МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению нравственности «Отзывчивость. Правдивость. Скромность»

Юлия Облавацкая
Конспект занятия по обучению нравственности «Отзывчивость. Правдивость. Скромность»

Отзывчивость

Игра «Отзывчивый колобок»

Обсудите с детьми, что должен уметь делать отзывчивый человек. (Утешить, выслушать, помочь в трудную минуту, поделиться и т. д.)

Затем дети встают в круг. Педагог обходит всех детей и вкладывает в руки кого-то одного маленькую игрушку — колобок. Этот ребенок — отзывчивый колобок. Каждый придумывает и рассказывает колобку какую-либо трудную ситуацию, в которую он попал. Колобок должен помочь детям найти сказочный выход из той или иной ситуации.

Публикация «Конспект занятия по обучению нравственности „Отзывчивость, Правдивость, Скромность“» размещена в разделах

Например: в лесу на меня напали разбойники и привязали к дереву. Колобок: я позову своего друга зайчика, и он своими острыми зубами перегрызет веревку. После того как колобок поможет кому-либо из детей, этот человек меняется с ним местами, и игра продолжается.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

• Кто в вашей семье самый отзывчивый, и почему?

• Считаете ли вы себя отзывчивым человеком?

• Расскажите о каком-либо случае в своей жизни, когда вы увидели на улице какого-либо человека или животное, которым была необходима помощь, и помогли ему.

• Назовите профессии, в которых людям нужна отзывчивость. Расскажите, как отзывчивость помогает людям в тех или иных профессиях.

• Как научиться быть отзывчивым?

ВЕТЕРОК

А. Неелова

День деньской играл ветерок с цветами и листьями. Надоело ему, наконец, играть, он и говорит:

«Ничего-то путного я не делаю, только у меня и занятия, что с утра до вечера играть. Нехорошо это. Попрошусь-ка я в помощники к ветру, авось и из меня будет толк».

На утро, чуть занялась зорька, поднялся ветер и пошел по земле дозором. На пути ему попалась молодая березка — та самая, в ветвях которой заночевал ветерок. Закачалось деревцо, затрепетали все его листья, проснулся ветерок и шепнул:

— Возьми ж меня с собой, могучий, добрый ветер, позволь мне быть твоим помощником.

— Пожалуй, полетим, крошка, вместе, — ответил на ходу ветер и полетел, как всегда, по своим делам.

Обрадовался ветерок и помчался скоро-скоро, а ветер вслед за ним. Летели-летели, видят: стоит в сторонке высокое-превысокое строение, не похожее ни на один дом. С одной стороны к нему были приделаны четыре длинных узких крыла из тонких дранок, и крылья эти были так устроены, что могли вертеться, как колесо.

Недалеко от строения стоял мельник с кузнецом.

— Ну что, Никитич, смолол ли мою муку? — спросил кузнец. — Дома ни крошки муки не осталось, а дети есть просят.

— Где там! Нет ветра, а сам знаешь, наш брат мельник без ветра, как без рук, — ответил мельник.

Подлетел тут ветерок к мельнику и шепнул ему на ушко, что скоро прилетит ветер и поможет его горю.

Услыхал мельник шепот ветерка, обрадовался и говорит:

— Слава Богу, подул, наконец, ветерок; теперь скоро и ветра дождемся.

И правда, прошло немного времени, — глядь, крылья на мельнице завертелись, сначала потихоньку, а там все скорей и скорей.

Увидал ветерок, что дело у мельника наладилось, и полетел дальше предупреждать людей, что скоро к ним пожалует ветер.

Долго ли, коротко ли, прилетели они с ветром в деревушку, приютившуюся под скалами на самом берегу моря.

На песчаной отмели стояла женщина с ребенком на руках, а рядом с ней еще двое детей — мальчик и девочка, и пристально смотрела заплаканными глазами вдаль. Вот уж который день приходит она с детьми встречать своего дорогого кормильца, а его все нет и нет! Ушел он на паруснике в свежую погоду, а теперь все время стоит такая тишина, что с места на паруснике не двинешься. Жаль стало ветерку бедных людей; подлетел он к девочке, поцеловал ее в обе щечки, осушил ее слезы, поиграл с белокурыми кудрями и ласково шепнул женщине на ушко:

— Не грусти, скорехонько прилетит ветер.

— Мама, мама, погляди-ка, на море забегали барашки! — вскрикнул мальчик.

Правда твоя, славный задул ветерок, — сказала мать, — теперь папа скоро будет назад. — И верно; далеко, далеко на море забелел парус, а там вынырнула из волн и лодка и быстро понеслась к берегу.

Радостью озарилось лицо бедной женщины, а дети весело захлопали в ладоши.

— Ну, — думает ветерок, — я свое дело сделал, полечу теперь дальше.

Летели-летели ветерок с ветром и прилетели в большой красивый город.

— Здесь для тебя сколько угодно работы, — сказал ветер ветерку; — мне же тут делать нечего; я полечу дальше, а ты принимайся скорей за работу.

Сказал и умчался, да так скоро, что ветерок и спросить не успел, что ему делать. Кругом, куда ни посмотришь: все дома и дома, да такие красивые: одни из кирпича, другие из дикого камня, были и мраморные, а подле домов — тенистые сады.

Летит наш ветерок по широкой улице и видит, детки змея пускают. «Дай, думает, позабавлюсь с ними». Схватил змея и высоко-высоко его поднял, потом взял и сорвал с детишек шляпы. Бросились детки вдогонку за шляпами, хохочут, бегут наперегонки…

А ветерок влетел на большой двор и давай помогать солнышку белье сушить; обсушил, полетел дальше и попал в отдаленный квартал города. Там вдоль улиц тянулись заводы и фабрики, и много-много на них работало народа.

Видит ветерок, люди от жары изнемогают, влетел в двери и окна и повеял на всех прохладой. Вздохнули свободней заводские рабочие и принялись дружней за работу.

А непоседа ветерок летит опять дальше. Вот он очутился на самом краю города; здесь улицы сплошь застроены — нет ни садов, ни зеленых лужаек. Не видно на окнах хорошеньких занавесок, с которыми так любил играть ветерок, да и детки здесь совсем другие, какие-то вялые, невеселые, совсем не похожие на тех, с которыми только что играл ветерок.

— Загляну-ка я в комнату и посмотрю, как тут живут дети, — подумал ветерок и тихонько влетел в окно. И вот что увидел ветерок. С красными пылающими щеками лежала на кровати маленькая девочка, беспокойно металась на подушке и жалобно стонала: «Мама, мама, поди ко мне… Жарко, пить хочу».

И жаль маме дочки, а сделать ничего не может, — некогда ей от работы оторваться: надо белье постирать и погладить, да заказчикам снести, где тут с ребенком возиться. Подлетел ветерок к кроватке, сдунул со лба у девочки мокрые от пота волосы и до тех пор ласкал ее щечки, пока она не заснула. Спит девочка крепко и счастливо так во сне улыбается. Еще раз на прощанье поцеловал ее ветерок и умчался дальше.

С той поры день-деньской неустанно работает ветерок и всюду, где только появится, приносит с собой радость и утешение.

Вопросы и задания к сказке:

• В какое время года ветерок самый ласковый, нежный и добрый?

• Помогал ли вам когда-нибудь ветерок?

• Расскажите о каком-либо человеке, похожем на добрый ветерок из сказки.

• Представьте, что отзывчивый ветерок из сказки пригласил вас в путешествие над городом, в котором вы живете. Расскажите обо всех, кому вы помогли вместе с ветерком во время этого путешествия.

Сценка «Помогаем в беде»

Прочитайте детям пословицу: «Отзывчивое сердце из любой беды выручит».

Поделите детей на пары. Один человек из пары представитель мира природы: солнышко (разные обитатели леса, звезды, облака и т. д.) Другой — герой какой-нибудь сказки, например: Золушка, Белоснежка, Аленушка, поросенок из сказки о трех поросятах.

В сценке-диалоге дети рассказывают, как представители мира природы помогут героям той или иной сказки.

Рисунок «Подарки для жителей земли»

Все дети — отзывчивые облака. Каждый должен придумать и нарисовать свой подарок жителям земли.

Например: я подарю больной девочке пушистую подушечку; плачущему малышу я подарю пушистого облачного зайца.

Правдивость

Игра «Сердечко честности»

Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко рассказывает о своем честном поступке, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры у детей «рождается» разноцветное сердечко честности.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

• Трудно ли вам быть честным?

• Иногда родители жалеют своих детей и не говорят им правду. Правильно ли они поступают?

ЧЕСТНЫЙ МАЛЬЧИК

Корейская сказка

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке. Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверей, мальчик взял свой топор и отправился за дровами. Шел он, шел и пришел к горному озеру А у того озера росло большое дерево. «Срублю-ка я это дерево, — подумал мальчик. — Из него много дров получится». Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже золота. Чем он теперь дрова рубить будет?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок старенький.

— О чем ты, мальчик, плачешь? — спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая с ним беда приключилась, а старичок и говорит:

— Не горюй, мальчик, найду я топор твой.

Сказал он так и под водой скрылся.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды старичок вышел старенький, а в руке у него топор из чистого золота.

— Этот ли топор твой? — спрашивает.

— Что ты, дедушка, не мой это топор!

Усмехнулся старик в седую бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

— На, бери свой топор, — говорит.

А мальчик ему и отвечает:

— Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

— Вот мой топор, дедушка, — говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

— Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке — они дорого стоят, — и пусть твоя мама не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошел. С тех пор не знали они с матерью нужды и горя.

Вопросы и задания к сказке:

• Что произошло бы, если бы мальчик сказал старику, что золотой или серебряный топоры принадлежат ему?

• Кем был старик из озера, и почему он решил испытать мальчика на честность?

• Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

• Какой волшебный совет вы дали бы человеку, который хочет стать честным? Например: когда хочется кого-то обмануть, надо вспоминать глаза своих друзей; каждое утро надо смотреть на себя в зеркало и говорить самому себе правду и т. д.

Рисунок «Солнышко правдивости»

Попросите детей нарисовать солнышко правдивости без лучиков и повесить свой рисунок на стенд. Всякий раз, когда детям захочется кого-либо обмануть, они должны вспоминать о своем солнышке и стараться поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам дети считают, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло им быть честными.

Творческое задание «Честные люди»

Прочитайте детям пословицу: «Где правда, там и счастье». Раздайте детям карточки с рисунками представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т. д.

Скромность

Игра «Скромные звери»

Из всех детей выбираются двое ведущих. Они хозяева теремка. Остальные получают карточки с рисунками разных зверей, птиц и насекомых. Хозяева теремка берутся за руки, поднимают их кверху, изображая теремок, а затем приглашают в гости всех, кто умеет скромно себя вести.

Каждый по очереди подходит к теремку и просит от лица своего зверя (насекомого, птицы) впустить его в теремок. Если он сумеет убедить хозяев теремка, что будет вести себя скромно, они впускают его в теремок. Если не сумеет — они просят его научиться вести себя скромнее и прийти к ним в теремок попозже.

Например: лев может пообещать, что он никого не будет пугать и покатает на спине маленьких зверей; ежик не будет ко — лоть зверей иголками, а принесет на них грибов из леса.

Беседа

Вопросы и задания для беседы:

• Как скромный человек должен вести себя в лесу, гостях, театре, поезде и т. д.? Например: в лесу скромный человек не должен кричать, оставлять после себя мусор, ломать ветки и т. д.

• Какая еда кажется вам скромной, и почему? Придумайте меню скромного завтрака (обеда, ужина). Например, скромный завтрак : стакан чистой воды, бутерброд с зеленью и две печеных картошины.

ВОЛШЕБНАЯ АРФА

Сказка народов Бирмы

В одной маленькой деревушке жил юноша по имени Маун Сита. Родителей он лишился в раннем детстве, родственников же у него вовсе не было. Так и жил он один-одинешенек, добывая себе пропитание игрой на арфе. Однажды, как обычно, отправился Маун Сита со своей старенькой арфой в дальнюю деревню. Путь его пролегал через дремучий лес. Не успел Маун Сита углубиться в чащу, как на него напали разбойники, отняли деньги, а его кормилицу-арфу разбили на мелкие кусочки. Горько заплакал Маун Сита, а разбойники, вдоволь потешившись над его горем, ушли. Дождался Маун Сита, когда разбойники скрылись из виду, и стал бережно собирать жалкие осколки, приговаривая:

— Милая арфа! Ты была моей единственной утехой в этом мире, а теперь и тебя не стало.

Долго горевал Маун Сита над разбитой арфой и вдруг слышит:

— О чем ты сокрушаешься, юноша? Маун Сита быстро обернулся к говорящему и — о чудо — увидел короля натов. Преклонив колени перед излучающим сияние королем, Маун Сита почтительно молвил:

— О великий король, прости меня, если я сказал что-нибудь не так. Разбойники разбили мою арфу и тем самым лишили меня кормилицы. Теперь я не знаю, что мне делать, а потому и плачу.

— Не печалься, юноша, — ответил король натов. — Я тебе помогу. Но ты должен принести мне клятву. Обрадовался Маун Сита и громко воскликнул:

— Я согласен исполнить любое твое повеление!

И тогда король продолжал:

— Будет у тебя новая арфа, к тому же не простая, а волшебная. Загадаешь какое-нибудь желание, коснешься пальцами ее струн, — и оно тотчас же исполнится. Но помни, арфа будет верно служить тебе до тех пор, пока ты остаешься добрым и скромным. Стоит тебе сделаться жадным и завистливым, как на твою голову посыплются несчастья. Обещай, что ты не будешь злоупотреблять волшебным даром арфы.

— Обещаю, — с готовностью ответил Маун Сита. — Я буду довольствоваться только самым необходимым.

Король натов коснулся волшебным жезлом разбитой арфы, и вместо нее тотчас же появилась совершенно новая арфа.

Обрадовался Маун Сита, поклонился королю в пояс, взял арфу и снова отправился в путь. Долго ли шел он, коротко ли, только в конце концов почувствовал сильный голод. Вспомнил тогда он про арфу, коснулся ее струн, и перед ним тотчас же появились всевозможные яства. Маун Сита отведал всего понемногу и пошел дальше.

Через два дня достиг Маун Сита родной деревни. Мало-помалу жители деревни прознали о волшебной силе его арфы и всякий раз, когда им приходилось туго, обращались к нему за помощью. И Маун Сита никогда никому не отказывал.

Постепенно молва о волшебной арфе распространилась по всей стране и даже достигла ушей короля. Повелел король придворным во что бы то ни стало найти Маун Ситу и привести во дворец. И вот Маун Сита предстал перед королем.

— Юноша, — обратился к нему король. — Я наслышан о твоей необыкновенной арфе и решил испробовать ее волшебную силу. Вот уже много лет королеву мучают головные боли. Не можешь ли ты исцелить ее?

— Приказывай, повелитель, я сделаю все, что в моих силах, — покорно ответил Маун Сита.

— Так изволь немедля приступить к делу, а в случае удачи я одарю тебя дорогими подарками.

В назначенный день Маун Сита явился во дворец и предстал перед королевой. Взял он в руки свою арфу, задумал желание и не успел коснуться ее струн, как королеве сделалось легче. Пять дней приходил юноша во дворец. А на шестой день королева окончательно поправилась. На радостях король устроил пир и щедро одарил Маун Ситу золотом и драгоценными каменьями.

Нагрузил Маун Сита королевскими дарами три телеги и отправился восвояси. А когда добрался до родной деревни, он разделил богатство поровну между крестьянами. С тех пор в деревне не стало бедных, все зажили счастливо, неустанно восхваляя добродетели Маун Ситы. А Маун Сита, верный своей клятве всегда оставаться добрым и скромным, продолжал трудиться наравне со всеми жителями деревни.

И благодарные односельчане в память о благородном Маун Сите назвали деревню его именем.

Вопросы и задания к сказке:

• Почему добрый Дух пожалел юношу?

• Если бы волшебная арфа попала в руки к вам, что вы у нее попросили бы?

• Представьте, что Маун Сита стал вашим самым лучшим другом. Расскажите, как вместе с ним вы пришли на помощь людям в трудную минуту.

Творческое задание «Скромный человек»

Раздайте детям карточки с разными рисунками, например: ракета, самолет, красивая машина, ларец с драгоценностями, замок и другие богатства.

Каждый должен рассказать, как он поступит, получив в подарок то или иное богатство, если будет скромным человеком.

СКРОМНОСТЬ ВСЯКОМУ К ЛИЦУ

М. Скребцова

Скромность украшает нас

Каждый миг и каждый час.

Где же нам ее достать,

Мы хотим прекрасней стать!

На базаре? В магазине?

На какой она витрине?

В сердце и в душе она,

Жаль, частенько не видна!

Вопросы к стихотворению:

• Как ты думаешь, скромность помогает или, наоборот, мешает человеку достичь в жизни многого?

• Какая одежда кажется вам скромной, и почему?

• Как ты думаешь, почему скромность самое незаметное качество?

Рисунок «Украшение скромности»

Попросите детей представить, что они получили в подарок волшебное украшение, которое учит людей скромности.

Затем дети рисуют это украшение и рассказывают, как оно научит их скромности.

• Что вы испытываете, когда другие люди что-то делают для вас?

Публикации по теме:

Картотека бесед по воспитанию нравственности у детей в средней группе карточка-1 Зачем говорят «здравствуй»? Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Х] и буква Х» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве X (ХЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [У] и буква У» Цель: познакомить детей с звуком [у] и буквой У. Грибы (съедобные, несъедобные) Материал: демонстрационный материал, картинки со звуком.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [З] и буква З» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве З Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Консультация для родителей «Азбука нравственности» Нравственное воспитание – активный процесс формирования нравственных чувств и привычек, нравственного повеления с первых лет жизни ребенка.

Материалы к общему родительскому собранию «Семья — основа нравственности» "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому". Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие.

Презентация «Сказки как средство формирования нравственности у детей» В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.

Конспект занятия «Уроки нравственности. В мире доброты» Задачи: учить нравственному воспитанию, быть сдержанными, доброжелательными, развивать в детях анализировать окружающий мир.

Автор публикации:
Конспект занятия по обучению нравственности «Отзывчивость. Правдивость. Скромность»
Опубликовано: 30 июля 2018 в 02:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД