Папки-передвижки

Обучение игре на металлофоне по цветовой гамме

Наталья Замковая
Обучение игре на металлофоне по цветовой гамме
▼ Скачать + Заказать документы

г. Дальнегорск 2012 год

страницы:

1. Пояснительная записка 2 – 3

2. Перспективный план 4 - 5

3. Демонстрационные пособия: 6 - 11

Музыкальная лесенка 7

Нотный стан 8

Фланелеграф и нотки 9

Альбом «Мы играем по нотам» 10

«Где живёт нотка?» 11

4. Музыкально – дидактические игры: 12 - 21

«Ритмические цепочки» 1, 2, 3 13 - 15

«Весёлые нотки» 16

«Узнай песню и сыграй» 17

«Катаем цилиндр» 18

«Надень платье нотке» 19

«Немая клавиатура» 20

«Музыкальное лото» 21

Публикация «Обучение игре на металлофоне по цветовой гамме» размещена в разделах

5. Музыкальная сказка «День рождения нотки» 22 - 24

Система музыкального воспитания в детских садах предусматривает не только слушание музыкальных произведений, обучение их пению, движению в музыкаль-ных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир му-зыкальных звуков, различают красоту звучаний различных инструментов. У них улучша-ются качество пения (чище поют, музыкально – ритмичных движений (чётче воспроиз-водят ритм).

Со многими музыкальными инструментами знакомлю детей на музыкальных заня-тиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Это, в основном, ударно - шумо-вые музыкальные инструменты: бубны, погремушки, палочки, колокольчики, трещотки, ложки и т. п.

Начиная с младшей группы, учу играть на металлофоне отдельные звуки, неболь-шие попевки на одном звуке. Это не вызывает затруднение у детей, так как провожу ра-боту последовательно, систематически. Но когда дети подрастают, усложняется задача: надо их научить играть на металлофоне более развёрнутые мелодии. Чтобы перейти к разучиванию мелодий, дети должны уметь сознательно ориентироваться в направлении мелодии (слышать, куда она движется: вверх, вниз, через звук, или же повторяются одни и те же звуки). Они должны различать долгие и короткие звуки, различать по высоте зву-чания, чувствовать законченность мелодии – тонику. Этот подготовительный период, при определённой системе, дети усваивают легко, но, когда надо было непосредственно сыграть мелодию на металлофоне, дети испытывают затруднение.

За долгие годы работы музыкальным руководителем, я, обучая детей играть на металлофоне, использовала много приё мов: определяли сколько раз какое слово надо сыграть на той или иной трубочке металлофона, выучивали с детьми расположение нот на металлофоне и учили песню нотами, т. е. сольфеджировали песню. Разнообразие приёмов не давали желаемого результата, и приходилось заниматься с каждым ребёнком индивидуально. На эту работу уходило много времени. Всё это привело к мысли: надо знакомить детей с элементами нотной грамотой, чтобы они смогли самостоятельно чи-тать нотную запись и играть на металлофоне.

Для этой цели я предлагаю использовать цветовую гамму. Каждая трубочка (пла-стинка) должна иметь определённый цвет. Например: ДО – белый, РЕ – синий, МИ - зе-лёный, ФА – фиолетовый, СОЛЬ – красный, ЛЯ – жёлтый, СИ – оранжевый. Можно ис-пользовать и другую цветовую гамму. Главное условие - каждая нота должна иметь толь-ко свой цвет. Я не ставлю цель научить детей писать ноты, важно, чтобы они знали их название и расположение на нотном стане, и смогли найти их на металлофоне. В альбо-ме «Мы играем по нотам» все песенки написаны тоже цветными нотками.

В запоминании цвета определённой ноты и её написания на нотном стане у детей не вызывает затруднений. Практика показала, что дети, знающие цветовую гамму нот, самостоятельно играют по нотам несложные песенки. Это исключило необходимость за-ниматься с каждым ребёнком индивидуально. Дети за 2-3 занятия полностью усваивают игру заданной мелодии индивидуально. Больше времени требуется научиться играть в ансамбле.

Для обучения игре на металлофоне по моей системе я организовала кружок «Ве-сёлые нотки». Занятие провожу один раз в неделю, не противореча требованиям сан пи-на, не в ущерб прогулки. Кружок посещают 9 детей, которые захотели научиться играть на металлофоне. Чтобы занятие было эффективным и чтобы дети с интересом воспри-нимали трудный материал, я изготовила демонстрационные пособия:

Нотные станы для педагога, и для каждого ребёнка.

Музыкальную лесенку со звучащими пластинками.

Фланелеграф с нотным станом и нотками длительностями восьмые и чет-вертные.

Альбом «Мы играем по нотам»

Складные карточки «Где живёт нотка?».

Помогали усваивать и ряд музыкально – дидактические игры:

«Весёлые нотки»

«Узнай песню»

«Кубик»

«Надень платье нотке»

«Ритмические цепочки» 1, 2, 3.

«Немая клавиатура»

«Музыкальное лото»

Процесс разучивания для детей стал осознанным. Цветовая гамма нот в альбоме «Мы играем по нотам» и на металлофоне сыграли важную роль, соединив зрительное восприятие с звуковысотным представлением. В процессе обучения игры на металлофо-не хорошо формируются слуховые представления, чувства ритма, тембра, динамики, развивается самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность. Уровень музыкального развития, занимающихся в кружке «Весёлые нотки», значительно повысился. У детей активизировались внимание, творческая инициатива, улучшилась память, а также чище стало пение, улучшился ритмический слух, все научились играть по нотам.

кружка «Весёлые нотки» группы «Гномики»

(подготовительная группа 2011 - 2012 учебный год)

теория Развитие интонацион-ного, ритмического, звуковысотного слуха. Игра на металлофо-не

Музицирование, творчество де-тей

Октябрь

1. Написание долгих, коротких звуков. Д/игра «Весёлые нотки»

2. Нота «соль» (напи-сание, цвет) 1. Выкладывание ритм. рис. заданного педагогом.

2. Песня «Мы идём с флажка-ми» Е. Тиличеевой - выложить ритм. рис. нотами «соль», пение словами и сольфеджио 1. Игра нотой «соль» за-данный ритмический рису-нок.

2. Игра нотой «соль» песни «Мы идём с флажками» Е. Тиличеевой.

1. Петь и играть своё имя. (сверху вниз, снизу вверх, на одном звуке)

Ноябрь 1. Ноты «фа», «ми» (написание, цвет)

2. Сравнить по высоте ноты «соль», «фа» и «ми» 1. Песня «Смелый пилот» Е. Тиличеевой – выложить ритм. рис. нотами «фа»(«ми») пение словами и сольфеджио.

2. «Дождик» р. н. п. - пение словами и сольфеджио нот-ками «соль» и «фа» 1. «Смелый пилот» Е. Тили-чеева – игра с пением и сольфеджио нотой «фа» («ми»)

2. «Дождик» р. н. п. - игра с пением словами и соль-феджио нотами «соль» и «фа» по альбому «Мы играем по нотам» 1. Сочинить мелодию марша на слова:

«У меня есть шапка со звездой, я солдат отважный, молодой» и сыграть ритм марша.

Декабрь 1. Ноты «ре», «до»1 (написание, цвет)

2. Немая клавиатура

1. «Лесенка» Е. Тиличеевой – из 5 нот – выложить нотами на нотном стане, петь со словами, сольфеджио.

2. «Маленькая ёлочка» М. Красева- выкладывание ме-лодической линии 1 фразы. 1. Играть в ансамбле «Лесенка», называя нотами и со словами.

2. Играть первую фразу песни «Маленькая ёлочка» по аль-бому «Мы играем по нотам». 1.«Маленькой ёлочке»- игра на металлофонах и др. шумовых инструментов.

Январь

1. Нота «ля», «си» -(написание, цвет)

2. Сравнить по высоте звучания выученные ноты. 1. Д/игра «Волшебный моло-точек»

2. Д/игра «Ритмическая це-почка» 1. Повторение всех выучен-ных песен 1. Сочинить колыбель-ную и плясовую на слова. Сыграть на металлофоне и про-петь.

Февраль

1. Нота «до»2 – (напи-сание)

2. Звукоряд – гамма

3. Муз. сказка «День рождения нотки»

1. Выложить звукоряд нотами и пропеть сольфеджио

2.»Где был, Иванушка?» р. н. п. выкладывание мело-дической линии 1-ой фразы 1. Играть гамму, называя ноты.

2. Играть 1 фразу песни «Где был, Иванушка?» по альбому «Мы играем по нотам», петь сольфеджио и со словами. 1. Песня «Гаммы для мамы»- играет ан-самбль металлофо-нов.

2. Песня «Где был, Иванушка?» металло-фоны и ложки, инсце-нирование.

Март 1. Д/игра «Одень пла-тье нотке».

2. Д/игра «Кубик» 1. «Лесенка» Е. Тиличеева из 8 нот – пропеть словами, сольфеджио 1. Играть свою партию под фонограмму

1. Самостоятельно играть по альбому «Мы играем по нотам»

Апрель

1. Д/игра «Музыкаль-ное лото» Повторение

Концерт

ЦЕЛЬ:

Развивать у детей звуковысотный слух, умение соотносить звуки зрительно и на слух.

ОПИСАНИЕ:

Лесенка сделана из оргалита (размер 20 * 27,5 * 8,5 см.) Ступеньки на песенке –пластинки от металлофона. Они висят свободно на леске и не касаются стенок лесенки. Звучание ступенек соответствует звукоряду. Ударом молоточка извлекается звук.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Ребёнок играет два звука, разных по высоте, и поёт своё имя. Проговарива-ет как он спел: сверху вниз, снизу вверх, на месте.

При знакомстве с попевкой «Лесенка» Е. Тиличеевой, педагог проигрывает её на музыкальной лесенке

Сравнивать по высоте звучания ноты.

ЦЕЛЬ:

Знакомить детей с расположением нот на нотном стане.

Выкладывать и читать ритмические рисунки.

Петь по нотам попевки.

ОПИСАНИЕ:

На прямоугольной доске (размер 25 – 100 см.) нарисован краской нотный стан и скрипичный ключ. Поперёк доски, по всей её длине на одинаковом расстоянии на-тянута леска с двухцветными пуговицами – нотами. (одна сторона тёмная – долгий звук, а другая сторона светлая – короткий звук). Пуговицы свободно двигаются по леске, и если нужно можно повернуть тёмной, или светлой стороной. Такое же на-глядное пособие сделано для каждого ребёнка (размер 20 см. - ширина, 30 см. – длина). Ниже нарисованного нотного стана нарисована полоска красного цвета. Она определяет низ дощечки, и на этой полоске живёт нотка «до»1.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Выкладывать ритмический рисунок, прохлопанный педагогом

Закреплять знание детей о расположение нот на нотном стане

Выкладывать мелодическую линию песни, пропетую педагогом с названием нот, то есть – сольфеджио.

ЦЕЛЬ:

Знакомство с расположением нот на нотном стане.

Уметь нотами выложить ритмический рисунок и мелодическую линию песни

ОПИСАНИЕ:

Фанера (размер 35 см. - ширина и 100 см. - длина) обтянута материалом - флане-лью. На нём нарисованы два нотных стана. Отдельно вырезаны из бархатной бумаги долгие и короткие звуки (четвертные и восьмые).

ПРИМЕНЕНИЕ:

Ребёнок прикладывает ноты на фланелеграф с целью получения ритмического рисунка песни.

Педагог называет ноту. Вызванный ребёнок прикладывает ноту на нотный стан в нужное место.

ЦЕЛЬ:

Учить петь сольфеджио несложные песенки и находить по цвету нужную трубоч-ку на металлофоне.

ОПИСАНИЕ:

В альбоме на весь разворот листа записаны цветными нотками мелодические линии несложных песенок, попевок.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Дети учатся читать нотную запись мелодию песни и играть её на металлофоне.

ЦЕЛЬ:

Познакомить с названием и расположением нот на нотном стане в цветовой гам-ме.

ОПИСАНИЕ:

Для каждой нотки сделана карточка в виде книжки. Она сделана из двух картонок (размер 12 * 12 см., которые соединены скотчем. На одной карточке нарисована картин-ка. Первый слог соответствует названию ноты. На другой карточке в цветовой гамме на нотном стане изображена нота.

ПРИМЕНЕНИЕ:

При знакомстве с названием, цветовой гаммы и написания ноты на нотном стане.

Для закрепления названия, цвета и расположение ноты на нотном стане. Педагог заворачивает одну половинки карточки с картинкой и просит назвать ноту. Для проверки ответа карточку педагог разворачивает карточку.

Использование карточек для рассказа педагогом сказки про нотки «День рождения нотки».

1

ЦЕЛЬ:

Учить читать ритмические рисунки: проговаривая название животных, прохло-пать, сыграть на одном звуке.

ОПИСАНИЕ:

Карточки с изображением животных. (размер 8 * 24 см.) Под каждым животным нарисованы кружочки разного диаметра. большой кружок – длинный звук, а ма-ленький кружочек – короткий звук. Источник «Этот удивительный ритм» И. Кап-лунова, И. Новоскольцева

ПРИМЕНЕНИЕ:

Каждый ребёнок получает карточку. Проговаривает название животных и хлопает.

Проговаривая название животных, играет ритмический рисунок на одном зву-ке металлофона.

2

ЦЕЛЬ:

Найти вторую половинку, учить читать ритмические рисунки на слоги ТИ и ТА

ОПИСАНИЕ:

В двух экземплярах сделаны карточки с различными ритмическими рисунками. Длинная палочка – длинный звук, а короткая – короткий звук.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Каждый ребёнок получает одну карточку. По команде все ищут себе половинку. Найдя половинку, вдвоём проговаривают ритмический рисунок на слоги ТА и ТИ.

3

ЦЕЛЬ:

Закрепить название нот и где она живёт. Пропеть цепочку нотами, играть на металлофоне, соблюдая ритмический рисунок.

ОПИСАНИЕ:

Каждому ребёнку даётся карточка (размер 6*24см.). На ней изображены не-сколько нот разной длительностью. Для запоминания названия нот нарисованы картинки первый слог которого соответствует ноте. Источник «Музыкальный букварь» Е. Тиличкква

ПРИМЕНЕНИЕ:

Каждый ребёнок получает карточку. Пропевает свою цепочку нотами в задан-ном ритме.

Проигрывает свою цепочку на металлофоне.

ЦЕЛЬ:

Закрепить знание детей о написания долгих и коротких звуков (четвертная и восьмая). Формировать умение в составлении ритмических рисунков песенок.

ОПИСАНИЕ:

Прямоугольные карточки из картона (размер 9 * 5 см.) Количество неограниченно. На них изображены четвертная (длинный звук) или восьмая (короткий звук) ноты. Две демонстрационные карточки (размер 11 * 13 см.).

ПРИМЕНЕНИЕ:

Карточки лежат на полу по всему залу. Дети двигаются под музыку. По окон-чании музыки ведущий поднимают карточку (говорит длинный звук или ко-роткий звук). Дети должны быстро поднять соответствующую карточку.

Дети делятся на группы. Педагог поёт попевку, и ребята, с помощью карто-чек, выкладывают ритмический рисунок. Если группа выполнила задание быстро и правильно, то она победила.

ЦЕЛЬ:

Учить детей, слушая песню нотами, находить нужную карточку. Сыграть её на металлофоне, пропевая нотами и со словами.

ОПИСАНИЕ:

На карточке написана фраза нотами. Фон карточки подсказывает название пес-ни. Источник «Музыкальный букварь» Е. Тиличкква

ПРИМЕНЕНИЕ:

Педагог показывает все карточки, пропевает нотами (или словами) фразу песни. Дети должны узнать песню и найти карточку. Затем все вместе играем эту песенку на металлофоне.

Педагог прохлопывает ритмический рисунок песни, а дети узнают и находят карточку. Все прохлопывают ритмический рисунок.

ЦЕЛЬ:

Закрепить название и написание нот на нотном стане

ОПИСАНИЕ:

Из картона сделан восьмигранный цилиндр (размер одной грани 17 * 4,5 см.). На каждой грани расположена одна нота в цветовой гамме. Также нарисован нотный стан и красная линия. Красная линия обозначает низ цилиндра и на ней пишется нотка ДО1.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Дети сидят по кругу и перекатывают друг другу цилиндр. Около ребёнка оста-навливается цилиндр и он называет нотку, расположенную на верхней гране.

ЦЕЛЬ:

Закрепить знание детей цветовую гамму и написания нот.

ОПИСАНИЕ:

Два комплекта карточек по количеству нот (размер 10 * 9 см.). Они сделаны так, чтобы можно было бы вставить цветной вкладыш - платье нотке (размер 12 * 5 см.).

ПРИМЕНЕНИЕ:

Каждый получает карточку с ноткой чёрного цвета. Надо вспомнить, какой цвет любит эта нотка, взять цветной вкладыш и вставить в карточку. Таким образом, ребёнок одевает нотке «платье». Можно ввести элемент соревнования: разделиться на две ко-манды. Какая из команд быстро и правильно оденет в платье нотку, та и выигрывает со-ревнование.

ЦЕЛЬ:

Развивать интонационный и звуковысотный слух, ладовое ощущение.

ОПИСАНИЕ:

Немая клавиатура нарисована на альбомном листе (размер 10 * 29 см) и зала-минирована для жёсткости. На клавишах клавиатуры написаны название нот и порядко-вый счёт звукоряда. Каждый ребёнок работает индивидуально со своей карточкой.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Учить петь цепочку нот, заданную педагогом, при этом пальцем касаться немой клавиатуры.

ЦЕЛЬ:

Закрепить знание детей написания бесцветных и цветных нот на нотном стане, а также внешний вид долгих и коротких звуков.

ОПИСАНИЕ:

Десять карточек (размер 30 * 10 см.). Каждая карточка разделена на пять клето-чек. В клетке изображена определённая нота на нотном стане четвертная или восьмая, в цветовой гамме. А если перевернуть карточку, ноты изображены все одним цветом. Для каждой клеточки имеется отдельная крышечка, которая прикреплена к карточке скотчем. На 16 маленьких карточек (размер 10 * 6 см.) на нотном стане даётся цветное изображе-ние ноты определённой длительностью.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Каждый ребёнок берёт одну карточку. Ведущий поочерёдно показывает ма-ленькие карточки. Дети на своих карточках закрывают крышечками показанную ноту. Выигрывает тот, кто первый закроет все ноты на своей карточке.

Ведущий не показывает карточку, а только озвучивает её. Дети должны найти ноту на своих карточках и закрыть её крышечкой. Выигрывает тот, кто первый закроет все ноты на своей карточке.

… Как - то раз гуляла девочка и набрела на красивый домик. Постучалась и ей открыла дверь нотка ДО. Это она жила в таком красивом домике. Нотка ДО была опеча-лена. Девочка спросила её :

- Ты почему такая грустная? Может я смогу чем - нибудь помочь тебе?

- Мне не с кем пойти в гости к моей младшей сестрёнке. А одна идти я боюсь. Она живёт высоко в горах и дорога к ней дальняя и трудная. У моей сестрёнки сегодня день рождения и я хотела собрать все нотки в гости, чтобы она смогла спеть все свои лю-бимые песенки – ответила грустно нотка.

Девочка решила, что нужно помочь нотке ДО, поэтому сказала:

- Я пойду с тобой в гости и помогу пригласить все нотки на день рождения твоей сест-рёнки.

Обрадовалась нотка ДО, надела своё праздничное белое платье, и они пустились в путь - дорожку …

Только они отошли от домика, увидели синюю речку. Речка бежала и журчала. Прислушались девочка с ноткой к журчанию и услышали, как речка поё т:

- Я ре-ре-ре-ре- реченька, плыву куда хочу.

Вот где, оказывается жила нотка РЕ. Пригласили они её на день рождения, и она с радо-стью согласилась. Нотка РЕ умылась в речке, надела своё любимое синее платье и от-правилась вместе с девочкой и ноткой До в гости.

Вскоре они попали в лесок и увидели там под деревом мишутку. Сам весь корич-невый, а жилетку одел зелёную. Сидит он под деревом и поёт свою любимую песенку%

- Я ми-ми-ми-ми мишенька, люблю я петь, играть.

Очень обрадовалась девочка, что нашлась нотка МИ. А Мишутка с радостью отпустил свою любимую нотку в гости, нарядив её в зелёное платье.

Из лесочка девочка с нотками попали на полянку. Призадумалась девочка: где ей можно найти нотку ФА? Но тут она заметила, что на кустике висит фиолетовый фарту-чек. Надела она его и сразу же захотелось ей запеть:

- Я фа-фа-фа-фа фартучек, красивый и простой.

Девочка поняла, что в этом фартучке живёт нотка ФА. С радостью согласилась нотка ФА пойти со всеми на день рождения и одела свой любимое фиолетовое платье.

Было тихо на полянке, в траве кузнечики стрекотали, ласково пригревало солныш-ко и откуда – то доносилась тихая песенка:

- Я соль-соль-соль-соль, я в солнышке живу.

Взяла тогда девочка красное стёклышко и посмотрела через него на солнышко. Объяс-нила девочка, зачем ей понадобилась нотка СОЛЬ. Солнышко, нарядив свою любимую нотку в красное платьице, отпустило её в гости.

Пошла девочка дальше искать недостающие нотки, а чтобы было нетрудно идти, пела она нотки, которые шли с ней рядом. Получилась лесенка, которая вела вверх: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ… Так они добрались до болота и увидели жёлтый большой цветок.

Цветок был необычный – он пел. Оказывается в нём сидела зелё ная лягушка и пела пе-сенку:

- Я ля-ля-ля- лягушечка, люблю я жёлтый цвет.

Вот по этой песенке девочка догадалась, что нашла нотку ЛЯ. Попросила она лягушечку отпустить свою любимую нотку на день рождения. Лягушка нарядила нотку в жёлтое платье и с радостью отпустила.

Ещё выше поднялась девочка с нотками на гору. Устала, села отдохнуть под кус-том. Шелестят листочки, цветы благоухают, качаются… Хорошо, тепло и светло. А лис-точки не просто шелестят, они песенку напевают:

- Я си-си-си-си сирень, красивые цветы.

Подняла девочка голову и увидела, что сидит под сиренью, той самой, где живёт нотка СИ. Конечно, сирень отпустила нотку СИ на день рождения, нарядив её в оранжевое платье.

Довольная девочка с нотками пошли дальше, и на вершине горы все увидели кра-сивый домик. Постучалась в дверь девочка. Из домика вышла в праздничном белом платье нотка ДО. Обнялась она с родной сестрой, которая от всей души поздравила её с днём рождения и познакомила с гостями - разноцветными нотками.

Нотки выстроились в ряд и получился з в у к о р я д. Всем стало весело и нотки запели свою весёлую песенку ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО…

Публикации по теме:

Фоторамки для коллегФоторамки для коллег Люблю делать подарки своими руками. В предверии праздника сделала для своих девочек фоторамочки, хочу похвататься. Вкусы у всех.

Игровые тактильные пособия.Игровые тактильные пособия. Игра - шнуровка "Бабочка" Эта игра является эффективным упражнением для мелкой моторики рук и сенсомоторной координации. Кроме того, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение игре на металлофоне по цветовой гамме
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 12:46
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение игре на металлофоне по цветовой гамме» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Замковая (УИ 93421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД