Получи документы

Обучение рисованию детей с РАС

Людмила Белоусова
Обучение рисованию детей с РАС

Обучение рисованию детей с РАС

Часто взрослые сталкиваются с большими проблемами при обучении рисованию детей с РАС (расстройствами аутистического спектра). Как правило, дети проявляют явное нежелание рисовать, как впрочем, при обучении любым другим ручным навыкам. На то есть множество причин. Но важно понять: учить рисовать стоит, так как эти навыки напрямую связаны с письмом, а детям с аутизмом, особенно неговорящим, навык письма жизненно необходим. Также письмо тесно связано с чтением.

Публикация «Обучение рисованию детей с РАС» размещена в разделах

Наращивание силы рук

Нейротипичные дети развивают силу рук, следуя инстинктам: они тянутся за игрушкой, исследуют ее, пытаются ее разобрать, снова собрать. Они многократно повторят одно и тоже действие, пока не научатся выполнять его точно. Они сами берут карандаши, глядя на взрослых, и начинают рисовать везде, где достанут. У детей с аутизмом все по-другому. Они не стремятся подражать окружающим. Некоторые из них никогда не захотят самостоятельно взять карандаш в руки для рисования, разве только попробовать на вкус, сломать или совершить еще какое-нибудь действие, совершенно на взгляд обычного человека нелогичное, но в любом случае использовать не по назначению. Мы, взрослые, должны показать им чудесные свойства карандаша, кисти и красок и помочь детям в освоении навыка рисования.

Для начала нужно помочь развить силу рук. Поскольку дети с РАС часто имеют слабую силу рук и низкий мышечный тонус (из-за избегания сложностей и их неврологического расстройства, особенно важно поощрять забавные игрушки и занятия, которые тренируют мелкую моторику. Рекомендуются следующие игрушки:

• Шары и другие предметы, скрипящие при сжатии

• Игры с песком, формочками (изготовление «куличиков»)

Игры с водяными игрушками: брызгалки, водяные пистолеты, резиновые игрушки с дырочками

• Игры с мешочками, наполненными песком

Ползание также является очень важным видом деятельности, который укрепляет плечи, руки и кисти, так что дети могут сидеть прямо за столом, а не «сползать» со стула во время рисования. Это особенно важно для детей с РАС, потому что у них часто снижен мышечный тонус и плохое осознание своего тела, что влияет на осанку сидя. Ползание также способствует формированию координации между правой и левой сторонами тела, помогая детям использовать не доминирующую руку для удержания бумаги во время художественных занятий. Обязательно поощряйте ползание по игровым туннелям и полосам препятствий, даже если ваш ребенок давно умеет ходить.

Формирование правильного захвата

Дети на разных возрастных этапах проходят разные стадии формирования захвата карандаша. При правильном обучении формируется правильный трехпальцевый захват, который подразумевает, что карандаш держат тремя пальцами (щепотью) : большим, указательным и средним. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Без должного контроля может сформироваться неправильный захват, что потом будет сложно исправить. Маленьким детям, в том числе с РАС, желательно использовать карандаши конической формы с большой луковицей сверху. Они позволяют формировать правильный захват.

К игрушкам и занятиям, которые особенно полезны для развития координации между указательным, средним пальцами и большим пальцем (для рисования, относятся:

• Нанизывание бисера, бус

• Складывание бумаги пополам

• завязывание и развязывание шнурков

• Разрывание бумаги

• Использование игрушечных плоскогубцев, пинцетов, чтобы захватить предметы

Использование вертикальных поверхностей для удержания внимания, формирования правильного положения запястья

Развитие навыков рисования у аутичных дошкольников требует повышенного визуального внимания. Один из лучших способов добиться этого – предложить рисовать на вертикальной поверхности, такой как бумага, приклеенная к стене, мольберт или раскраска на гигантской картонной коробке. Ребенок меньше отвлекается, когда его работа находится прямо перед его глазами, а не отвлекается на окружающие его предметы. Использование ограждения, который закрывает обзор, также полезно. Тем не менее, у вертикальной поверхности есть свои преимущества., в том числе укрепление осанки и более эффективное позиционирование запястья для захвата карандаша. Маленьким детям должна быть предоставлена возможность играть с игрушками, расположенными в вертикальной плоскости, такими как:

• Фланелеграфы

рисование мелом на доске

• приклеивание наклеек на доску

• Монтажная доска Lego, прикрепленная к стене

Формирование навыков рисования

Дети с РАС часто демонстрирую тповышенную чувствительность к прикосновению, называемое «тактильная защита». Эти дети часто предпочитают глубокое давление (например, когда сжимают игрушки, а не легкое прикосновение (например, щекотание). Нужно определить подходящий инструмент для рисования, предложив их на выбор, чтобы определить лучший размер, форму, текстуру и вес. Например, утяжеленные карандаши обеспечивают дополнительную сенсорную обратную связь, которая может побудить ребенка рисовать.

Кроме того, можно перед началом рисования помять тесто или потереть руки, чтобы восполнить потребность детей к глубокому давлению. Сенсорные среды, такие как влажный песок, кукурузная мука или кукурузный крахмал, смешанный с водой, могут использоваться для проведения линий и различных фигур, используемых при рисовании. Я предлагаю эти упражнения, потому что потребуется некоторое усилие, чтобы провести пальцами по этим материалам, обеспечивая тип сенсорного опыта, которым наслаждаются многие дети с РAС. Такие сенсорные действия, которые не требуют захвата инструмента (например, рисование кистью или мелом, способствуют развитию творчества.

Развитие навыков восприятия при рисовании

Маленькие дети с РАС часто проявляю нежелание идти на зрительный контакт и имеют визуальные предпочтения (например, просмотр предметов с близкого расстояния, боковым зрением). Из-за особенностей восприятия детей дошкольного возраста нужно учить выделять главные объекты, чтобы понять, что именно рисовать на бумаге :

• Подсчет пальцев, чтобы правильно нарисовать руку

• Идентификация формы

• Распознавание цвета

• размещение предметов в пространстве (облако находится над домом)

• Понимание границ и заполнение пробелов, например, при раскрашивании внутри контура фигуры.

Закреплять эти понятия родители и учителя могут, используя трафареты, шнуровки, разрезные картинки и др. Рамка для картины, вырезанная из листа картона и вставленные в нее художественных работы, рассказывает детям о границах.

Таким образом, чем раньше начать заниматься с ребенком, используя его сильные стороны, внимательно следя за его развитием, помогая ему, можно добиться определенных результатов в развитии навыков рисования.

Литература:

1. Kuhaneck, HM & Watling, R. Аутизм: комплексный подход к трудотерапии. AOTA Press, 2010.

2. Снайдер, AW & Thomas, M. "Художник-аутист дает ключи к познанию", https://www.centreforthemind.com/publications/Autistic_artists.cfm

3. Грандин Т. «Мышление в картинках: аутизм и визуальная

мысль», https://www.grandin.com/inc/visual.thinking.html

Публикации по теме:

«Раз, два, читаю я слова!» Обучение чтению детей 5–6 лет Во сколько лет дети должны уметь читать, задаются многие родители вопросом. Это, в первую очередь, зависит от того, насколько психологически.

Реферат «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в России» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад,Cветлячок, c.Большеустьикинское муниципального района Республика Башкортостан.

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе» Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе. Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по.

«Морские обитатели». Обучение правополушарному рисованию«Морские обитатели». Обучение правополушарному рисованию свободная деятельность с ребенком подготовительной группы. Правополушарное рисование. Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения.

Обучение детей художественному конструированию .

Обучение детей наблюдательности на улице Обучение детей наблюдательности на улице составила воспитатель Фоменко О. Г. Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего,.

Обучение детей ориентировке в пространстве Обучение детей ориентировке в пространстве. Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения.

Обучение детей пересказу литературных произведений Обучение детей пересказу литературных произведений Подготовила : воспитатель МБДОУ ДСКВ № 11 г. Ейск МО Ейский район Новикова Оксана.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Обучение и воспитание одаренных детей Существует семь принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста: 1. Содержание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение рисованию детей с РАС
Опубликовано: 31 августа 2019 в 22:38
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД