Получи документы

Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием элементов аквааэробики и акробатики

Татьяна Афтени
Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием элементов аквааэробики и акробатики

Плавание - один из немногих видов спорта, противопоказаний к которому практически не существует. Плавание полезно всем и в любом возрасте, а обучение этому навыку желательно начинать как можно раньше.

Актуальность поиска новых путей и форм укрепления здоровья детей дошкольного возраста объясняется рядом причин: экологически неблагоприятным образом жизни, повышенным потоком информации и высокой степенью утомляемости. Именно в первые семь лет у детей закладываются основы здоровья, формируется большее количество жизненно важных двигательных навыков и умений, создаются решающие предпосылки для разностороннего развития личности. Дошкольники постоянно ощущают потребность в движении, объем которого обусловливается закономерностями роста детского организма, активным воздействием его с окружающей средой.

Публикация «Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием элементов аквааэробики и акробатики» размещена в разделах

Практическая деятельность руководителя физического воспитания по плаванию в учреждении дошкольного образования регламентируется требованиями учебной программы, выполнению которых призваны способствовать методические рекомендации, пособия, печатные издания.

Вместе с тем, основная цель обучения дошкольников плаванию – это содействие их оздоровлению и закаливанию. Купание, плавание, игры и праздники на воде благотворно воздействуют на все функциональные системы организма. Согласованный ритм работы мышц и органов дыхания, горизонтальное положение тела способствуют циркуляции крови, улучшают вентиляцию легких, закрепляют навык глубокого и ритмичного дыхания, содействуют росту и укреплению костной ткани. Замечено, что у детей, которые регулярно занимаются плаванием, повышается сопротивляемость организма к болезням и общий тонус, совершенствуются движения, вырабатывается пластика, формируется жизненно важный навык – умение держаться на воде [4, с. 52]. Физическое развитие, которое получает ребенок на раннем этапе жизни, впоследствии позволит ему более успешно развивать физические качества, такие, как ловкость, быстрота, выносливость.

Процесс обучения плаванию детей необходимо строить так, чтобы ребенок учился познавать окружающий мир, приобретал необходимые в жизни знания и навыки. Физические упражнения следует использовать не только для укрепления здоровья детей, формирования двигательных навыков и физических качеств, но и для развития и совершенствования познавательной деятельности.

Основной формой обучения в дошкольном возрасте является игра, построенная на знакомых ребенку образах и представлениях и сопровождаемая четким и выразительным показом. Создание игровой ситуации способствует последовательному переходу от простого движения по дну (привыкание к воде) к разучиванию определенных плавательных движений. Педагогический принцип перехода от простого к сложному выступает как условие усвоения более сложных приемов плавания, техники обучения и совершенствования выполнения упражнений на все большей глубине (по пояс, по грудь, в рост ребенка).

Большое место в развитии мышления ребенка - дошкольника занимает образ. Образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений широко применяются в обучении плаванию. Такие упражнения, как «Пузырь», «Фонтан», «Насос», «Звезда», «Медуза», «Поплавок» и т. д., помогают создавать реальные представления о надлежащем выполнении упражнений, облегчают овладение им.

В ходе обучения плаванию я использую разные формы занятий, в том числе - сюжетные занятия. Они основаны на игровом методе с использованием подвижных, тематических игр и игровых упражнений, игр - эстафет, что способствует развитию образного мышления. Такие занятия создают хорошее настроение у детей, положительно влияют на развитие двигательной активности.

Весь спектр новых ощущений в водной среде - состояние «полувесомости», легкости, плавучести, раскованности мышц и суставов, равномерность давления на всю поверхность погруженного в воду тела, повышение глубины дыхания, массирующее воздействие воды на кожу - сам по себе оказывает мощное воздействие на психику и организм ребенка. Моя задача - умело придать этим впечатлениям позитивную окраску и разумно использовать их в дальнейшем обучении. Необходимое условие успеха в работе с дошкольниками - это поддержание положительного отношения детей к занятиям по плаванию на всех этапах обучения. Каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности и стремлению научиться хорошо плавать.

В своей работе я использую традиционную методику обучения детей плаванию, но для получения высоких результатов в освоении дошкольниками плавательных движений важно использование новых и современных форм работы.

В последнее время, как альтернатива плаванию, стала очень популярна аэробика в воде, или, как ее называют - аквааэробика. Под аквааэробикой мы понимаем выполнение различных упражнений в воде под музыку с элементами плавания, гимнастики и хореографии.

Использование элементов аквааэробики и акробатических упражнений в воде при обучении детей плаванию является актуальным и отличается новизной. В процессе обучения дети не только осваивают основные движения и навыки, но и учатся применять их при освоении более сложных координационных движений и упражнений в воде.

Посредством использования элементов аэробики и акробатики при обучении детей плаванию можно решить следующие задачи:

• формировать умения уверенно и безбоязненно держаться на воде,

• способствовать укреплению детского здоровья и физической выносливости;

• формировать новые двигательные умения и навыки.

Оздоровительный эффект от занятий аквааэробикой выражается в улучшении показателей физического развития, улучшения функций опорно - двигательного аппарата (увеличивается сила мышц и подвижность суставов, повышении общей выносливости и увеличении эмоционального состояния детей. Водная среда создает оптимальные условия для выполнения разнообразных физических упражнений, даже самых сложных. С помощью аквааэробики укрепляются даже те мышцы и связки, которые с трудом развиваются при занятиях в зале. Кроме того, разминка в воде - чудесный гидромассаж всего тела.

С целью овладения детьми дошкольного возраста упражнениями аквааэробики, были составлены комплексы упражнений. В них использовались способы раздельного обучения с применением рассказа и показа. Упражнения выполнялись под счет в медленном темпе с небольшим количеством повторений.

Как правило, каждое свое занятие я начинаю с разминки в воде под музыку. Комплексы аквааэробики разработаны с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Такое начало занятий вызывает эмоциональный подъем и интерес у детей.

Использование аквааэробики является одним из эффективных направлений работы с дошкольниками, которое способствует освоению двигательных навыков и позволяет решать профилактические, оздоровительные и лечебно-восстановительные задачи многих функциональных отклонений в состоянии здоровья детей.

Аквааэробика укрепляет сердечно-сосудистую систему, улучшает выносливость, силу и эластичность мышц, ловкость, устойчивость, быстроту и координацию движений.

В процессе обучения плаванию использую также элементы акробатики. Акробатические упражнения в воде способствуют развитию координационных способностей дошкольников. Одновременное использование специальных упражнений на суше (зале сухого плавания) и бассейне при обучении основам акробатики дает возможность получить эффективное средство развития и обучения. Выполняя привычные акробатические упражнения в бассейне, дети их делают в необычных условиях (в воде, что способствует более полному освоению плавательных движений.

Для успешного усвоения дошкольниками упражнений и движений в воде, наиболее эффективны следующие методические приемы:

• выполнений упражнений в парах с помощью партнера;

• вариативность при изучении движений;

• выполнений упражнений в соревновательной и игровой форме;

• облегчение (усложнение) условий выполнения движений;

• медленное и синхронное плавание;

• выполнение движений, держась за неподвижную опору.

На занятиях в бассейне часто использую акробатические упражнения, такие как: стойка на руках; кувырки вперед и назад; кувырки с использованием надувного мяча; упражнения с надувными кругами и обручами, а также прыжки с бортика. Кувырки вперед и назад дети осваивают быстро. Завершение этих упражнений может быть разным. Если это старшая группа, от детей требуется законченность упражнений: встать, руки поднять вверх. Другим можно проплыть немного вперед или выполнить еще один кувырок вперед или назад. Некоторые могут выполнить по два и даже три кувырка подряд. Многие движения дети придумывают самостоятельно.

Дошкольникам очень нравятся упражнения с надувными кругами: в лежащий на воде круг ребята, как «дельфины» ныряют в середину круга и, проскользнув через него, выныривают на поверхность воды; ребенок усаживается на круг, затем поднимает одновременно руки и ноги вверх (складывается «замочек») и «проваливается» в отверстие круга.

Множество вариаций упражнений с обручем и плавательными досками делают занятия очень динамичными, которые очень нравятся детям. Прыжки в обруч - не слишком сложная задача, если обруч лежит на воде. Прыжок в вертикальный обруч – это уже сложнее. Я держу обруч над водой, а ребенок, как «дельфин» ныряет через него в воду. Прыжки с бортика доставляют особое удовольствие детям. Обычно мы прыгаем в воду ногами вниз «солдатиком». Можно прыгать в лежащий на воде обруч. Выполняя акробатические упражнения, ребята учатся владеть и управлять своим телом и движениями в воде.

Анализируя результаты изучения показателей освоения плавательных движений и навыков в течение года, я отметила положительные результаты в своей работе: дети научились уверенно и безбоязненно держаться на воде, ориентироваться под водой, двигаться в различных направлениях, погружаться в воду с головой с задержкой дыхания, скользить на груди и на спине с предметом и без предметов, выполнять движения ногами в сочетании с выдохом в воду и открыванием глаз под водой.

Благодаря использованию элементов аквааэробики и акробатики в ходе обучения плаванию, дошкольники стали хорошо двигаться в воде, могут синхронно выполнять различные упражнения, как акробатические, так и плавательные; освоили технику плавания кролем на груди и на спине, научились прыгать в воду и нырять, а главное - они полюбили занятия в бассейне.

Эффективность использования элементов аквааэробики и акробатики при обучении плаванию детей дошкольного возраста заключается в том, что у ребят появляется стремление к освоению новых движений. Они с удовольствием вносят свои изменения в сложность выполнения упражнений, придумывают новые, демонстрируя свое двигательное творчество. Вследствие чего у детей появился огромный интерес к занятиям в бассейне, улучшились показатели в освоении плавательных умений и навыков, а использование элементов аквааэробики и акробатики в комплексе способствовало развитию координационных способностей дошкольников.

Опыт моей деятельности позволяет констатировать, что, обучая ребенка плавать, я всегда нахожу возможность не только формировать конкретный плавательный навык, но и внести свой вклад в формирование личности каждого ребенка.

Список литературы

1. Баранова В., Медведева Л. Плавание как важнейшее средство оздоровления // Дошкольное воспитание. -2008.-№6.-с. 44

2. Яных Е. А., Захаркина В. А. Аквааэробика/Е. А. Яных, В. А. Захаркина. - М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.-127 с.

3. Е. И. Подольская «Формы оздоровления детей 4-7 лет. Кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок», 2014

4. И. А. Непинорчик Нетрадиционные формы оздоровления детей. «Аквааэробика», Минск

5. Е. Бережнова Мастер-класс «Дыхательная гимнастика как составляющая аквааэробики в обучении дошкольников плаванию» /https:// www/maam.ru/

Т. Н. Афтени, 2020

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Конспект интегрированного занятия по экологии с использованием элементов моделирования с детьми старшего дошкольного возраста ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗИМНИЙ ЛЕС». Программные задачи: • закрепить представление детей о характерных особенностях времени года; • формировать.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект занятия по плаванию для детей старшего дошкольного возраста «Школа матросов»Конспект занятия по плаванию для детей старшего дошкольного возраста «Школа матросов» Программное содержание: • Расширять знания и представления о морских профессиях; • Пробуждать любознательность и интерес к деятельности.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада»Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития - как умственного, так и физического. Между.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Рабочая программа учителя-дефектолога «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Рабочая программа учителя-дефектолога (разделы: развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных.

Сценарий физкультурного праздника «Прогулка по Луне» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТСценарий физкультурного праздника «Прогулка по Луне» для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера. Задачи: - совершенствовать у детей умение свободно выполнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием элементов аквааэробики и акробатики
Опубликовано: 4 марта 2020 в 10:46
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД