Папки-передвижки

Обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха ходьбе на лыжах.

Ирина Черных
Обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха ходьбе на лыжах.
▼ Скачать + Заказать документы

«Обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха ходьбе на лыжах».

Работа по физическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время включает в себя адаптивную физическую культуру спортивно – оздоровительного направления, способствующую реабилитации и адаптации таких детей к нормальной социальной среде, а также помогает преодолению психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни. Спортивно–оздоровительная работа способна помочь инвалидам в осознании необходимости личного вклада в развитие общества. Адаптивная физическая культура обеспечивает лечебный,общеукрепляющий, реабилитационный и профилактический эффекты. Она объединяет все виды физической активности, которые соответствуют интересам детей с проблемами развития и способствуют расширению их возможностей. Основной задачей адаптивной физической культуры является решение конкретных психомоторных проблем, как путём изменения самого ребёнка, так и изменения окружающей среды, по возможности устраняя в ней барьеры к более здоровому,активному образу жизни, к равным со здоровыми сверстниками возможностям заниматься спортом. Для глухих детей характерны отставание в физическом и моторном развитии, нарушения в осанке. У них часто отмечается и предрасположенность к развитию плоскостопия. Дети с нарушением слуха часто отличаются недостаточной подвижностью. Бег и ходьба таких детей имеют специфические особенности: шарканье ногами, боковые раскачивания, несогласованность в работе рук и ног, неустойчивость, непрямолинейность. У многих глухих и слабослышащих детей имеются нарушения равновесия. Дети с нарушением слуха отличаются от своих слышащих сверстников соматической ослабленностью. Они чаще болеют простудными заболеваниями, обладают слабым иммунитетом. Поэтому наряду с общими задачами, характерными для массового детского сада, в работе коррекционного учреждения существуют специальные задачи, решение которых способствует преодолению отставания и исправлении имеющихся дефектов.

Публикация «Обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха ходьбе на лыжах,» размещена в разделах

С помощью основных видов двигательных действий, которыми глухие дети овладевают на физкультурных занятиях в специальном дошкольном учреждении, у них формируются жизненно важные двигательные навыки, которые положительно влияют на всестороннее физическое и психическое развитие ребёнка, способствую созданию основы, необходимой для дальнейшего успешного обучения и развития. Прекрасным средством физического воспитания и закаливания детского организма является ходьба на лыжах. Ходьба на лыжах благотворно влияет на организм ребё нка в целом: на опорно - двигательную, дыхательную, сердечно - сосудистую и центральную нервную системы. Передвижение на лыжах – это упражнение циклического характера, повышенной интенсивности, по своей структуре близкое к обычной ходьбе. В процессе ходьбы на лыжах укрепляются все группы мышц, в том числе и те, которые способствуют поддержанию в норме правильной осанки и свода стопы. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Ходьба на лыжах способствует энергичному обмену веществ, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм. Под влиянием ходьбы на лыжах происходит значительное развитие основных движений и снижение уровня простудных заболеваний у детей. Первую попытку научного обоснования целесообразности формирования у детей дошкольного возраста способности ходить на лыжах и уточнить методику работы предприняла М. М. Конторович. На необходимость обучения детей ходьбе на лыжах указывали и такие врачи и В. В. Гориневский, М. П. Голощёкина. Исследование М. П. Голощёкиной показало, что у детей, которые систематически занимались ходьбой на лыжах,почти не наблюдалось отклонений в развитии стопы. В. В. Гориневский указывал,что передвижение на лыжах вполне доступно детям, что лыжи – прекрасное средство физического развития ребёнка. Ходьба на лыжах упражняет в балансировании тела и в быстром беге, требует умения ставить ноги параллельно и сохранять это положение при скольжении, способствует укреплению связок голеностопных суставов и развитию точных и ловких движений, а умеренный холод является прекрасным возбудителем мышц и средством закаливания. Существенный вклад в данную методику внесла Н. Г. Кожевникова, которая предложила программу и разработала планы работы по формированию у детей навыков ходьбы и бега на лыжах. Т. И. Осокина в своей работе «Лыжи и коньки детям» также раскрыла основы формирования у детей дошкольного возраста способности к ходьбе на лыжах. На разработку теоретических вопросов формирования двигательных навыков ходьбы на лыжах у дошкольников большое влияние оказали исследования С. К. Фомина и В. В. Осинцева, которые изучали особенности становления этих навыков у детей. Профессор Д. Д. Донской большую роль в процессе формирования у детей навыка ходьбы на лыжах отводил подготовительному периоду. Он утверждал, что подготовительный этап существенно помогает и ускоряет процесс овладения техникой передвижения на лыжах, навык становится более прочным. Подготовительные упражнения целесообразно проводить осенью, во время физкультурных занятий и на прогулках. Особое место неоходимо уделять упражнениям, способствующим укреплению мышцы стопы, развитию координации движений, равновесия и вестибулярного аппарата. На прогулках с детьми, одетыми в облегчённую одежду, необходимо проводить упражнения и игры, способствующие общему физическому развитию и закаливанию организма. Формирование способности ходьбы на лыжах следует осуществлять в определённой последовательности. Сначала нужно показать детям, как подбирать лыжи и палки по росту, как правильно прикреплять лыжи к ноге, как ухаживать за лыжами, как переносить их и ставить в стойки. Затем переходят к формированию способности передвижения на лыжах. Сначала детям предлагается попробовать передвигаться на лыжах без палок. Этот вид ходьбы является упражнением, развивающим равновесие, ритм и одновременно подготавливающим к освоению более сложных способов передвижения. При ходьбе на лыжах без палок легче сосредотачивать внимание на положении ног, координировать движение рук и ног. Несвоевременное использование палок приучает детей «висеть» на них. Следует обучить детей правильному исходному положению, которое нужно принимать перед началом движения на лыжах : ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, туловище немного наклонено вперёд, руки полусогнуты и опущены вниз, взгляд обращён вперёд. Освоению передвижения на лыжах помогает выполнение подготовительных упражнений на снегу, как без лыж, так и на лыжах : поочерёдное поднимание ног с лыжами, переступание в стороны, имитация выполнения разных способов передвижения на лыжах без палок.

Первые шаги на лыжах целесообразно начинать со средней группы. При переходе из старшей в подготовительную к школе группу дети должны уметь ходить переменным шагом, поочерёдно скользя на левой и правой ноге, делать повороты на месте переступанием вправо и влево, взбираться и спускаться с горки, слегка согнув ноги в коленях. Программный материал подготовительной к школе группы усложняется, но начинать надо с повторения программы старшей группы. Сначала детям нужно научиться ходить на лыжах скользящим шагом, сохраняя равновесие без палок. При ходьбе на лыжне дети должны соблюдать правила: не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего, не обгонять, дышать носом, не разговаривать. Нельзя забывать, что детям утомительна монотонная работа над техникой лыжного хода. Поэтому в процессе овладения навыками ходьбы на лыжах необходимо применять разнообразные игры и игровые упражнения. Они способствуют закреплению умений и навыков, вызывают интерес к передвижению на лыжах, способствуют, совершенствованию двигательных навыков ходьбы, спусков, подъёмов, развитию равновесия. Игровые приёмы способствуют выработке умения управлять своими движениями. Кроме того игры на лыжах формируют положительные черты характера. Они воспитывают настойчивость в достижении определённых целей,развивают чувство взаимопомощи. Элементы соревнования вызывают эмоциональный подъём, стимулируют повышение двигательной реакции, скорости отдельных движений и частоты их повторения, способствуют развитию быстроты. Элементы соревнования побуждают детей преодолеть чувство страха, нерешительность, проявить смелость, волю при выполнении задания. Двигательные задания, в которые включены требования к координации движений, к последовательности выполняемых движений способствуют развитию ловкости. Особое место при обучении ходьбе на лыжах занимают зрительные ориентиры, которые помогают регулированию движений и ориентировке в пространстве.

Большое внимание необходимо уделять выбору места для ходьбы на лыжах. Для начального обучения передвижению на лыжах выбирается место, где можно проложить небольшую лыжню и где имеются невысокие горки с отлогими склонами для формирования у детей навыка спуска и подъёма. В дальнейшем ходить на лыжах можно на лыжне с закруглёнными углами и более крутыми горками.

Формирование двигательных навыков происходит поэтапно:

1 этап – показ сопровождается пояснением;

2 этап – показ и пояснение сочетаются с конкретными заданиями;

3 этап – объяснение носит характер кратких указаний. Для детей с недостатками слуха главным методом в формировании какого - либо двигательного навыка остаётся чёткий красивый показ выполнения того или иного двигательного действия. Показ следует производить непосредственно перед выполнением двигательного действия ребёнком, так как ребёнок не может надолго удерживать в памяти последовательность выполнения его элементов. В процессе обучения ходьбе на лыжах, необходимо концентрировать внимание ребёнка на всём движении сразу, чтобы ребёнок имел представление о характере движения в целом. На основе этого в дальнейшем отрабатываются отдельные детали и элементы того или иного двигательного действия.

Литература:

1. Быкова А. И. «Развитие движений у детей в детском саду». 2. Голощёкина М. П. «Лыжи в детском саду». 3. Кенеман А. В. ,Хухлаева Д. В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». 4. Леви – Гориневская Е. Г., Быкова А. И. «Закаливание организма ребёнка». 5. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе». 6. Трофимова Г. В. «Развитие движений у дошкольников с нарушением слуха».

Публикации по теме:

Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии .

«Жаркие, зимние, твои!» Фотоотчёт Олимпийских игр нашего детского сада«Жаркие, зимние, твои!» Фотоотчёт Олимпийских игр нашего детского сада Направление «Физическое развитие». Основная задача - совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха ходьбе на лыжах.
Опубликовано: 11 января 2015 в 20:55
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей дошкольного возраста с нарушением слуха ходьбе на лыжах.» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Черных (УИ 291996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД