Марина Печерица
Конспект ОД по речевому развитию «Королева Грамота»
Цель: Закрепление усвоенных навыков и умений по образовательной деятельности «Речевое развитие» (обучение грамоте).
Задачи: Формировать умение детей делить слова на слоги, в составлении предложений по схеме, нахождение места звука в слове.
Продолжать упражнять детей в различении гласных, согласных звуков.
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Королева Грамота“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Развивать речевую активность, интерес к учебной деятельности, умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитывать умение слушать ответы товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ход ОД
В. Ребята, подойдите ко мне. Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети. Хорошее, радостное, веселое.
В. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. Дети становятся в круг
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
Но для начала вспомним правила красивой речи.
- Сначала подумай, потом говори. Дети - Говори в спокойном темпе.
- При разговоре смотри на собеседника.
- Говори всегда на выдохе.
- Слова в предложении говори всегда слитно.
- В конце предложения делай паузу.
- Не перебивай того, с кем разговариваешь.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
-А занятие наше начнем с гимнастики для рта.
Артикуляционная гимнастика «У бабушки с дедушкой»?
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)
С ними худые – лишь кожа да гости (втянули щеки, не открывая рот)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись (имитация поцелуя)
Утром проснулись – в улыбочку губы (широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (язычок двигается между
верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим (соответственные движения языка)
В. Сегодня, когда я утром шла в детский сад, мне почтальон передал письмо для нашей группы. Сейчас я его вам прочитаю.
«Дорогие ребята, скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Я посылаю вам свой волшебный конверт с заданиями. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы готовы к школе. А если какие-то задания вам покажутся очень сложными, и вы будете затрудняться в их выполнении, то тоже не беда. У вас еще есть время до начала учебы в школе, и вы успеете позаниматься и устранить свои пробелы в знаниях. Я желаю вам удачи! В добрый час!
В. Вот так сюрприз от Феи Грамоты, она прислала нам свои задания. Ну что, постараемся выполнить их? (Да). А заодно и нашим гостям покажем, чему мы научились, и узнаем также, чему еще стоит поучиться до начала учебы в школе, чтобы и учителя и родители могли нами гордиться.
Итак, открываем первый конверт и читаем, что же за задание в нем находится.
1 задание: «Буквы и звуки»
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Гласный звук: Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Согласный звук: А согласные, согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь
В. Поднимите руки те, у кого имя начинается с гласных звуков. Теперь те ребята у кого имя начинается с согласных звуков. (дети выполняют задание).
Игра с символами
Предлагаю поиграть, я называю слово, а вы должны показать соответствующий цвет с какого звука оно начинается. (зима, снежинка, осень,
В. Молодцы, с первым заданием вы справились. Открываем второй конверт и читаем следующее задание.
Посмотрите, ребята, какие интересные картинки!
Назовите, что изображено на них.
Дети называют (кукла, машина, мяч, пирамида)
-Ребята, из чего состоят слова? Ответы детей.
-Как узнать, сколько слогов в слове? Ответы детей: (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов).
-Правильно, с помощью хлопков определите сколько слогов в слове «Кукла»
• Сколько в слове «мяч» слогов (1, сколько гласных звуков? (тоже 1)
• Сколько в слове «машина» слогов(3, сколько гласных звуков? (тоже 3)
• Сколько в слове «пирамида» слогов 4, сколько гласных звуков (тоже 4)
• Скажите ребята, а как назвать эти предметы одним словом? (игрушки)
Игра «Магазин игрушек»
В. Предлагаю вам купить в нашем магазине игрушки для подарка, в названии которой 2, 3 слога. (дети покупая их, раздельно, по слогам произносят слова).
Перед детьми расположены игрушки (мяч, собака,
- Сколько слогов в этом слове? (дети проверяют хлопками)
- Как ещё можно узнать количество слогов в слове? (по количеству гласных звуков)
Дидактическая игра «Подбери слова к предложенному начальному слогу» Детям предлагается начальный слог, по которому придумываются слова.
В. Буду я произносить, только слоги слов сначала
Слоги нужно так сложить, чтобы слово зазвучало.
"МА" : мама, машина, масло, макароны, малина, малыш, март.
"ЛИ" : лимон, лимонад, лиана, листья, линейка, лилипут
"КУ" : курица, кукла, курорт, кулич, куст, кузнец, куница.
Игра
В. Сейчас подойдите те к синему обручу те ребята, в имени у кого 2 слога. К желтому обручу пройдите те, в имени которых 3 слога. «Работа со словом»
- Ребята, нужно придумать слово, которое начинается на тот же самый звук, что и его имя. Кто придумал такое слово? (ответы детей)
- Придумайте слово, которое заканчивается на звук «б». (ответы детей)
- Назовите слово, в котором звук «б» находится в середине. (ответы детей)
В. Молодцы мы справились еще с одним заданием.
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим. Раз, два, три, четыре, пять!
(руки к плечам, вращение плечами вперед и назад).
Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.
Мы разминку делать будем при любой погоде.
(руки перед грудью, рывки руками в стороны).
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим.
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
(одна прямая рука, другая вниз, плавными движениями одна рука опускается, а другая одновременно- поднимается).
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (ходьба на месте).
Для выполнения следующего предлагает детям сесть за столы.
«Работа с предложением» Что такое предложение? (Это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой, (Предложение состоит из слов. Слова в речи произносятся друг за другом. Любое предложение выражает законченную речь.)
В. - Какие времена года вы знаете?
Сейчас я вам предлагаю придумать предложение о времени года в соответствии со схемой на доске.
Какое 1,2,3 слово? Какое самое короткое слово в предложении, длинное? Как вы определили?
- Мне понравились ваши предложения о зиме, а теперь давайте покажем, как умеем составлять схемы предложений. (дети выкладывают схему одно из предложений о зиме за столами, а один ребёнок работает у доски)
В. Молодцы и с этим заданием вы справились!
Кто правильно сидит, тот красиво говорит (установка на внимание)
Мы правильно сидим, мы красиво говорим
В. А нас ждет следующий конверт.
Надо собрать семью, подобрать «Родственные слова»
Предлагается слово, к которому подбираются однокоренные слова:
Снег (снеговик, снегирь, снегурочка, снегокат,
Задание «Преврати короткое слово в длинное».
для того, чтобы выполнить следующее задание, я предлагаю встать в круг и поиграть. Я буду бросать каждому из вас мяч и говорить короткое слово, а вы превращать это короткое слово в длинное. Например: кот - котик, во втором слове звуков стало больше, поэтому оно стало длиннее.
-Задание понятно? Игра начинается: мяч-мячик, стол-столик, машина-машинка, кукла-куколка и т. д.
- Вы ребята очень сообразительные. Вы правильно превратили короткие слова в длинные. Мы с вами выполнили все задания.
Скажите, вам понравилось наше занятие? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
Думаю, что Фея Грамоты останется довольна нами.