Папки-передвижки

Обучение дошкольников рассказыванию

Елена Каргашилова
Обучение дошкольников рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку — развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Умение связно говорить успешно развивается при целенаправленном руководстве воспитателя, путем систематического обучения.

Публикация «Обучение дошкольников рассказыванию» размещена в разделах

Начинать развивать связную речь ребенка лучше всего с пересказа. Пересказ художественного произведения доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец, который действует на его чувства, заставляет переживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед. Что? Репку», «Выросла репка. какая? Большая-пребольшая».

После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Калининой и др.

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь воспитателя будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого) можно дать такие указания:

•Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо.

Расскажи, как он встретился с другими зайцами на гумне и

как стал хвастать и т. д.

Одно из самых любимых занятий малышей — рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказываниям, составлению описательных рассказов. Приведем пример.

•Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка?

(Мягкая, серая.)

•Какими словами можно сказать о кошке. Какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая.)

•Как называют детенышей кошки? (Котята.) Кошка

большая, а котенок. (маленький).

•Как мы назовем кошку? (Мурка.)

•Что она умеет делать? (Мурлыкать, лакать молоко.)

•А теперь расскажи все, что ты узнал о кошке.

С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: «Это. (медвежонок). У медвежонка черные. (глазки). На голове у него надета. (шапка). Мишка в красной. (рубашке). На ногах у него коричневые. (брюки). В лапах он держит. (барабан). Что делает мишка? (Играет на барабане.) Какой мишка в сказке? (Веселый.)»

При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так, взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком», а потом показывает ребенку соответствующую игрушку.

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:

•в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например, «Волк, семеро козлят и компьютер», «Мальчик-с-палъчик и паровоз» и т. п. ;

•сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство. Например, «Жили-были старик со старухой в наши

дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове» и т. п. ;

•предложить ребенку изменить концовку сказки, используя прием введения в сюжетное повествование какого- либо предмета, явления. Например, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» вместо сыра съедают таблетку от жадности;

предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом;

•написать письмо своему любимому герою или автору сказки;

•сочинить разговор сказочных персонажей по телефону (на любую тему);

•придумать сказку по опорным словам. Например, ласточка, девочка, кот, людоед;

рассказать историю от лица любого героя или предмета;

• описать одно и то же событие с разных точек зрения. Например, от лица веселого человека и грустного человека и т. д.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.

Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Посадил дед. Что? Репку», «Выросла репка. какая? Большая-пребольшая». Постепенно становится возможным использование под-сказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением.

После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Калининой и др. При пересказе прозы надо следить, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к художественному тексту. Поэтому вопросы должны помогать ребенку полнее использовать не только словарь, но и синтаксис текста.

На занятиях с ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.

В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать языковые средства. Поэтому его постепенно следует приучать к поисковым вопросам, т. е. помогающим рассуждать.

Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем формируется план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» (в обработке А. Толстого) можно дать такие указания:

•Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо.

Расскажи, как он встретился с другими зайцами на гумне и как стал хвастать.

Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем по

шла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал?

•Теперь расскажи, как попала ворона в зубы собакам и как

заяц выручил ее из беды.

После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хвоста, а храбрец?»

Большие по размеру художественные произведения пересказывать целиком не обязательно: для пересказа можно выделить только отдельные эпизоды, например, описание вещей или событий.

Если ребенок затрудняется в пересказывании, ему можно по ходу задавать вопросы. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого содержания текста.

Одно из самых любимых занятий малышей — рассматривание игрушки. Этим следует воспользоваться, чтобы побудить ребенка к высказываниям, составлению описательных рассказов. Приведу пример.

•Посмотри, какие у кошки глаза? (Зеленые). А шерстка?

(Мягкая, серая.)

•Какими словами можно сказать о кошке. Какая она? (Пушистая, ласковая, ловкая.) Далее подобные вопросы.

На первых порах очень важен выбор игрушек для рассматривания и составления рассказов. Игрушки должны быть с ярко выраженными характерными особенностями (цвет, форма, размер, создавать настроение. Малышам целесообразно предлагать не статичную красивую куклу, а куклу-малыша, протягивающего к ребенку руки, или зайца, который чем-то огорчен и вот-вот заплачет, или важного утенка в берете. Такие игрушки привлекают своей необычностью. Ребенок безошибочно реагирует на них: утешает плачущего зайца, берет на руки и ласкает малыша, копирует позу утенка. Но осмыслить и выразить эту необычность словами (неуклюжий, смешной и прочее) ребенок еще не умеет, и здесь на помощь ему приходят вопросы взрослого: «Отчего грустен заяц? (Малыш тянет ручонки.) Что он хочет? Почему на утенке берет?»

С ребенком полезно провести совместное составление описания, когда взрослый начинает предложение, а ребенок продолжает: «Это. (медвежонок). У медвежонка черные. (глазки). На голове у него надета. (шапка). Мишка в красной. (рубашке). На ногах у него коричневые. (брюки). В лапах он держит. (барабан). Что делает мишка? (Играет на барабане.) Какой мишка в сказке? (Веселый.)»

При обучении описанию хорошо использовать загадки. Так, взрослый сначала загадывает загадку, например: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвост колечком», а потом показывает ребенку соответствующую игрушку.

Ребенок данного возраста может для составления рассказа пользоваться небольшим планом: «Сначала расскажи, как называется игрушка, какая она по цвету, величине, как с ней можно играть». Постепенно план можно усложнить, добавить такие вопросы, как «Из какого материала сделана эта игрушка?Нравится ли она тебе?»

Если совсем маленький ребенок учится только отгадывать загадки, то ребенок пятого года жизни может уже сам составлять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом»; «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку».

Далее можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов по набору игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию. Для рассказа вначале надо отобрать 2-3 игрушки, чтобы ребенку было легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

В этом возрасте ребенок может рассказать о некоторых событиях, свидетелем которых он был. Здесь могут использоваться вспомогательные вопросы («Где ты отдыхал летом? С кем? Что было интересного?»); рассказ взрослого, основой которого был какой-либо случай (или событие, представляющий интерес для ребенка; предложить план рассказа Расскажи, как мы вырастили цыплят. Сначала — как у нас появились цыплята, какие они были. Потом — как мы за ними ухаживали. Закончи тем, какие стали цыплята, когда выросли»).

После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество.

Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.

Публикации по теме:

Консультация для родителей по развитию речи «Учусь говорить. Связная речь» Учусь говорить. Связная речь Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Стану сказывать я сказки, Песенку спою… М. Лермонтов Каждый ребенок.

Обучение детей пересказуОбучение детей пересказу Каждый ребёнок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников рассказыванию
Опубликовано: 25 сентября 2014 в 02:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников рассказыванию» (включая файлы) размещена пользователем Елена Каргашилова (УИ 240475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД