Папки-передвижки

Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4–5 лет

Шелудько Надежда Викторовна
Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4–5 лет

Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4-х - 5-ти лет

Цель и задачи

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей в процессе обучения детей игре в шахматы.

Задачи:

• вызвать интерес к игре;

• развивать наблюдательность, внимание, память;

• упражнять в пространственном ориентировании;

• познакомить с координационной системой;

• упражнять в количественном и порядковом счете;

• развивать мыслительную деятельность,

• развивать мелкую моторику.

Ожидаемые результаты

• умение считать до 10 и более;

Публикация «Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4–5 лет» размещена в разделах

• иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

• различать и называть шахматные фигуры;

• правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;

• учить работать с диаграммами, понимать и выполнять несложные задачи;

• воспитывать интерес к игре.

Ход работы

сентябрь

1. Тема: «В стране шахматного королевства»

Цель:Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.

Методические приемы:Самостоятельные игры с шахматными фигурами

2. Тема:«Знакомство с шахматными фигурами»

Цель:Познакомить детей с шахматными фигурами. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Методические приемы: д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка», «Кто быстрее».

октябрь

3. Тема:«Шахматные фигуры»(сказка «Шахматный теремок»)

Цель:Закрепить названия шахматных фигур, развивать внимательность, память. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Методические приемы: д/и «Чудесный мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало»

4. Тема:«Шахматные фигуры»(сказка «Шахматная реп-ка»)

Цель:Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Методические приемы: д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный мешочек».

ноябрь

5. Тема:«Начальное положение»

Цель:Познакомить детей с новыми понятиями : «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.

Методические приемы: д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее расставит»,

6. Тема:«Начальное положение»

Цель:Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость. Методические приемы: работа с диаграммой: закрась фигуры, найди ошибку в расстановке, д/и «Какой фигуры не стало?»

декабрь

7. Тема:«Начальное положение» (итоговое)

Цель:Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Формировать навык самоконтроль. Методические приемы: д/и «Путаница», «Да и нет». блиц опрос по пройденным темам, работа с раскрасками.

8. Тема: «Волшебная доска»

Цель: Познакомить с новыми понятиями: шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные. Развивать внимательность. Воспитывать усидчивость.

Методические приемы:«Выложи шахматную дорож-ку», раскрасить шахматное поле, на диаграмме обозначить центр с помощью символов.

январь

9. Тема:«Волшебная доска»

Цель:Продолжать знакомить с шахматной доской. Познакомить с понятиями: горизонталь, вертикаль. Упражнять в счете до 8. Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Методические приемы:выложить фишками шахмат-ную дорожку – вертикаль, горизонталь, работа с диаграммами.

10. Тема:«Волшебная доска»

Цель: Познакомить с новым понятием: диагональ. Упражнять в умении сравнивать линии по длине. Повторить понятия: горизонталь, вертикаль. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Методические приемы: фишками заполнить любую горизонталь, вертикаль, диагональ, работа с шахматными диаграммами

февраль

11. Тема:«Волшебная доска»(итоговое)

Цель:Продолжать учить детей ориентироваться на шахматной доске, находить и показывать горизонталь, вертикаль, диагональ. Упражнять в счете до 8. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Методические приемы:раскрасить шахматные дорожки (1-ю горизонталь, самую длинную диагональ и т. д., д/и «Диагональ, «Вертикаль», «Горизонталь», «Центр».

12. Тема:«Шахматная фигура ладья»

Цель:Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям, вертикалям. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Методические приемы:работа с диаграммами, слепить шахматную фигуру ладья, «Лабиринт».

март

13. Тема:«Шахматная фигура ладья»

Цель:Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «взятие». Закрепить знания детей о фигуре ладья посредством дидактических игр.

Методические приемы:игра на «уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух, д/и «Цепочка».

14. Тема:«Шахматная фигура ладья» (игровая практика)

Цель:Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. Воспитывать доброжелательные отношения в игре.

Методические приемы:Дидактические задания и игры “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”.

апрель

15. Тема:«Шахматная фигура ладья»

Цель:Закрепить полученные знания детей о фигуре «ладья», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «ладья». Воспитывать усидчивость.

Методические приемы: «Загадки шахматной шкатул-ки», игры и упражнения в паре.

16. Тема:Рисование «В шахматном королевстве»

Цель:Побуждать детей к самостоятельному созданию художественного образа.

Методические приемы:игры с шахматными фигурами.

май

17. Тема:«Шахматный досуг»

Цель:Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре.

Методические приемы: отгадывание загадок, задание-эстафета «Кто правильнее расставит начальную позицию», коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз.

18. Тема:Экскурсия в городской шахматный клуб

Цель:Знакомство с городским шахматным клубом «Белая ладья». Развивать интерес к шахматной игре.

Методические приемы: конкурсы, игры.

Публикации по теме:

Дидактические игры при обучении детей игре в шахматы 1 «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 10: учебно-тематический план на январь Январь 15 занятие Познавательное занятие «Строение растений» Цель. Обобщить и расширить представления дошкольников о строении растений.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 11: учебно-тематический план на февраль Февраль 18 занятие «Лес в жизни человека» Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 12-учебно-тематический план на март Март 22 занятие Волшебный декупаж (из ненужных баночек делаем нужные вещи, карандашницы, вазочки) Цель: развитие творческого воображения,.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 13-учебно-тематический план на апрель — май Апрель 26 занятие День экологических знаний – праздник посвящения в юные экологи» Цель. Подведение итогов экологической работы 27 занятие.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 8-учебно-тематический план на сентябрь — октябрь УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Сентябрь Раздел «Наш дом – Природа» 1 занятие «Дом под крышей голубой» Цель. Дать понятие, что природа – наш.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть 9. Учебно-тематический план на ноябрь-декабрь Ноябрь Раздел: Многообразие растительного и животного мира 8 занятие «Животные Земли» Цель. Углубить и обобщить представления детей о.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Знакомство с шахматной доской» Главная цель обучения игре в шахматы – заинтересовать и привить интерес к игре, вызвать желание играть в неё, ненавязчиво помочь детям самим.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения»Конспект занятия по обучению игре в шахматы «Тайна поля сражения» Занятие №2 Задачи: Учить детей писать латинские буквы по вертикали шахматной доски а - а, Ь - бэ, с - цэ, d - де, e - е, f - эф, g - жэ,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников»Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей "как научить ребенка игре в шашки и шахматы". Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4–5 лет
Опубликовано: 13 октября 2021 в 22:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД