Шелудько Надежда Викторовна
Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4-х - 5-ти лет
Цель и задачи
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей в процессе обучения детей игре в шахматы.
Задачи:
• вызвать интерес к игре;
• развивать наблюдательность, внимание, память;
• упражнять в пространственном ориентировании;
• познакомить с координационной системой;
• упражнять в количественном и порядковом счете;
• развивать мыслительную деятельность,
• развивать мелкую моторику.
Ожидаемые результаты
• умение считать до 10 и более;
Публикация «Учебно-тематический план по обучению игре в шахматы детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Шахматы. Проекты, планы
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
• иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
• различать и называть шахматные фигуры;
• правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;
• учить работать с диаграммами, понимать и выполнять несложные задачи;
• воспитывать интерес к игре.
Ход работы
сентябрь
1. Тема: «В стране шахматного королевства»
Цель:Познакомить детей с шахматной игрой, способствовать развитию интереса к шахматной игре.
Методические приемы:Самостоятельные игры с шахматными фигурами
2. Тема:«Знакомство с шахматными фигурами»
Цель:Познакомить детей с шахматными фигурами. Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.
Методические приемы: д/и “Большая и маленькая”, “Что общего?” «Найди фигуру», «Угадай-ка», «Кто быстрее».
октябрь
3. Тема:«Шахматные фигуры»(сказка «Шахматный теремок»)
Цель:Закрепить названия шахматных фигур, развивать внимательность, память. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.
Методические приемы: д/и «Чудесный мешочек», «Белые и черные», «Снежный ком», «Какой фигуры не стало»
4. Тема:«Шахматные фигуры»(сказка «Шахматная реп-ка»)
Цель:Продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.
Методические приемы: д/и «Угадай-ка», «Кто быстрее», «Прятки», «Чудесный мешочек».
ноябрь
5. Тема:«Начальное положение»
Цель:Познакомить детей с новыми понятиями : «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
Методические приемы: д/и «Путаница», «Что пропало?», «Кто быстрее расставит»,
6. Тема:«Начальное положение»
Цель:Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Развивать память, внимание, мелкую моторику, воспитывать усидчивость. Методические приемы: работа с диаграммой: закрась фигуры, найди ошибку в расстановке, д/и «Какой фигуры не стало?»
декабрь
7. Тема:«Начальное положение» (итоговое)
Цель:Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Формировать навык самоконтроль. Методические приемы: д/и «Путаница», «Да и нет». блиц опрос по пройденным темам, работа с раскрасками.
8. Тема: «Волшебная доска»
Цель: Познакомить с новыми понятиями: шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные. Развивать внимательность. Воспитывать усидчивость.
Методические приемы:«Выложи шахматную дорож-ку», раскрасить шахматное поле, на диаграмме обозначить центр с помощью символов.
январь
9. Тема:«Волшебная доска»
Цель:Продолжать знакомить с шахматной доской. Познакомить с понятиями: горизонталь, вертикаль. Упражнять в счете до 8. Закрепить материал посредством дидактических игр-заданий. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Методические приемы:выложить фишками шахмат-ную дорожку – вертикаль, горизонталь, работа с диаграммами.
10. Тема:«Волшебная доска»
Цель: Познакомить с новым понятием: диагональ. Упражнять в умении сравнивать линии по длине. Повторить понятия: горизонталь, вертикаль. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методические приемы: фишками заполнить любую горизонталь, вертикаль, диагональ, работа с шахматными диаграммами
февраль
11. Тема:«Волшебная доска»(итоговое)
Цель:Продолжать учить детей ориентироваться на шахматной доске, находить и показывать горизонталь, вертикаль, диагональ. Упражнять в счете до 8. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Методические приемы:раскрасить шахматные дорожки (1-ю горизонталь, самую длинную диагональ и т. д., д/и «Диагональ, «Вертикаль», «Горизонталь», «Центр».
12. Тема:«Шахматная фигура ладья»
Цель:Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры». Ладья ходит по прямым линиям: горизонталям, вертикалям. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
Методические приемы:работа с диаграммами, слепить шахматную фигуру ладья, «Лабиринт».
март
13. Тема:«Шахматная фигура ладья»
Цель:Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «взятие». Закрепить знания детей о фигуре ладья посредством дидактических игр.
Методические приемы:игра на «уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух, д/и «Цепочка».
14. Тема:«Шахматная фигура ладья» (игровая практика)
Цель:Упражнять в умении ходить ладьей, отслеживать взаимодействие между белой и черной ладьей на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперед. Воспитывать доброжелательные отношения в игре.
Методические приемы:Дидактические задания и игры “Перехитри часовых”, “Один в поле воин”, “Кратчайший путь”.
апрель
15. Тема:«Шахматная фигура ладья»
Цель:Закрепить полученные знания детей о фигуре «ладья», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «ладья». Воспитывать усидчивость.
Методические приемы: «Загадки шахматной шкатул-ки», игры и упражнения в паре.
16. Тема:Рисование «В шахматном королевстве»
Цель:Побуждать детей к самостоятельному созданию художественного образа.
Методические приемы:игры с шахматными фигурами.
май
17. Тема:«Шахматный досуг»
Цель:Закрепить знания детей о шахматной игре, развивать интерес к играм соревновательного характера, воспитывать интерес к шахматной игре.
Методические приемы: отгадывание загадок, задание-эстафета «Кто правильнее расставит начальную позицию», коллективный рисунок на шахматную тематику, сюрприз.
18. Тема:Экскурсия в городской шахматный клуб
Цель:Знакомство с городским шахматным клубом «Белая ладья». Развивать интерес к шахматной игре.
Методические приемы: конкурсы, игры.