Ирина Кондратьева
Обучение детей технике рисования манкой в ДОУ компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. В творчестве ребенка отражается его внутренний мир: настроение, переживания, фантазии, влечения, которые он не всегда сам осознает и не всегда высказывает.
Публикация «Обучение детей технике рисования манкой в ДОУ компенсирующего вида» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Крупы. Поделки из круп
- Манка. Рисование манкой и по манке
- Манная крупа
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Одним из наиболее близких и доступных видов работ с детьми в детском саду является изобразительная деятельность. Она создаёт условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. У детей дошкольного возраста творчество своеобразно и при нормальном развитии неограниченно.
У дошкольников с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают изобразительной деятельностью. Очень часто даже до поступления в школу сохраняются однообразные, кратковременные, хаотические действия. Эти действия не имеют изобразительной направленности, лишены игровых моментов, изображения никак не называются детьми, то есть не связываются с окружающими предметами.
Трудности в овладении изобразительной деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта тесно связаны с недоразвитием восприятия, предметной и игровой деятельности, речи, то есть тех сторон психики, которые составляют основу изобразительной деятельности.
Как показывает практика, и мой опыт работы, только с помощью традиционных методик нельзя в полной мере научить детей с ограниченными возможностями здоровья рисованию. Дети с интеллектуальной недостаточностью, имеющие проблемы в когнитивной, эмоциональной, двигательной сферах, часто лишены возможности передать свои переживания на бумаге. У них отсутствует или ослаблена мотивация к изобразительной деятельности, хотя объективно они нуждаются в творчестве гораздо больше, чем здоровые дети. Изучив различные техники рисования, я остановила свой выбор на рисовании манкой. Данный материал позволяет разнообразить способы изобразительной деятельности детей, привлечь к ней внимание. Кроме того, работа с манкой снимает напряжение у детей, страх перед рисованием, зажатость. Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования этой техники, которая создаст ситуацию успеха у детей, сформирует устойчивую мотивацию к рисованию.
Свою работу начала с постановки целей и задач.
Цель: изучение влияния нетрадиционного рисования на развитие изобразительных умений у детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
1. Вызвать интерес к нетрадиционным способам рисования.
2. Учить работать с материалом.
3. Развивать чувство формы, цвета, ритма, композиции.
4. Формировать у детей изобразительные умения и творческие способности.
5. Развивать уверенность в своих силах.
6. Развивать мелкую моторику рук.
7. Получать удовольствие во время работы.
8. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
На первых занятиях познакомила детей с манкой как с материалом для рисования. Для этого использовала манку и различные предметы, такие как: поднос, пластиковый контейнер, ложки, сито, мелкие игрушки, печатки. Показывала детям, как можно применять манную крупу для следующих игр:
«Следы и отпечатки» - насыпать на поднос манку тонким слоем, показать ребенку, как можно оставлять следы от пальчика, кулачка, ладошки, а также отпечатки различных предметов: геометрических фигур, массажных мячиков.
«Пересыпание манки» - предложить ребенку пересыпать манную крупу ложкой из миски в миску, через воронку или через сито.
«Найди игрушку» - взять пластиковый контейнер, насыпать в него манку, углубить в нее мелкие игрушки. Предложить ребенку найти их.
На следующих занятиях я показывала различные приемы рисования на манке пальчиком. Это горизонтальные и вертикальные линии, круги. Затем предметы: мячик, солнышко, домик, цветочек, забор, облако и т. д. Также можно использовать и другие предметы для рисования : деревянные палочки, лопаточки, грабельки.
Далее происходило знакомство с тем, что манную крупу можно окрашивать в разные цвета и рисовать ею. Для этого понадобится лист бумаги или картон, клей, цветная манка. Изображается на бумаге контур какого-нибудь предмета, например: мячика, наносится клей и посыпается цветной манкой. Вначале используется один цвет, затем задание усложняется, работа выполняется с применением двух и более цветов.
Следующий прием рисования манкой – по контуру. Задание усложняется тем, что нужно на контур, нарисованным карандашом, нанести клей ПВА и рассыпать манку. Применяется как неокрашенная манка, так и цветная. При работе с неокрашенной манкой используется цветной картон, белый лист бумаги – с цветной манкой.
Рисование краской по манной крупе – это еще один из приемов рисования. Этот прием, как и предыдущий, требует от ребенка координаций движения рук и глаз. Заключается он в следующем: на изображенный предмет наносится клей, затем неокрашенная манка и после этого раскрашивается гуашью.
Рисование манной крупой на пластилиновой основе - для работы понадобиться плотный картон, пластилин, все цвета, кроме белого и желтого, стека, манка. Сделать заготовку из пластилина, при помощи стеки нарисовать рисунок. Затем на рисунок посыпать манкой, по контуру. Чтобы рисунок не осыпался его надо прижать по контуру рисунка пальцами. Получаются плотные и необычные рисунки.
Рисование по манке пальчиком, палочкой можно использовать в процессе комментирования педагогом или ребенком небольших текстов, рассказов.
В результате использование техники рисования манкой у детей появляется интерес к рисованию, улучшается состояние мелкой моторики рук. Дети лучше ориентируются на листе бумаги, становятся более наблюдательными, внимательными и усидчивыми, эмоционально отзывчивы.