Корчака Анна
Обучение математике детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействию. РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации, речевых навыков, а также социальных и игровых навыков.
Обучение математике детей с расстройствами аутистического спектра (РАС, осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему вследствие специфических особенностей развития:
Публикация «Обучение математике детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций
до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой важнейшей частью общего образования ребенка с РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями, пространственными, временными количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными навыками для познания окружающих предметов процессов, явлений.
Обучение математике носит предметно-практический характер, тесно связанный как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами. Математика вносит существенный вклад в развитие и коррекцию мышления и речи, он значительно продвигает большую часть обучающихся на пути освоения ими элементов логического мышления.
Как и у всех детей, у ребенка с аутизмом есть свои сильные и слабы стороны, свои взгляды на жизнь, им могут нравиться и не нравиться совершенно разные вещи. Обучение учащихся с аутизмом требует от преподавателя не только знания предмета и методики обучения, но и знания особенностей заболевания и возможностей работы с обучающимися данной категории. Но многие классические программы по обучению математике педагогические приемы их этой сферы могут быть адаптированы с учетом индивидуальных особенностей и интересов ученика, так чтобы математические действия и понятия приобрели для него значение.
Дети-аутисты часто нуждаются в индивидуальном обучении, и для успеха их обучения необходимо учитывать все их психологические особенности.
Наша задача - понять это и не реагировать негативно. Попробовать догадаться, какие бы вопросы могли возникнуть у ребенка, если бы он мог их выразить.
Аутизм может вызывать проблемы с использованием речи Речь необходима, чтобы пояснять проблемы, скрывающиеся в математике Речевые проблемы, сопровождающие аутизм, могут сделать математику в разы сложнее. Если языковые проблемы присутствуют, наша задача будет значительно сложнее.
Многие задания могут быть пояснены с использованием визуальных примеров, которые, обычно сопровождаются вербальными объяснениями. В этом и состоит сложность. Нужно использовать визуальные материалы как можно чаще, при обучении ребенка.
Ребенок с аутизмом может не проявлять интерес к тому, чему мы пытаемся его обучить. Дети с аутизмом зачастую имеют очень узкий круг интересов. Изучение математики может быть не интересно для них, что вызовет недостаток концентрации. Чтобы заставить их сосредоточиться учиться, мы должны сделать процесс обучения развлекательным и веселым. Для этого необходимо использовать все подходящие средства и методы обучения : ИКТ, карточки с рисунками и схемами, счеты и голосовой калькулятор, палочки Кюизенера - это счётные палочки, которыми называются «числа в цвете». Использование чисел в цвете позволяет развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения.