедической работы.

Подобранные стихи предполагают их многократное повторение.

Звук и буква А

Сказочный, волшебный дом.

Азбука - хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

Аня в роще потерялась,

Аня в роще растерялась,

Аня крикнула: «Ау!

Дом никак я не найду!»

Анатолий и Андрей.

Наловили карасей,

Аня и Алиса

Варят суп из риса.

звук и буква Б

Твердый знак с окна упал,

Руку он себе сломал.

Ба-6а-ба,

На избе была труба.

Бу-6у-6у,

Побелили мы трубу.

Бe-бе-бе,

Белый голубь на трубе.

Бы-бы-бы,

Голубь улетел с трубы.

Боря на базаре был,

Там арбуз большой купил.

Звук. и буква В

Вова снежный ком слепил,

Влас свой сверху положил.

Чтоб комы те не упали,

Слева палочку вкопали.

Валя мальчикам сказала,

Что букву В она узнала.

Палочку ты начерти,

К ней вплотную - цифру три.

Ва-ва-ва,

Во дворе растет айва.

Ву-ву-ву,

Я полью свою айву.

Вы-вы-вы,

Вкусны ягоды айвы.

Витя с Вовой у ворот

Рисовали вертолет.

Звук и буква Г

Нам шлагбаум путь домой

Перекрыл своей рукой.

Гага-га,

Вышли гуси на луга.

Го-го-го,

Ходит солнце высоко.

Гу-гу-гу,

Много пчелок на лугу.

Гена, Галя два Олега

Горку сделали из снега.

Звук и буква Д

Две полоски наклонили,

Снизу третью начертили,

А теперь согнем немножко

Две коротенькие ножки.

Да-да-да,

В ручейке бежит вода:

Ду-ду-ду,

3а водой сейчас пойду.

Ды -ды-ды,

Принесу домой воды.

Ди-ди-ди,

Каждый день идут дожди.

Дя-дя-дя,

Зонтик нужен от дождя.

Дед Демьян домой идет,

Лошадь под уздцы ведет.

Звуки буква Е

Буква Е, смотрите, все же

Так на полочку похожа.

Еле-еле, еле-еле

От вокзала поезд едет.

Средь лесов и средь полей

Поезд едет все быстрей.

Звуки буква Ё

Е и Ё — у мамы дочки,

Но у Ё еще две точки.

Ёж под ёлкою сидит,

Ё ж ежихе говорит:

«Ежевики дай ежонку,

Если нарисует елку».

Звуки буква Ж

Много ножек у жука,

У буквы Ж их много тоже.

Буква Ж жужжит всегда,

На жука она похожа.

Жа-жа-жа,

Есть иголки у ежа.

Жу-жу-жу,

Молока дадим ежу.

Жи-жи-жи,

Под кустом лежат ужи.

Же-же-же,

Уползли ужи уже.

У Сережи в гараже

Жору Женя ждет уже.

Звук и буква 3

Буква 3 и цифра три,

Как родные две сестры.

Ты внимательно смотри:

Пишем 3, как цифру три.

3а-за-за,

На лугу коза.

3у-зу-зу,

Привели козу.

Зы-зы-зы,

Колокольчик у козы.

Зоя азбуку взяла,

Букву 3 в ней назвала.

Звуки буква И

Инна, Нина и Марина,

Лида, Игорь и Ирина

Вышли в прятки поиграть,

Букву И в словах искать.

Звуки буква Й

Этот звук зовет мы кратким,

«И» доводится он братом.

3а водой идти в ручей

Брат зовет с собой друзей.

Голосистый соловей

Спрятался среди ветвей.

Серый юркий воробей

Искупаться влез в ручей.

Бродит серый волк худой,

Он голодный, старый, злой.

Звук и буква К

Два столба стояли рядом,

Вдруг один переломился

И к другому прислонился.

Ка-ка-ка,

Наша речка широка.

Ко-ко-ко,

По теченью плыть легко.

Ке-ке-ке,

Загораем на песке.

Звук и буква Л

Ла-ла-ла,

Клава видела осла.

Ле-ле-ле,

Лева ехал на осле.

Лу-лу-лу,

Хлеба дали мы ослу.

Ли-ли-ли

Пили воду ослы.

Оля, Лена и Альбина

Лепят льва из пластилина.

Клавдия весло взяла,

Села в лодку, поплыла.

Звук и буква М

К двум столбам мы кое-как

Привязали свой гамак.

Ма-ма-ма

За окном метет зима.

Ме-ме-ме,

Много песен о зиме.

Мы-мы-мы,

Не боимся мы зимы.

Маша в чаще заблудилась,

К трем медведям в дом явилась.

Суп у мишки похлебала,

Стульчик маленький сломала.

Звук и буква Н

Буква Н, сказать всем можно,

Очень на кровать похожа.

На-на-на,

Наступила вновь весна,

Но-но-но,

Настежь распахнем окно.

Не-не-не,

Очень рады мы весне.

«Надо», «можно» и «нельзя»-

Всем знакомые слова.

Надо маме помогать,

Можно с папой погулять.

Но нельзя без разрешенья

На дорогу выбегать.

Звук и буква О

О - на огурец похожа:

Он овальный; буква - тоже.

Слова «Оля, огурец, окно

Начинаются на «О».

Звук и буква П

Буква П на мост похожа,

По мосту идет прохожий,

А внизу, через проход,

Проплывает пароход.

Па-па-па,

На пол сыплется крупа.

Пу-пу-пу,

Подметем сейчас крупу.

Пы-пы-пы,

Больше нет у нас крупы.

Петя позвонил Петру:

«Я на пляж с тобой пойду».

Звук и буква Р

Букву Р писать несложно:

Справа к палке осторожно

Подрисуем все кружок,

И получится флажок.

Ру -ру-ру,

Встали рано поутру,

Ра-ра-ра,

В садик нам идти пора.

Ре-ре-ре,

Хорошо там детворе.

В огороде старика

Репка выросла крепка.

Деревянный Буратино

Карабаса победил.

Дверь в коморке под картиной

Золотым ключом открыл.

Звук и буква С

Часть кружочка потерялась –

Буква С у нас осталась.

Са-са-са.

Летела оса.

Су-су-су,

Поймали осу.

Сы-сы-сы,

У осы усы.

Снег сегодня шел с утра.

Рада снегу детвора.

Снег в беседке,

Снег на листьях,

Снег у Светы на ресницах.

Звук и буква Т

Буква Т, наверняка,-

Тень большого молотка.

Буква Т на стол похожа,

На ноге стоит он тоже.

Та-та-та.

Хвост пушистый у кота.

Ту-ту-ту,

Привязали бант коту.

От-от-от

Под столом играет кот.

Звук и буква У

Буква У Кричит: «Ура»,

Руку тянет вверх она.

Кукле Уля улыбнулась,

К кукле ручкой потянулась.

Звук и буква Ф

Сначала нарисуй кружок,

А рядышком еще другой.

Теперь старайся, мой дружок,

Их разделить прямой чертой.

Фа-фа-фа,

Взял фуражку Мустафа.

Фы-фы-фы

Флажок в руках у Мустафы.

Фе-фе-фе,

пришел Федя к Мустафе.

Феня, Филя и Фаина

В море видели дельфина.

Звук и буква Х

Рядом два столба стояли.

друг на друга вдруг упали.

Ха-ха-ха,

Нам купили петуха.

Ух-ух-ух,

Машет крыльями петух.

Сухари купил Захар,

Харитон орехи взял,

Полкило халвы Зухра

Тете Хильде принесла.

Звук и буква Ц,

Букву П с тобой мы сами

Вверх ногами написали.

Справа, маленький дружок,

Подрисуем ей крючок.

Ца-ца-ца,

Варит мама три яйца.

Цо-цо-цо

Папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу,

Нам с братишкой по яйцу.

Нам к обеду пригодится

Перец, огурец, горчица.

Звук и буква Ч

Кто-то взял обычный стул,

Вверх ногами повернул.

Букву Ч или «четыре»

Мы с тобою начертили?

Меж собой ты их сравни -

Одинаковы они.

Ча-ча-ча,

На столе горит свеча.

Чу-Чу-чу,

Погасили мы свечу.

Чи-чи-чи,

Больше нет у нас свечи.

Чиж к Чиполлино невзначай

Заскочил вчера на чай.

Звук и буква Ш

Три столба красиво вряд

Как солдатики, стоят.

Ша-ша-ша

На столе стоят лапша.

Шу-шу-шу,

Мы поели всю лапшу.

Ши-шп-ши,

И теперь сидим в тиши.

Наша Саша на опушке

С Лушей слушала кукушку.

Звук и буква Щ

Есть рация у буквы Ц:

Три сестрицы на крыльце.

Ща-ща-ща,

Шука смотрит на леща.

Щу - щу - щу

Надо уплывать лещу.

Щука говорит лещу:

«Я обиды не прощу.»

Буква Ь

Мягкий знак – волшебник добрый,

Очень верный и надежный.

Он дружить всегда готов,

Не имеет он врагов.

Звук и буква ы

Буква Ы на лыжи встала,

Вниз под горку побежала.

Невысокая хоть горка,

Все же ей нужна подпорка.

Буква Ъ

Твердый знак – волшебник злой,

Он имеет нрав крутой.

Твердый знак - знак всем известный,

Злой, как сам Кащей Бессмертный.

Буква Б с окна упала,

Руку вдруг себе сломала.

Звук и буква Э

Букву встречаем редко,

Но запомним ее крепко.

В словах «Эхо», «этот», «эй»

Букву Э найди скорей.

Электричество в домах,

Свет горит на этажах.

Экономить надо свет,

Ты запомнил или нет?

Звук и буква Ю

Черточку я проведу,

В середине поясок.

Чтобы вышла буква Ю,

Нарисую я кружок.

Ю-ю-ю

Песню я свою пою.

Ю-ю-ю

Я друзей своих люблю.

Юра, Юля и Анюта

Любят прыгать с парашютом.

Звук и буква Я

Руку в бок, вперёд нога –

Вот какая буква Я.

Я-я-я

Песня кончилась моя.

Я-я-я

Есть у каждого друзья.

Яша, Зоя и Илья –

Мои верные друзья.

Яша ялик смастерил,

Илья якорь начертил.

Вот уже команда вся едет в дальние края.

Публикации по теме:

Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасностиОбучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности Обучение детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности в наше время очень важно. Воспитывать навыки осторожного обращения с.

Дидактический материал для обучения чтению детей старшего дошкольного возраста Карточка 1. ао оа аи иа ои ио уа ау ыа аы уы ыу оу аоу оиа аыи уаи оао иаи оуо аиа иоу аио аооа уауа иаиа ауиа аыуо уыоа аиуи уоа ыоиа.

Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста «Основы первоначальной грамоты» Дидактическая игра «Угадай звук» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Детям раздают картинки на магнитах. Педагог.

Консультация для воспитателей «Обучение чтению детей с нарушениями речи» Чтение — это сложный процесс, состоящий из ряда операций: опознание буквы, ее связи с фонемой, слияние букв в слоги, слогов в слова. Качество.

Обобщение педагогического опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений» Речь Слайд 1. Добрый день. Я бы хотела предложить вашему вниманию результаты обобщения моего педагогического опыта на тему: «Обучение детей.

Обучение чтению детей раннего возраста по методике Глена Домана Глен Доман – известный военный врач и педагог. Его методика обучения больных детей родила идею о создании метода раннего развития ребенка.

Обучение чтению. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка» Программные задачи: учить составлять сказку на предложенную тему.

Обучение прыжкам через скакалку детей дошкольного возраста Прыжки со скакалкой очень полезное и интересное занятие. Прыжки способствуют развитию выносливости, тренируют чувство ритма, укрепляют мышцы.

Обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возрастаОбучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста Воспитатель первой квалификационной категории Бородина Елена Павловна. Город Железногорск, Красноярский край, МБДОУ № 36 «Флажок».Развиваемся,.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста чтению и освоению грамоты
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 23:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД