Папки-передвижки

Обучение детей коми языку как средство приобщения к культуре коми народа

Попова Юлия Ильинична
Обучение детей коми языку как средство приобщения к культуре коми народа

«Давайте детям больше и больше созерцания

общего, человеческого, мирового.

Но преимущественно старайтесь знакомить

с этим через родные и национальные явления»

В. Г. Белинский.

«Основным принципом государственной политики в сфере образования является защита и развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства» - говорится в проекте «Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2021 годы». Сохранение и развитие коми традиционной культуры, обеспечение преемственности в передаче этнокультурных ценностей является сегодня приоритетным направлением государственной политики в Республике Коми. В рамках интеграции процессов воспитания и развития, где этнокультурная составляющая представлена в процессе социализации ребенка через приобщение его к национальной принадлежности, формирование толерантности, формирование потребности к изучению традиций и обычаев своего народа, в дошкольных образовательных организациях Республики Коми ведутся занятия и другие формы педагогической деятельности с детьми по приобщению детей к этнокультурным традициям, обучение детей коми языку.

Публикация «Обучение детей коми языку как средство приобщения к культуре коми народа» размещена в разделах

Через язык ребёнку передаются культурные, моральные, религиозные, другие общественные представления. В речевом общении происходит овладение социальной идентичностью и внутри ее – индивидуальной идентичностью. Чем больше языков изучит подрастающий человек, тем больше форм описания действительности, типов суждений о ней, структур мышления он усвоит, тем шире будет спектр его собственных возможностей.

Значимость национальных культур, родных языков, традиций воспитания подрастающих поколений в духе уважения и любви к ближнему особенно велика. Именно в этих традициях и содержится, по существу, общечеловеческий опыт добрососедства и взаимодействия, терпимости и межнационального согласия. Надо только научиться использовать этот поистине бесценный источник духовности и опыта на пользу Человеку Обществу в современных условиях, когда все больший размах приобретает унификация и потеря национальной сущности культуры. По сути дела, только в национальной культуре проявляется истинная духовность, нравственность и общечеловеческие принципы добра, справедливости справедливости и любви к человеку.

Обучение коми языку русскоязычных детей, живущих в Коми Республике необходимо, так как появляется интерес, уважение к традициям коми народа, углубляются знания о республике, в которой они живут.

В требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, «должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс».

Таким образом, этнокультурное содержание становится значимым в проектирование образовательной деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому задачи по приобщению к культуре, традициям, фольклору, языку и искусству своего народа включены во все образовательные области развития ребенка:

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает ознакомление с особенностями культуры коми народа (национальными праздниками, традициями и обычаями); формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей; развитие чувства гордости за достижения уроженцев Республики Коми, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков-героев, а также предусматривает ознакомление с коми пословицами и поговорками о жизни, труде, быте, моральных представлениях коми народа;

образовательная область «Познавательное развитие» направлена на знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с городом Сыктывкар – столицей Республики Коми, с другими городами и районами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Республики Коми; с картой Республики Коми; с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками; с видами природных месторождений, чем богата Республика Коми; с видами производства, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в родной республике;

образовательная область «Речевое развитие» предполагает обучение коми языку в разных вариантах в зависимости от местоположения детского сада.

Коми языковой материал интегрируется в содержание всех образовательных областей согласно ФГОС ДО.

В системе дошкольного образования существует проблема, усугубляющая решение задач развития этнокультурного образования - сокращение количества детей, владеющих коми языком, а также увеличение количества русскоязычного населения. Демографическая тенденция такова, что количество носителей коми языка уменьшается, и чтобы повернуть ее обратно, нужно создавать условия для овладения языком с детства в естественных условиях.

Поэтому важно создание гибкой, многоуровневой системы этнокультурного образования, способствующей сохранению и развитию коми языка и культуры. В современных условиях модернизации системы образования эта задача решена через дополнительные образовательные программы по обучению детей коми языку.

Система дополнительного образования обеспечивает развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора деятельности, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов. При этом они обладают высокой степенью свободы, вариативностью и пластичностью, и максимально открыты для формирования этнокультурной воспитанности обучающихся на основе национальных традиций.

Большое значение придаётся соблюдению дидактических принципов, доступность прилагаемого материала, взаимосвязь и последовательность в планировании, дифференцированный подход к детям, наглядность материала. Определены задачи и содержание приобщения дошкольников к важным сферам жизни – социальному, предметному, природному миру.

Ввиду особенностей детской психики, лёгкого восприятия и усвоения языкового материала рекомендуется начинать изучать коми язык в дошкольном возрасте, поскольку у дошкольников формируется параллельное с родным языком накопление лексического и грамматического материала второго языка. Обучение коми языку имеет коммуникативно-культурологическую направленность и проводится с 4-х лет. В этом возрасте ребенок еще не имеет предубеждений и суеверий, он вступает в общение с взрослым, которому доверяет, с которым он оказывается рядом. Для более эффективного обучения коми языку используются технологии языкового погружения, то есть вступление в общение происходит естественным путем.

Детский возраст (от 4 до 7) наиболее благоприятен для изучения языка. В это время дети отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.

Возрастные особенности детей

Средняя группа

Усиливается речевая активность детей.

Речь приобретает правильное фонетическое звучание, интонационную выразительность, становится грамматически более правильной, что позволяет легко общаться между собой и с взрослыми.

Складывается стойкая потребность в общении с взрослым.

Игры приобретают совместный характер. Ребенок переживает радость от игр, от общения с товарищами.

Усложнение деятельности, обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов и качеств личности ребенка.

Любознательность становится устойчивым качеством ребенка этого возраста.

Старшая группа

Это возраст фактического складывания психологических механизмов личности, характеризующийся освоением новых знаний, появлением новых качеств, интересов и потребностей.

У детей появляется огромная потребность в общении с людьми в различных ее формах.

На первый план выступает личностный тип общения, в основе которого лежит интерес к человеческим взаимоотношениям, его эмоциональному состоянию.

Дети этого возраста приветливы, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их.

На поведение 6-летнего ребенка оказывает влияние мотив установления и сохранения положительных взаимоотношений с взрослым, мотивы самолюбия, самоутверждения.

Активно развивается самооценка, на которую оказывает влияние оценка взрослых.

Подготовительная группа

Расширяется круг взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Ребенком усвоены нормы и правила общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности.

Отношения между детьми определяются совместной деятельностью.

Большое место в совместной деятельности продолжает занимать личное общение (стремление услышать и понять обращения, способность замечать настроение, понять огорченного сверстника, взрослого).

Навыки общения со сверстником позволяют адекватно действовать в любой коллективной деятельности (слушать товарища, помогать ему при затруднениях, согласовывать действия, соотносить свои действия с действиями партнера, совместно планировать, предвидеть свой результат и результат партнера). Эти навыки помогут ребенку в учебной деятельности.

Обучение коми языку русскоязычных детей в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребенка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте.

Раннее обучение коми языку отвечает потребностям, идущим от взрослых, ответственных за образование подрастающего поколения.

Раннее обучение языку играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных особенностей ребенка, но и дает возможность приобщения к национальному языку и культуре, с целью воспитания у них уважения к носителям любой другой культуры.

Большое внимание уделяется:

Формированию элементарных навыков речевой деятельности в разных её видах: аудирование (восприятие звучащей коми речи на слух и её понимание) и говорение на коми языке в семейно-бытовой и игровой

Овладению звуковой стороной коми языка – формированию произносительных навыков (в частности, специфических коми звуков);

Овладению определенным лексическим запасом (отдельными словами в составе словосочетаний, коротких фраз, речевых клише, необходимых для общения на коми языке.

Основной целью обучения коми языку является развитие языковых способностей, развитие элементарной устной разговорной речи, ознакомление с коми языком как средством общения и знакомства с культурой коми народа. В ходе усвоения коми языка в детском саду дети проходят подготовку к дальнейшему изучению коми языка в школе.

Требования к развитию устной речи детей :

1. Развивать фонематический слух: дети должны уметь различать на слух, из каких последовательно расположенных звуков состоит слово, и уметь произносить эти звуки, как в отдельности, так и в составе слога и слова.

2. Научить правильному произношению коми слов, правильной интонации вопроса и ответа, побуждения и просьбы и добиться усвоения лексического значения новых слов.

3. Развивать элементарные представления разговорной речи (диалогической) на занятиях и в повседневной жизни.

4. Формировать первоначальные умения и навыки монологической (повествовательной) речи, то есть умение слушать и понимать маленькие связные рассказы воспитателя и пересказывать их, составлять связный рассказ на знакомые темы, по сюжетным картинам, по диафильму и т. д.

5. Добиваться осознания детьми основных, наиболее употребительных явлений грамматического строя коми языка, умения строить предложения разных типов по аналогии с ранее усвоенными речевыми образцами.

Задачи обучения коми языку на основе русского направлены на общее развитие детей, расширение у них представлений о мире, совершенствование разнообразных способностей, связанных с речевым и общеинтеллектуальным ростом, а также воспитание дружеских чувств по отношению к коми народу, его культуре.

В плане практического овладения коми языком, задачи направлены на формирование артикуляционного аппарата ребенка и навыков общения на коми языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников.

Обучение дошкольников коми языку, предназначенное для воспитанников, для которых коми язык не является родным, обеспечено дополнительной образовательной программой на основе программы «Парма».

Программа «Парма» в своем содержании достаточно глубоко отражает и духовно-нравственную составляющую дошкольного образования. Воспитание толерантности в условиях поликультурного состава населения Республики Коми, воспитание гражданина своей малой Родины, приобщение детей дошкольного возраста к позиции гражданина России, все это находит свое отражение в содержании программы «Парма».

Через приобщение детей к истории, традициям, быту, языку коми народа, через осознание детьми сопричастности к своей земле, своему народу закладываются основы нравственных ценностей общечеловеческой культуры.

Исходя из основной цели раннего обучения коми языку в раздел «Обучение коми языку (государственному)» в программе «Парма» включены задачи, направленные на развитие дошкольника как субъекта детской деятельности и на практическое овладение коми языком : формирование артикуляционного аппарата ребёнка и навыков общения на языке в ситуациях, характерных для повседневной жизни и деятельности дошкольников (умение понимать и выражать свои мысли и чувства, предавать и принимать информацию, выбирать в каждой определённой ситуации подходящую речевую конструкцию).

Методика обучения детей коми языку строится с учетом возрастных особенностей детей. В зависимости от этого формируются возрастные подгруппы по изучению коми языка. По каждой группе описывается вся лексика, все конструкции, которые подлежат обязательному усвоению в данном возрасте. Они служат основой для проверки речевого развития в конце учебного года. Подбирается интересная тематика для детей, которая близка по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются со второго года обучения. В каждой новой теме изученный материал повторяется, закрепляется, активизируется, переносится в новые контексты, на новые ситуации. Это обеспечивает гибкость приобретаемых способов выражения на коми языке.

Благодаря постоянной смене видов деятельности и игровым моментам в ходе занятия, усвоение языкового материала проходит легко. Среди многих видов деятельности, которые осваиваются ребенком в дошкольном возрасте, основными является игра. Игра является основным компонентом воспитания и развития культуры дошкольника. В игре ребенок отражает все свои знания, полученные от взрослых, собственного опыта.

Начиная со средней группы, овладение русскоязычными детьми коми языком идёт через организацию занятий 2 раза в неделю с закреплением языкового и речевого материала в повседневной жизни (при приёме пищи, одевании, на прогулке и т. д., во время разных видов детской деятельности (игры, труда, рисования, лепки, пения и т. д.).

Отдельные приемы обучения коми языку :

Устраиваются презентации детьми поделок, показы слайд-шоу, выставки, на которых каждый рассказывает о том, что сделал, что принес из дома, что подготовил в группе или вместе с родителями, демонстрируя одновременно способность описывать и рассказывать на коми языке. В режимные моменты используются рутинные формулы и рифмовки, и тогда дети быстро собираются, реагируют на коми язык. Одинаковые рифмовки используются в течение месяца, а затем заменяются новыми. В группе создана обстановка для изучения коми языка и культуры. Например, в группе звучит национальная музыка, детей встречают национальные персонажи, игрушки, герои фольклора, сказок.

Ожидаемые результаты:

Воспитанники приобретают навыки :

самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на коми языке в рамках тематики.

У воспитанников формируются представления:

о культуре и быте народа коми.

У воспитанников развиваются умения:

умения слушать собеседника;

реагировать на его вопросы;

начинать, поддерживать и завершать разговор.

Публикации по теме:

Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми»Дидактическо-познавательная коробочка «Рыбы Республики Коми» Дидактическо – познавательная коробочка- универсальная и разно вариантная игра. Данное дидактическое пособие предназначено для детей 5.

КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край»КВН с родителями и детьми «Люби и знай свой Коми край» К. В. Н. с родителями и детьми «Люби и знай наш Коми край» Цель: Систематизация знаний детей о родном крае, городе, способствующих формированию.

Картотека коми народных хороводных игрКартотека коми народных хороводных игр Картотека коми народных хороводных игр 1. Белый шаман (Еджыд шаман)Звучит коми народная музыка. Играющие ходят по кругу, выполняют разные.

Коми развлечение «Вечерние посиделки»Коми развлечение «Вечерние посиделки» КОМИ РАЗВЛЕЧЕНИЕ – вечерние посиделки Цель : приобщать детей к духовно-нравственным традициям, культуре и быту народа Коми,прививая любовь.

Мини-музей «Коми изба» в детском садуМини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет)«Мы живем на Севере, в далеком Коми крае» (фотоотчет) Каждому человеку дорог тот край, в котором он живет. Для нас- взрослых и детишек нет милее нашей северной земли. В детском саду мы стараемся.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

У нас — «Коми неделя»У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце)Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение детей коми языку как средство приобщения к культуре коми народа
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 21:59
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД