Анна Манина
Обучение детей дошкольного возраста техническим навыкам и умениям в рисовании
▼ Скачать + Заказать документы
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕХНИЧЕСКИМ НАВЫКАМ И УМЕНИЯМ В РИСОВАНИИ.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов и представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет действия, контролируя их представлением изображаемого предмета, и оценивает их как правильные или не правильные. Движения руки направленные на выполнение рисунка не рождаются самим процессом изображения. Ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способом рисования его следует учить. С самого начала приобщения к рисованию надо учить ребенка правильно держать карандаш, кисть, мелок, правильны, пользоваться разными изобразительными материалами, т. е. учить технике рисования (равно как и технике лепки, аппликации)
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста техническим навыкам и умениям в рисовании» размещена в разделах
Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевку, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуашевых, темпера и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальными материалами и инструментами (отсюда выражение – техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.) Умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как например способ передачи вещественности предметов.
Рисование в детском саду художественно творческая деятельность, так же как и деятельность художника включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того что бы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение детей технике рисования должно осуществляться само по себе, не ради техническог совершенства изображения, а для того чтобы ребенок мог выразительно без особых затруднений создать то или иное изображение которое он захочет.
Определение техники рисунка, которое принято в изобразительном искусстве в основном применимо и к технике детского рисунка. Различие заключается в том, Что у дошкольников первоначально развиваются разнообразные и тонкие действия руки с инструментом необходимым для рисования. Овладение ими составляет специальную задачу, заметим: не формальную. Многолетний опыт работы убедительно показывает: овладение техникой изображения, если обучение строится с учетом специфики деятельности и возраста детей доставляет малышам истинную радость. Они с удовольствием покрывают пятнами, мазками штрихами один лист бумаги за другим за другим, изображая то кружащиеся в воздухе осенние листочки то ритм тяжелой поступи медведя и много другое. Им доставляет радость и огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы повторять многократно то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, радуясь, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Вы, наверное, заметили как, научившись чему то (особенно если это раньше ему не удавалось) ребенок радостно рассказывает (а если почувствует внимание то и показывает) об этом своим товарищам и взрослым. Мотив приобрести умение весьма значим для него. Вот почему он охотно выполняет упражнение, разумеется, предложенные в игровой образно форме. Скажем, что бы научить малышей целенаправленным круговым движениям, педагог может рассказать какую либо дивную историю (например, так: бабушка вязала, устала и задремала, увидели котята что бабушка спит и стали играть с клубками. Размотали все нитки. Бабушка проснулась, увидела и ахнула. Что делать, как распутать все нитки и смотать клубочки делать это, так) и воспитатель показывает как надо карандашом «намотать» нитки на клубочек для закрепления образа движения руки вызвать для показа двух - трех детей, а затем предложить всей группе «порисовать» карандашом клубочки в воздухе. После этого дети могут рисовать уже на бумаге. При повторении изобразительных действий формируется свобода движений, уверенность видений руки, изобразительные умения. Это доставляет детям радость, вызывает чувство удовлетворения желание рисовать. В результате складывается положительное отношение к этой деятельности.
Если ребенок не владеет рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности научиться правильно, держать карандаш кисть, рациональным способом их, используя - достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого – образец действия, которому нужно следовать и усвоить который можно только благодаря обучению.
В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий уверенность свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость свободу, которая является одним из побудителей рисования, Создания образа предмета или явления. Опять – таки сошлюсь на свой многолетний опыт. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того им своевременно не показали как это надо делать и у них закрепилась неправильная хватка) щепотью в кулаке изображение искажается. И как результат - неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса. Кто из педагогов не сталкивался с подобным поведением в процессе занятия: не получилась та или иная линия, растеклась краска, и ребенок бросает карандаш, кисть. Эмоциональные дети могут даже заплакать, отказаться рисовать. Если во время не помочь ребенку то занятие рисованием (то же самое происходит и с лепкой и аппликацией) превращается в муку.
Овладение разнообразными движениями рук, способами действия с различными инструментами имеет важное значение не только для изобразительной деятельности ребенка, но и для его психического развития. Развитие моторики (начинается оно очень рано и постепенно усложняется с включением все более сложных орудий деятельности и среди них рисование лепка аппликация) имеет огромное значение для развития мышления разнообразных способностей (как образно сказал В. А. Сухомлинский – «Способности детей на кончиках пальцев») Развитие различных психических свойств, качеств процессов позволяет ребенку легче адаптироваться к новым условиям жизни и деятельности.
Каждая деятельность требует особого рода движений. В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом создания изображения. Так на занятиях в детском саду ребенок овладевает сложным и тонко дифференцированными навыками и умениями, связанными с употреблениями некоторых орудий и инструментов - карандаш, кисточки, ножницы, стерка, требующие точной координации движений под контролем зрения. Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством педагога. Однако важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходимо на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающиеся изображения и исправляет его, если изображение не соответствует сложившемуся образу предмета.
Но, как известно малыши далеко не всегда могут управлять движением руки. Поэтому им доставляет трудности процесс скатывания глины сдавливание ее ладошками с нужной силой чтобы предать комочку определенную форму правильно взять в руки карандаш подчинить движение руки задаче создания изображения того или иного предмета.
Правильные технические навыки и умения у детей формируются постепенно от занятия к занятию, а педагог постоянно учит их правильным способам действия. В результате продуманного процесса обучения рисованию дети овладевают правильными способами не в ходе сухих упражнений, а решая интересные для себя разнообразные изобразительные занимательные задачи.
Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятий рисованием. Продумывая занятие, педагог подбирает тот материал в каком изображение предмета, может быть решено особенно выразительно интересно красиво доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие, но это будет возможно линь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).
Для рисования в детском саду можно предоставить различные материалы: цветные карандаши, краски (гуашь, акварель) цветные восковые мелки, фломастеры угольные карандаши. Детей знакомят с техникой использования материалов их выразительными возможностями. Как правило, вначале (в младших группах) на занятиях материал определяет воспитатель. Постепенного по мере того как дети овладеваю тразными материалами педагог проводит их к осознанному выбору материала для рисования. И не следует бояться того, что они выберут не то. Гораздо важнее, что ребенок проявляет самостоятельность, получает возможность рисовать таким материалом, который ему больше понравился пусть даже он ошибается. Когда в конце занятия ребенок увидит свой рисунок среди других работ, он заметит и разнообразие технического решения изображения. Тогда на следующем занятии его выбор может быть другим, ребенок должен ощутить возможность выбора. Это так же способствует развитию творчества. Очень важно, что бы овладеть техническими навыками и умениями позволяло ему изображать окружающий мир во всем его многообразии.
Иногда высказывается мнение: в детском саду должно преобладать рисование красками они ярче и красочней карандаша. Очевидно, основываясь на этом, некоторые педагоги, почти не проводят рисования карандашами, и что же? В результате ограничиваются эстетические возможности разнообразного решения изображения. Собственный опыт работы с детьми показывает: дети с большим удовольствием рисуют карандашом, а овладение рисования красками для них ничуть не легче. В практике обучения детей изобразительной деятельности я широко использую разнообразные материалы и убедилась: детям нравится новизна. Они с большим интересом рисовали углем, Простыми графитными карандашами используя различный нажим для передачи оттенков предметов (такую технику я показывала детям при изображении деревьев, комнатных растений и других предметов). Кроме того графитный карандаш можно использовать при рисовании контура и основных частей предметов (в старшей и подготовительной группах) с последующим закрашиванием. В этом случае если что - то не получилось можно исправить до того как изображение будет выполняться цветным материалом. Изображение же нарисованное сразу красками или цветными карандашами исправить практически невозможно.
В младшей и средней группах хорошо представлять для рисования фломастеры (вместе с цветными карандашами и красками) фломастеры дают яркий цвет рисовать ими легко. Уже одно прикосновенен к бумаге оставляет след (правда малыши часто слишком часто сильно нажимают им на бумагу). Что бы фломастеры не портились, необходимо предупредить детей не нажимать слишком сильно.
В старшей и подготовительной группе, когда освоены изобразительные и выразительные возможности нескольких материалов предложите детям в одном рисунке использовать сочетание различных материалов. Выразительно выглядят рисунки в которых цветные восковые мелки сочетаются с гуашью (белилами). Картину зимнего леса можно нарисовать сангиной, угольным карандашом и гуашью. Использование этого материала позволит передать цветовой контраст пейзажа: темные силуэты деревьев на фоне белого снега. Мягкие цветовые сочетания позволят передать соединение в рисунке цветных карандашей и гуаши.
Детям нравится рисовать акварелью на влажной бумаге, которую они сами научились смачивать ватным тампоном или кистью. Мягко растекающаяся краска позволяет передать плавные оттенки одного цвета, а при использовании разных цветов – мягкие переходы одного цвета в другой. Овладев этой техникой, дети сами приготовят бумагу нужного им для рисунка тона (в соответствии с их замыслом).
Сочетание различных материалов в одном рисунке не может быть случайным. Всякий раз ребенок должен пробовать, искать, чтобы решить с помощью какого материала он может получить более выразительное изображение.
Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатить их рисунки.