Светлана Морозова
Консультация «Обучение должно быть интересным!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Обучение должно быть интересным!»
“Без игры нет и, не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Публикация «Консультация „Обучение должно быть интересным!“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Наша задача - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе и в этом нам помогают дидактические игры.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности.
Дидактический материал можно включать в основную часть занятия или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Он активно применяется на начальном этапе обучения.
Дидактические игры должны иметь достаточно большой объем познавательного содержания, который в целом соответствует программным требованиям, сочетание познавательного содержания с художественной формой: герои (сказочные персонажи, взрослые, дети, сюжет (путешествие, жизнь семьи, разнообразные события, участникам которых становятся главные герои, и т. д.). А так же, большое значение имеет занимательность, красочность, художественный текст, многочисленные иллюстрации, разнообразные упражнения, обращения к детям, юмором, ярким оформлением - это сделает познавательное содержание более привлекательным, значимым, интересным для ребенка.
Современные условия образовательного процесса, характеризуются обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности.
В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формируется его движение, внимание, умение сосредоточиться, т. е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Дидактическая игра - это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения.
Работая в детском саду, я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Для решения этих задач я применяю в своей работе дидактические игры.
Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога. Прежде чем провести дидактическую игру я должна соблюсти некоторые условия - это наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр; выразительность проведения игры; необходимость включения педагога в игру.
Во время проведения игры я являюсь и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляю игру в нужное русло. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, я постоянно помню, что должна быть эмоциональна, непринуждённа; между мной и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания; используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.
Создавая игру, я, прежде всего, изучаю познавательный материал данного периода, сопоставляю полученные знания детей с новым материалом, учитываю возрастные особенности, веду учет временных рамок, и только потом начинаю оформлять наглядность игры.
Предлагаю на ваше рассмотрение, сделанную своими руками, многофункциональную игру «Волшебный коврик».
Цель дидактической игры «Волшебный коврик» - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.
Игра помогает решать следующие задачи:
• Совершенствовать пространственную ориентировку;
• Развивать временные представления: части суток, времена года;
• Развивать математические представления;
• Развивать способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;
• Обогащать словарь, развивать активную речь;
• Продолжать развивать мелкую моторику рук;
• Сенсорное восприятие.
В этой игре дети не только закрепляют изученный материал, но и познают новый. Она помогает развивать у детей ловкость, наблюдательность, образное мышление, память. Дети развивают воображение, создавая свой образ, составляют описательные рассказы. Ведут беседу между собой, задают вопросы и отвечают на них. Одним словом – познают окружающий мир.
Этой игрой можно увлечь ребенка, заинтересовать и развить в полной мере его интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал посредством создания игровых ситуаций. Данная игра поможет ребенку научиться преодолевать трудности играя.
Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда - стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым и т. д. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого – в бытовую деятельность, где ребенок должен увидеть, что реальный мир не существуют сам по себе.
Для индивидуальной работы использую все режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).
Варианты заданий:
Одевание (раздевание) на (с) прогулку:
• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к другу;
• спросить у ребят, сколько у них варежек; выяснив, что у каждого по 2 варежки, подвести итог: «А когда мы их все кладем сушиться, их получается много»;
• сосчитать количество пуговиц, карманов, установить соответствие между количеством рукавов и рук, штанин и ног и т. п. ;
• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация).
После сна:
• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;
• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные).
Прием пищи:
• при разливании супа обращать внимание детей на то, когда тарелки у них пустые, а когда – полные;
• напоминать детям, что тарелка стоит на столе, хлеб лежит на тарелке, суп налит в тарелку, ложка должна быть в правой руке, а хлеб – в левой и т. п.
Прогулка:
• предложить выкопать в песке большую пещеру для медведя и маленькую норку для мышонка;
• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;
• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;
• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;
• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;
• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.
Педагогический процесс немыслим без совместной деятельности воспитателей и родителей, усилие которых должно быть направлено на то, чтобы воспитать у детей потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей. Поэтому считаю важным просвещать родителей в вопросах воспитания и обучения.
Нет нужды доказывать, что ребёнок, играя, учится, и что в игре за несколько минут он усвоит столько, что иным способом не выучит и за час. Детям нравится, когда взрослые принимают участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными с взрослыми, их поведение становится более серьёзным и осмысленным. Игровые ситуации раскрепощают ребёнка; позволяют ему почувствовать себя личностью, дают ему уверенность в том, что его проблемы и переживания достойны внимания и обсуждения; развивают в нём наблюдательность ко всему происходящему.
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьёзные обсуждения. Эти факторы очень важны для формирования стойкой познавательной активности.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!
Свою работу выстраиваю по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях выступаю в роли помощника, а не педагога. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. Мой успех – это успех моих воспитанников.