МААМ-картинки

Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка

Марина Юрина
Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка

1. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЕМАМ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.

Цель: обучить родителей некоторым приёмам эффективного взаимодействия с

ребёнком, основное требование заключается в том, что ребёнок должен в

игре являться ведущим, а родитель – ведомым, учитывая возможности

ребёнка.

Основные задачи:

- помочь родителям осознать глубинные причины проблемности ребёнка;

- изменить стереотип восприятия проблемного ребёнка как испорченного, и

плохого, неспособного человека;

- осмыслить оптимальные пути решения проблемного ребёнка;

- определить долю участия в этом процессе специалистов и родителей;

Публикация «Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка» размещена в разделах

- организовать конструктивное взаимодействие взрослых в раскрытии человеческого т потенциала ребёнка и оказании необходимой помощи и поддержки.

Первое приобщение ребёнка к правилам поведения происходит в семье, среди ближайших родственников. В процессе передачи общепринятых правил и в силу стремления уберечь ребёнка от вредных воздействий окружающего мира родители часто ограничивают поведение ребёнка.

Проблема требований и запретов становится особенно актуальной именно при взаимодействии родителей с ребёнком – дошкольником, так как в этом возрасте дети приобретают возможность регулировать своё поведение и соотносить его с установленными правилами. Обострение детско-родительских конфликтов также вызвано переживанием ребёнка кризиса 3-х лет и его последствий, которые часто проявляются в негативных изменениях характера ребёнка и «плохом» поведении.

Ребёнок в отдельных случаях может понимать, что взрослый ошибается. Тем не менее, авторитет родителя так высок, что дошкольнику сложно осуждать правомерность его действий и поступков. Наиболее действенным способом взаимодействия на родителей является детская манипуляция. При этом способе общения взрослый зачастую не понимает, что ребёнку управляет его поведением.

В связи с тем, что родители обладают властью над ребёнком (они сильнее, больше знают, и в силу действия социальных норм и правил поведения, ребёнок не может открыто противостоять требованиям взрослых, и не всегда может открыто проявлять свою позицию и самостоятельность.

Далее хочу обратить ваше внимание на алгоритм формирование каждого конкретного навыка, необходимого для успешного взаимодействия родителей и ребёнка. Демонстрация приёмов будет происходить в той же последовательности, в которой мы их рассмотрим.

2. АЛГОРИТМ ПРИЁМОВ.

1. «НЕ КОМАНДУЙ».

В ходе работы Вы (родители) должны избегать давать ребёнку какие-либо команды. Одни команды могут быть прямыми (например: «Дай мне эту куклу?», другие – непрямые – они предполагают подчинение ребёнка воле родителя.

Примеры использования – КАК?

Результат – ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?

Прямая команда Непрямая команда

- «Убери кубики в ящик!»;

- «Подойди к столу!»;

- Скажи «Красный!». - «Давай построим домик»;

- «Не мог бы ты подать мне эту игрушку»;

- «А не поставить ли нам эту деталь наверх?». Использование таких опосредованных команд предполагает предоставление ребёнку в ходе игры лидерских позиций, что даёт детям с отставанием в развитии возможность почувствовать уверенность в своих силах, что важно для развития. Любые прямые команды этому мешают. Кроме того, если родители используют прямые команды в ходе формирования моделей общения, что ребёнок их не выполнит и это создаст напряжение отношениях ребёнка и родителей.

2. «НЕ ЗАДАВАЙ ВОПРОСОВ».

В данной ситуации родители не должны задавать вопросов ребёнку. Вопросы могут помешать, ему почувствовать себя лидером. Если, например, родитель спросит ребёнка: «Не мог бы ты убрать игрушки за собой?», то, конечно же, воспринимает это как команду. Родитель будет восприниматься им как хозяин положения. Вопросы, касающиеся того, что ребёнок делает, могут быть восприняты как выражение родительского несогласия с действиями ребёнка.

Ребёнок (играя в конструктор): «Вот это самолёт!». Родитель: «Ты что, построил самолёт?» (ребёнок это может воспринимать свой адрес, как выражение самомнения или неодобрения). Ребёнок берёт карандаши. Родитель: «Ты что, собираешься рисовать?» (тем саамы родитель перехватывает у ребёнка инициативу).

Многие родители полагают, что задавая ребёнку множество вопросов, они вступают с ним в активный диалог. А на самом деле, данный процесс, блокирует спонтанную речь, особенно у ребёнка с отставанием в развитии. Большинство задаваемых вопросов блокируют коммуникативные возможности, в результате чего, ответы детей будут, становиться короче и, в конце концов, они вовсе перестанут отвечать.

3. «НЕ КРИТИКУЙ».

Критические замечания плохо отражаются на самооценке ребенка. Это особенно важно учитывать при работе с детьми, имеющими отставание в развитии, поскольку они тяжело переживают ограниченность своих возможностей, связанных с низким уровнем когнитивных и психомоторных навыков. Ребёнок (взяв красный кубик): «Зелёный». Родитель: «Нет, этот кубик не зелёный, а красный» 9критическое замечание). Родитель: «Ты взял красный кубик, а не зелёный» (поправляет ребёнка, избегая при этом критики).

Родители должны научиться избегать критических замечаний, обеспечить ребёнку достаточную обратную связь, помогающую корректировать действия. Если ребёнок в процессе взаимодействия высказывает неверные суждения, родители могут и должны его поправить, избегая критических высказываний.

4. ОПИСАНИЕ».

На данном этапе родителям предлагается описывать хорошее поведение ребёнка в момент совершения им каких-либо действий. Поскольку описание действия является мощным фактором, способствующим ее закреплению, следует избегать описания плохого поведения. Процесс заключается в том, что родитель следит за действиями ребёнка. Комментируя отдельные этапы выполнения ребёнком, тех или иных действий, родители приходят к описанию ребёнка в целом.

«Ты кладёшь игрушку на стол»;

«Это красный кубик»;

«Ты взял карандаш и рисуешь круг».

В последовательности ребёнок начинает осознавать, что должен довести действие до конца, это способствует развитию его умений. Описания воспринимаются ребёнком как поддержка, и способствует повышению самооценки, обогащению словарного запаса, формирование образа «Я», закрепления полученных навыков, развитие познавательных процессов, поскольку организует мышление, связанное с игровой деятельностью.

Данный приём применять в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, у детей с развитым вербальным аппаратом, работу проводить менее активно, учитывая приём «не задавай вопросов».

5. «ОТРАЖЕНИЕ».

Отражение представляет собой повторение того, что ребёнок только что произнёс. Однако при этом не обязательно использовать те же самые слова, что и он. Главное, чтобы новое высказывание выражало тот же смысл. Тем самым родитель показывает ребёнку, что он его понимает и внимательно относится к тому, что ребёнок пытается выразить.

Ребёнок: «Красная».

Родитель: «Да, у тебя красная машинка».

Ребёнок: «Упала».

Родитель: «Да, башня упала».

Ребёнок: «Полка».

Родитель: «Да, книги поставим на полку».

Отражения учат ребёнка понимать и принимать то, что он говорит, что ведёт к развитию речевой экспрессии. Учитывая, что большинство детей с отставанием в развитии отличаются неустойчивостью речевой функции, побуждая ребёнка говорить чаще и дольше, можно способствовать развитию его вербального аппарата.

6. «ИМИТАЦИЯ».

Родители должны научиться имитировать хорошее поведение ребёнка.

Ребёнок (вылепил из пластилина грибочек).

Родитель: «Ты лепишь из пластилина грибочки, я тоже хочу слепить».

Имитация, демонстрируя поддержку, принятие действий ребёнка, способствует повышению его самооценки. Она заставляет ребёнка имитировать действия родителя и тем самым повышает степень его активности в усвоении различных навыков в процессе взаимодействия и в других обстоятельствах. Имитируя действия ребёнка, родители должны избегать делать то, чего ребёнок не делал, поскольку это может привести к утрате инициативы.

7. «ПОХВАЛА».

Родители учатся хвалить ребёнка за хорошее поведение. Похвала способствует закреплению навыков и побуждает ребёнка выполнять определённые действия. И дети, и родители испытывают при этом положительные эмоции; ребёнок чувствует поддержку родителей, а родители испытывают удовлетворение от того, что ребёнок ведёт себя хорошо. Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий.

похвала без обозначения конкретных действий похвала с обозначением конкретных действий

«Хорошая работа!»

«Ты – хорошая девочка!»

«Здорово!» «Ты хороший мальчик, убрал сам за собой игрушки»

«Красивый получился домик, который ты построил»

8. «ИГНАРИРОВАНИЕ».

Родители должны научиться игнорировать проявление плохого поведения ребёнка в ходе общения с ним. Для того чтобы отвлечь внимание от ребёнка, если он начинает хныкать, родителю следует отвернуться и продолжать дальше игру, которую они совместно играли, при этом комментирует свои действия.

Ребёнок, безуспешно пытается вставить фрагменты логического куба, начинает плакать и прячется под стол.

Родитель (отворачивается от ребёнка): «Я попробую сама собрать твою пирамидку», при этом комментируя свои действия.

Ребёнок (хныча) возвращается к столу.

Родитель (сразу же поворачивается к ребёнку): «Хорошо, что ты вернулся. Помоги мне, у меня плохо получается без тебя. Мне нравится с тобой играть.

Игнорирование позволяет блокировать попытки ребёнка привлечь внимание плохим поведением.

Следует придерживаться 3-х основных правил:

Во-первых, надо игнорировать те действия ребёнка, которые направлены на привлечение внимания (ребёнок начинает хныкать, горит плохие слова). Если ребёнок поступает так по другой причине (например, бросает игрушку в стену, потому что ему нравиться звук, игнорирование его действий не поможет их пресечь.

Во-вторых, следует помнить, что прежде чем ребёнок перестанет совершать плохие действия, пытаясь привлечь внимание, он буде вести себя более разнузданно. Поэтому действия ребёнка, представляющие опасность для него и окружающих не должны игнорироваться. Родители должны решить, смогут ли они справиться с ситуацией, если ребёнок, предпринимая отчаянные попытки привлечь их внимание, станет вести себя вызывающе.

В-третьих, начав игнорировать действия ребёнка, родители и впредь должны продолжать и игнорировать. Если эти действия, наконец, выведут их из равновесия, и они перестанут их игнорировать, то тем самым убедят ребёнка в том, что выработанная стратегия возымела действие. Он и в дальнейшем будет стремиться ее использовать.

3. РЕКОМЕДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ.

Любой ответственный родитель в тайне мечтает, чтобы его ребёнок вырос успешным человеком, лидером. Мы радуемся маленькими победами наших детей, с гордостью рассказываем друзьям и знакомым, какой умный и талантливый ребёнок у вас растёт, и всё-всё ему удаётся. Недавно рисунок нарисовал – значит, будет замечательным художником. А на турнике что вытворяет – 100% спортсмен, на Олимпиаду поедет.

Каждый ребёнок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастить по-настоящему цельную Личность. Личность с большой буквой, и никак иначе, родителям необходимо приложить массу усилий.

Роль семьи в воспитании ребёнка – огромна, её нельзя приуменьшить. Если Вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания, помогать малышу, развивать свои способности, поддерживать и направлять, тогда рядом с вами будет родное и близкое дитя, и вас не забудут, оценят все вами приложенные усилия. Удачи!

4. ЛИТЕРТУРА

1. Владимир Леви, «Нестандартный ребенок». Сугубо психологическая литература для родителей, располагает к рефлексии, увлекательна, хорошо написана. Как и любая психологическая вещь – на любителя. (литература, гуманистическая психология).

2, Гиппенрайтер Ю. «Как быть ребенком» - воспоминания известных людей о своем детстве. Очень содержательна и в плане психологии, и – обучения и развития. (биография, психология, развитие).

3. Юлия Гиппенрайтер «Общаться с ребенком. Как?» Психологические рекомендации, даны в контексте проблем, но на самом деле – здоровые принципы здоровых отношений в семье. Есть популярно переложенные концепции педагогики – например, зона ближайшего развития Выготского. (практическая психология, развитие).

4. Мария Монтессори, «Дом ребенка». Изложение педагогических принципов Монтессори, ее философия. Сложно читается, но бесценна по своему содержанию. (психология, гуманистическая педагогика, развитие и обучение).

5. Януш Корчак, «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка». «Библия» для родителей, книги, которые должен прочитать каждый родитель. (литература, психология, гуманистическая педагогика).

5. ПРИЛОЖЕНИЯ.

- Ребёнок отказывается, на завтрак есть кашу.

- Родитель: «Ешь кашу!»

- Ребёнок разбросал свои вещи по комнате.

- Родитель: «А не мог бы ты сложить свои вещи?»

- Ребёнок, долго рисовал, подходит к маме и показывает рисунок.

- Родитель: «Ты сам нарисовал? А что это? Тебе никто не помогал?»

- Ребёнок, играя в машинки, убеждает маму, что самая большая машинка синего цвета.

- Родитель: «Нет! Эта машинка не синего, а красного цвета!».

- Ребёнок играет совместно с мамой в кубики.

- Родитель: «Сейчас ты взял кубики, ты начал строить башню из кубиков. Посмотри, какую большую башню ты построил».

- Ребёнок, строя башню уронил 1 кубик под стол: «Упал?»

- Родитель: «Да, у тебя упал кубик, хорошо я подниму, не переживай»

- Ребёнок, перед зеркалом репетирует движения танца, который будет танцевать в детском саду на утреннике.

- Родитель: «Ты так хорошо танцуешь, я тоже хочу научиться так, танцевать».

- Ребёнок навел порядок в своей комнате.

- Родитель: «Здорово, какой ты умничка!».

- Ребёнок, помыл за собой посуду, после обеда.

- Родитель: «Ты, такой молодец, помыл за собой посуду!».

- Ребёнок, на просьбу, убрать свои игрушки, захныкал, проигнорировал.

- Родитель: «Хорошо, я попробую сама убрать. Кубики уберу в шкаф, а машинки в домик».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Что такое культура поведения ребёнка?» Воспитание культуры поведения у ребёнка является составной частью его нравственного воспитания. В содержании культуры поведения дошкольников.

Музыкотерапия как метод регуляции эмоционального благополучия дошкольников Важнейшей задачей музыкального воспитания детей является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости.

Использование нетрадиционных техник в обучении детей дошкольного возраста приёмам рисования Около года мы работаем над темой: «Использование нетрадиционных техник в обучении детей приемам рисования. Нетрадиционные техники рисования-это.

Консультация для родителей «Обучение детей подвижным играм» Обучение детей подвижным играм. Подвижная игра – эмоциональная деятельность, которая связана с выполнением основных движений. Подвижные.

Консультация для родителей «Причины и меры предупреждения плохого поведения ребёнка» Причины и меры предупреждения плохого поведения. Иногда, дети ведут себя совсем не так, как хотелось бы нам – взрослым. Но всем капризам.

Обучение чтению в дошкольном возрасте как необходимое условие успешной адаптации ребёнка к школьному образованию Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, в процесс которой входит способность воспринимать информацию, понимать информацию.

Обучение грамоте в 1 классе (урок-консультация для родителей) Урок- консультация для родителей. Тема: Закрепление изученного материала. Цели: 1) Показать родителям, какими умениями и навыками должны.

Проект «Обучение технике безопасного поведения» Актуальность темы: Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Консультация по физическому воспитанию «С чего лучше начать обучение ребёнка плаванию?» Мы все знаем такие простые истины, что каждый новорождённый обладает врождённым инстинктом плавать, задерживать дыхание. Но в период новорождённости.

Урок по чтению в 4 классе коррекционной школы VIII вида «Для чего нужен снег?» Индивидуальное обучение ребёнка с ОВЗ Урок по чтению 4 класс коррекционная школа VIII вида. Цели: 1) Совершенствовать навыки чтения; 2) Совершенствовать навыки чтения по ролям;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка
Опубликовано: 2 марта 2016 в 11:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД