Татьяна Вячеславовна Кузьмина
Обучение детей творческому рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей творческому рассказыванию
Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным. Современная педагогика называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы или действия. Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико-синтетическую деятельность мозга.
Публикация «Обучение детей творческому рассказыванию» размещена в разделах
Возможность составлять полноценные творческие рассказы возникает у ребенка только в старшем дошкольном возрасте. В этот период запас знаний и сведений об окружающей действительности, могущий стать содержанием словесного творчества дошкольника, существенно возрастает. Фонетическая и грамматическая стороны языка и речи оказываются, в основном, сформированными.
Помимо речевой готовности к словесному творчеству, в возрасте 5-6 лет у дошкольника формируются определенные психологические предпосылки: возрастают активность, интеллектуальность и внутренняя опосредованность внимания (по Р. С. Немову); произвольность и образность памяти; логика и понятийность мышления; управляемость воображения и др. Перечисленные психические процессы не только служат базой для порождения полноценного творческого рассказа, но и в ходе его составления сами заметно совершенствуются.
Воспитатели детских садов нередко избегают занятий по обучению детей творческому рассказыванию. Это объясняется тем, что методической литературы и пособий по данной проблеме явно недостаточно, и дети-дошкольники, сталкиваясь в детском саду преимущественно с репродуктивными формами связной речи (пересказывание текстов, заучивание стихов и рассказов неохотно отрываются от образца взрослого, не стремятся без должной мотивации проявлять инициативу и самостоятельность.)
Однако навык творческого рассказывания для будущих школьников крайне важен. На нем будут строиться ответы учеников у доски, их рассуждения, доказательства, написание сочинений, изложений и пр. Совершенствование в процессе составления творческих рассказов детского воображения позитивно отразится на познавательной деятельности и личностных качествах ребенка. Ведь почти вся человеческая духовная и материальная культура является продуктом творческого воображения. Благодаря воображению, человек планирует свою деятельность, творит, познает необъятный окружающий мир.
Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А. М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой. Работа по обучению каждому виду творческого рассказывания по сюжетной картине состоит из 6 этапов.
Анализ содержания картины
Начальный этап работы по картине включает в себя установление:
• места действия,
• времени действия,
• свойств объектов и предметов,
• целей действия каждого персонажа,
• причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр.
Во время ответов на вопросы взрослый следит за четкостью, аргументированностью, полным и грамотным построением ребенком всех предложений.
При необходимости взрослый исправляет неточности высказываний ребенка, выражая свое несогласие с ним как вариант ответа («А, может быть, так лучше?»).
Активизация психических процессов, необходимых для творческого рассказывания
Большое значение для воспитания навыков творческого рассказывания имеет подготовка психологической базы, а именно развитие:
• интереса,
• внимания,
• памяти,
• инициативности,
• воображения,
• мышления (в том числе критического) и др.
Активизировать названные процессы можно с помощью вопросов и заданий, причем, помимо их содержания, важна форма, то, как они предлагаются.
Известно, что во время индивидуальных занятий ребенок, целиком ориентированный на взрослого, невольно копирует его психологический настрой. Поэтому педагогу или родителю, особенно на данном этапе работы, желательно самому проявить активность, собранность, эмоциональность и заинтересованность.
Составление исходного рассказа по картине
Цель данного этапа на доступном материале выработать, закрепить либо улучшить у ребенка навык составления связного рассказа, чтобы затем перенести этот навык на творческий рассказ. Благодаря наличию наглядной опоры в виде сюжетной картины, ребенку намного проще составить исходный рассказ, чем творческий.
Перед составлением рассказа взрослый объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение в таблицу, которая дана вместе с картиной. Получившуюся историю можно будет прочитать родственникам, друзьям и знакомым. Таким образом, запись рассказа явится дополнительным источником положительной мотивации для его составления.
При составлении рассказа ребенком взрослый следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
Во время формулирования предложений рассказа взрослый при необходимости помогает ребенку, исправляет неточности, добавляет слова и выражения.
В случаях когда ребенок совсем не может составить рассказ, взрослый составляет его самостоятельно. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его целиком. Однако следует помнить высказывание Ф. А. Сохина о том, что «. образец дается для обобщенного подражания, а не для простого воспроизведения».
Планирование творческого рассказа
От успеха работы на данном этапе зависит достижение главной цели по воспитанию навыков творческого рассказывания. Эта работа заключается
• в трансформации сюжета в соответствии с видом творческого рассказывания, обсуждении замысла,
• выборе зачина, кульминации, развязки (начала, середины, конца истории,
• составлении «предикативной цепочки» (перечень глаголов, соответствующих последовательно разворачиваемым действиям и называемых ребенком с целью составления программы, плана развернутого высказывания,
• построении плана изложения (можно в графическом варианте,
• установлении объекта для прямой речи,
• придумывании заголовка к рассказу.
При планировании рассказа взрослый вначале объясняет ребенку задачу изменения сюжета картины (она может заключаться в добавлении последующих событий, замене объекта, изменении времени действия и пр).
Полезно, если до составления творческого рассказа ребенок придумает для него свое название, чтобы в ходе рассказывания соотносить содержание с заглавием.
Если планируемый рассказ оказывается слишком объемным для запоминания, можно предложить ребенку составить его графический план (изобразить с помощью рисунков-символов основные этапы повествования).
Составление творческого рассказа с учетом всех необходимых языковых средств
Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием
• точных слов,
• образных сравнений,
• грамотных, четких предложений,
• связей предложений и частей рассказа,
• выразительности,
• интонирования,
• акцентирования наиболее значимых слов,
• плавности речи,
• фонетической четкости каждой фразы.
Взрослый может записывать рассказ ребенка, чтобы затем обсудить и оценить его. При записи рассказа взрослый не должен подменять речь ребенка своими словами. Вначале следует исправить ошибки ребенка, устранить неточности высказываний, добиться правильного построения фраз и только затем записывать их.
Прежде всего следует уточнить слова, с которых ребенок начнет рассказ (Однажды. Как-то раз. В один летний день и пр.). Затем необходимо обсудить финальные слова, в которых отразятся мораль либо основной смысл высказывания.
При работе над связностью детского рассказа взрослому желательно уточнить слова для связи предложений (потом, теперь, в это время, имена детей, местоимения и пр. Следует помнить высказывание Ф. А. С ох и на: «Связность речи это связность мыслей!».
В случаях когда ребенок совсем не может составить творческий рассказ, взрослый зачитывает ему образец, данный в приложении в конце пособия. После прослушивания рассказа ребенок воспроизводит его самостоятельно.
Анализ и оценка творческого рассказа
Рассказ анализируется и оценивается взрослым в соответствии с требованиями, указанными в предыдущих пяти этапах.
Для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. По этой причине оценки «плохо», «не очень хорошо» и т. п. заменены в таблицах к картинам более мягкими. Но мягкость оценок не исключает разумной требовательности взрослого. Она мобилизует ребенка, заставляет его активно перестраиваться, стимулирует поиск наилучших замыслов и речевых средств.
В тех случаях когда взрослый избегает проявлений несогласия с ребенком и одобряет любые его высказывания, речевое и умственное развитие малыша блокируется.
Однако нежелательна и другая крайность: излишняя критичность, особенно при оценке замысла ребенка. Взрослому не следует сразу же отвергать образы, придуманные ребенком. В таких случаях появляется опасность сковать творчество, фантазию ребенка большим количеством запретов.
Исправлять малыша следует только при нелепом, пустом фантазировании.
Ошибочные слова в высказывании ребенка взрослому не следует повторять или обсуждать. Их необходимо заменить правильными в собственной речи, а затем предложить ребенку повторить измененную фразу целиком.
Т. А. Ткаченко" Обучение детей творческому рассказыванию"