Папки-передвижки

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада

Светлана Алифанова
Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.

Публикация «Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада» размещена в разделах

В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими зрительными диагнозами, как амблиопия и косоглазие, миопический и гиперметропический астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва, афакия. Все эти дети получают аппаратное лечение, которое проводит медсестра –ортоптистка по рекомендации офтальмолога и коррекционные занятия с тифлопедагогом и логопедом.

Тифлопедагог проводит подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке, развитию зрительного восприятия и ориентировке в пространстве. Ежегодно, подводя итоги мониторинга, я выявляю, что для детей с нарушенным зрением наиболее трудным является освоение пространственной ориентировки, чем других разделов коррекционной программы. И это не случайно. Особенности развития ориентировки в пространстве в своих работах отмечали Л. П. Плаксина, Л. А. Дружинина, Е. Н. Подколзина, Л. И. Солнцева и др. авторы.

У дошкольников с нарушением зрения, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Но, если в дошкольном учреждении созданы все условия для оздоровительной и коррекционно-развивающей работы, имеются квалифицированные педагоги и специалисты, которые работают, взаимодействуя с родителями воспитанников и между собой в учреждении, то к подготовительной группе дети с различными нарушениями зрения имеют тот-же запас знаний, умений и навыков, что и дети с нормальным зрением.

В процессе обучения детей с нарушением зрения пространственной ориентировке решаются следующие задачи:

— умений ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»;

— полисенсорного восприятия окружающего пространства и расположенных в нем предметов;

ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола, парты, грифельной и магнитной доски и т. п.);

— в макропространстве (замкнутом — помещения группы, детского сада; открытом — участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя»;

— в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предметами»);

— с помощью схем и планов, умения «читать» схемы и планы.

— Чрезвычайно важной задачей представляется формирование понимания пространственных терминов и умений самостоятельно пользоваться ими при обозначении в речи чувственно воспринимаемых пространственных отношений и направлений пространства.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения предполагает наличие у них представлений об окружающих предметах, их характерных признаках, назначении и возможностях использования. Такие представления они получают на специальных коррекционных занятиях тифлопедагога по развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, социально-бытовой ориентировке. Это позволяет не включать в программу по ориентировке в пространстве задачи ознакомления детей с предметами ближайшего окружения и обучения пользования ими.

Целью обучения пространственной ориентировке дошкольников с нарушением зрения является становление у них навыков свободного самостоятельного ориентирования в любом, даже незнакомом пространстве.

Публикации по теме:

Конспект игровой деятельности «Обучение с увлечением» в средней группе детей с нарушением зрения Першиной Т. А. воспитателя зрительной группы МБДОУ детский сад № 59 Г. Апатиты, Мурманской обл. Программное содержание: • Вызвать речевую.

Конспект коррекционного занятия по ориентировке в пространстве с использованием сетки «Дикие и домашние животные» Конспект коррекционного занятия по ориентировке в пространстве с использованием сетки «Дикие и домашние животные». Провела: Учитель-дефектолог.

Сценарий Дня рождения в старшей и подготовительной группах детского сада За несколько дней до намеченного празднования дня рождения ребенка вывешивается приглашение: Уважаемые гости! Приглашаем вас на Праздник-Сказку.

Сценарий весеннего праздника «День здоровья» в старших группах детского сада Задачи: - вызывать положительные эмоции от участия в подвижных играх; - совершенствовать двигательные умения и навыки; - формировать у.

Конспект занятия для детей с нарушением зрения по социально-бытовой ориентировке «Подготовка новогоднего стола» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. Тема : Подготовка новогоднего стола. Задачи: 1. Упражнять детей в умении воспроизводить накопленные на занятиях знания.

Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве «Животные Юга» в подготовительной группе детей с нарушением зрения .

Коррекционное занятие в старшей группе для детей с нарушением зрения по ориентировке в пространстве на тему «Транспорт» Тема: ТРАНСПОРТ Задачи: 1. Учить пользоваться условными мерками при оценке удаленности объекта. 2. Формировать нестереоскопические способы.

Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрения»Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрения» Методическая разработка. Взаимодействие с родителями, имеющими ребенка с нарушением зрения. «Имитация нарушенного зрен я».Часто возникает.

Планирование занятий по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушениями зрения № занятия Раздел и тема занятия Задачи и разделы коррекционной программы (планируемые достижения воспитанников) Дата проведения Я и моё.

Занятие по ориентировке в пространстве для детей средней группы «Зимние забавы» Занятие по ориентировке в пространстве для детей средней группы «Зимние забавы» Задачи: - развивать зрительное внимание и прослеживающую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада
Опубликовано: 21 ноября 2015 в 15:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД