Приложение МААМ

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий

Наталия Потапова
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий
▼ Скачать + Заказать документы

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Публикация «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий» размещена в разделах

Игра на музыкальных инструментах расширяет сферу музыкальной деятельности ребёнка, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:

наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Знакомство с музыкальными инструментами начинается с первой младшей группы (от 2 до 3 лет). Дети учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано); знать и различать звуки бубна и погремушки.

В работе с малышами используются также музыкальные игрушки : дудочки, органчики, которые помогают заинтересовать их, побуждают к активности.

В музыкально – дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через два-три занятия они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух.

Используя металлофон и фортепиано в игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой, малыши учатся различать высокие и низкие звуки.

На каждом занятии у детей должно создаваться радостное настроение от общения с музыкой. На занятия часто приходят куклы и включаются в игры с детьми.

Развивать чувство ритма, а также слышать смену двух частей пьесы, умение выполнять соответствующие движения, характеризующие мелодию, помогает игра «Ходим-бегаем» Е. Тиличеевой и пляска «Бубен» Г. Фрида. В ней дети действуют вначале по показу воспитателя, а затем самостоятельно.

В игре «Тихо-громко» Е. Тиличеевой дети различают изменение динамики. Они самостоятельно меняют движения, передавая динамические оттенки.

Во второй младшей группе знания детей о музыкальных игрушках и инструментах закрепляется и продолжается знакомство с новыми – барабаном и металлофоном. Много радости доставляет детям несложное задание с проговариванием своего имени под удары по барабану или бубну. Дети этого возраста различают звучание высокого и низкого колокольчиков, пытаются голосом воспроизвести высоту звуков. Но самый большой интерес вызывает музыкальный оркестр из бубнов, погремушек, деревянных ложек, передающий несложный ритмический рисунок под аккомпанемент фортепиано.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности - игра на металлофоне. Игра на металлофоне способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти.

Очень важно научить детей правильным приёмам звукоизвлечения. При игре на металлофоне молоточек необходимо держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть лёгким. Кисть при этом должна быть свободной.

Для обучения игре на металлофоне используем попевки из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной. В основном их мелодии построены на одном звуке. Сначала знакомим детей с попевкой, показываем иллюстрацию, затем поем ее всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для того чтобы выработать это умение, предлагаем детям прохлопать ритмический рисунок попевки всем вместе и небольшими подгруппами, используем различные ударные инструменты. Дети передают ритм на палочках, бубне, кубиках, музыкальным молоточком.

После того как все дети усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на металлофоне. Для того чтобы ребята быстрее нашли нужную пластинку, наклеиваем перед ней цветной кружочек. Если ребёнок затрудняется, музыкальный руководитель берёт его руку с палочкой в свою и помогает правильно опускать молоточек на пластинку металлофона. При этом малыш обязательно пропевает длинную попевку.

По такому же методу на металлофоне изучаются попевки «Небо синее», «Месяц май», «Андрей-воробей» Е. Тиличеевой.

В попевке «Лесенка» Е. Тиличеевой детяк предстоит играть мелодию на пяти пластинках, расположенных последовательно. Впервые мы обратились к лесенке из пяти ступенек. Дети должны переставлять матрёшку с нижней ступеньки до верхней (или наоборот). На первом занятии музыкальный руководитель исполнял аккомпанемент, а ребёнок, показывающий движение матрёшки, пел попевку. На следующем занятии музыкальный руководитель исполнял первую часть попевки и выкладывал на фланелеграфе движение мелодии вверх кружочками. На протяжении нескольких занятий спрашивали, куда идёт матрё шка: вверх или вниз по лесенке. И только после этого перешли к обучению детей игре попевки «Лесенка» на металлофоне.

В средней группе знакомим детей со звучанием треугольника. Есть ряд музыкально – дидактических игр, в которых этот инструмент обыгрывается. Обращаем внимание детей на то, как следует ударять палочкой (посередине горизонтальной его части).Затем предлагаем детям творческие задания с использованием этого инструмента.

Перед детьми старшей группы ставим новые, более сложные задачи. Учим исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. К такому исполнению мы подходим на примере простых попевок, построенных на одном звуке. Дети не только передают в игре знакомый ритмический рисунок попевки, но и придерживаются общего темпа, одновременно начинают и заканчивают игру. Многие ребята не испытывают особых трудностей в одновременной игре на двух металлофонах, так как попевка, построенная на одном звуке, хорошо им знакома.

В процессе обучения игре на инструменте русской народной мелодии «Дождик» у детей развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поём попевку с показом рукой высоты звуков. Дети запоминают, на какие слоги приходятся высокие и низкие звуки. Предлагаем им отсчитать от начала шестую пластинку на металлофоне, с которой и начинается игра попевки, следующий звук находится рядом с левой стороны. Вначале игру на инструменте показывает музыкальный руководитель, затем предлагает детям играть индивидуально. При этом следим за положением молоточка в руке, правильным извлечением звука.

Во время обучения игре на музыкальных инструментах стараемся развить творчество детей, побуждаем их к активным самостоятельным действиям. По предложению детей к исполнению на металлофонах русской народной мелодии «Гори ясно» были включены в игру различные ударные инструменты – ложки, трещотки, коробочки, бубны. Получился своеобразный оркестр, в котором с желанием играли все дети.

Постепенно переходим к мелодиям, построенным на трёх звуках. Над русской народной прибауткой «Петушок» работаем в знакомой последовательности: поём песню со словами, показывая рукой высоту звуков, передаём ритмический рисунок на ударных и выкладываем карточками на фланелеграфе.

При изучении этой мелодии на металлофоне вначале указываем знакомые пластинки цветными кружочками, затем дети исполняют мелодию на слух. Особое внимание обращаем на трудные места для исполнения – скачок в мелодии на кварту вниз (ля – ми). В результате этой работы все дети научились играть попевку индивидуально и небольшими ансамблями.

В старшей группе мы знакомим детей с триолой. Этот красивый по звучанию инструмент с цветными клавишами привлекает внимание ребят. Музыкальный руководитель проигрывает на триоле знакомые попевки и те, которые детям предстоит выучить. Триола помогает развивать в детях ритмический и звуковысотный слух, определять количество звуков.

В подготовительной группе дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, колотушки, треугольники, бубны, барабаны, коробочки. Ребята не только с помощью воспитателя, но и самостоятельно могут организовать небольшой ансамбль.

В подготовительной группе ставятся новые задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать свою партию, играть с динамическими оттенками.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах вначале проводим в комплексе с распевкой, чему уделяем 5-6 минут на каждом занятии. Используя музыкальные инструменты, дети как бы дополняют простейшие мелодии, которые исполняют как простейшие распевки. В этой группе мы продолжаем обучение игре на инструментах не только на примере попевок из «Музыкального букваря» Н. Ветлугиной, но и используем русские народные мелодии. Поэтому обязательно применяем в своей работе различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на музыкальных инструментах. Например, музыкальные лесенки и фланелеграф, которые помогают закреплять знания детей о движении мелодии.

В начале года повторяем игру на металлофоне простых попевок, построенных на одном звуке.

Затем переходим к попевкам, построенным на двух близлежащих звуках. Дети пропевают их, показывая рукой высоту звуков, выкладывают ритмический рисунок на фланелеграфе, вспоминают приёмы правильного звукоизвлечения на металлофоне, играют индивидуально и небольшими ансамблями. Количество играющих на металлофоне одновременно в подготовительной группе увеличивается до восьми – десяти детей.

У детей развивается чувство ансамбля, они осваивают навыки совместных действий (поют, играют). Ансамблем исполняют русскую народную прибаутку «Сорока-сорока».

Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей, у них появляется желание проиграть знакомые мелодии не только на музыкальных занятиях, но и в часы досуга.

Знакомство с баяном начинается с прослушивания русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде». Дети отмечают красивое звучание инструмента. Затем рассматривают его. Но игра на баяне связана с координацией при извлечении звука, а детям 6-7 лет это пока сложно.

К концу учебного года все дети подготовительной группы овладевают практическими навыками игры на нескольких музыкальных инструментах. Они знают названия инструментов, характер их звучания, правила пользования и хранения инструментов. Дети легко узнают по слуху не только инструмент, на котором проигрывается мелодия, но и название знакомой песни и сами повторяют на однотипном инструменте услышанную мелодию.

Уделяя особое внимание обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной группе, мы приучаем детей согласованно действовать в коллективе, готовим их к занятиям в школе.

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей Очень часто музыкальные руководители не знают, чем больше всего занимаются дети в группе в свободное время - поют, играют, танцуют? Для.

План работы музыкального руководителя с воспитателями План работы с воспитателями МБДОУ д/с «Уголёк» на 2013-2014 учебный год. Музыкальный руководитель: Гугуева Г. Н. Срок проведения и формы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий
Опубликовано: 27 ноября 2014 в 10:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах в процессе музыкальных занятий» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Потапова (УИ 278447) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД