Получи документы

ОД с детьми 6–7 лет «Путешествие к бабушке Забавушке» (4 фото)

Ирина Гагарина
ОД с детьми 6–7 лет «Путешествие к бабушке Забавушке»

Конспект ОД с детьми 6-7 лет «В гости к бабушке Забавушке»

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

- вызвать интерес к старинной русской традиции гостеприимства (здороваться, встреча хлебом-солью)

- дать представление детей о жилище крестьянской семьи (горница, красный угол и о печи, как о неотъемлемой принадлежности крестьянской избы)

- познакомить со старинным способом глажения белья с помощью рубеля и скалки;

- воспитывать любознательность к русскому фольклору через народную игру, музыку.

Публикация «ОД с детьми 6–7 лет „Путешествие к бабушке Забавушке“» размещена в разделах

Оборудование: Колесо Истории (обруч с фотографиями, мини-музей «Русская изба», каравай,

Ход ОД:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель обращает внимание детей на необычный предмет круглой формы (обруч) похожий на колесо (спицы имитируют ленты) с фотографиями предметов из прошлого и будущего. С одной стороны фотографии старых предметов, с другой современных.

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в детском саду я обнаружила вот этот загадочный предмет. Интересно, что это такое? (Колесо)

Ребята подходят к найденному предмету, внимательно его рассматривают.

Воспитатель: Возможно, вы и правы. Да, наверно это колесо, но колесо необычное. Посмотрите, что вы видите на нем? (письмо, фотографии предметов из прошлого и настоящего). (Воспитатель вместе с детьми еще раз рассматривают предмет, замечают фотографии, называют знакомые предметы, сравнивают фотографии из прошлого и настоящего). Кто-то из детей обращает внимание, что на колесе размещены не только фотографии, а ещё конверт.

Воспитатель: Это, же настоящее колесо истории!

Воспитатель берет конверт, достает из него записку. Воспитатель читает её : «Это Колесо Истории, кто его нашел, посмотрите на фотографии. Хотели бы вы отправиться в прошлое?» «Для того чтобы совершить путешествие на КОЛЕСЕ ИСТОРИИ нужно:

- взять «Колесо истории» в руку,

- закрыть глаза, и не открывать их пока звучит музыка!»

Воспитатель: Ну что ж, предлагаю взяться за «колесо истории» и закрыть глаза. Отправляемся! (Звучит музыка, воспитатель говорит слова:)

Можно пальчиком потрогать

Самый краешек мечты,

К ней найти свою дорогу,

Непременно сможешь ты.

К ярким звездам наши детки

В разноцветных снах летают,

Чтоб узнать, как жили предки,

В прошлое попасть мечтают.

II. Основная часть.

В это время убирается ширма, закрывающая декорации избы. Дети открывают глаза и перед ними изба.

Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались? (Дети рассуждают)

Выходит бабушка Забавушка (появляется педагог кружка «Истоки» в образе бабушки Забавушки (русский сарафан и кокошник). Воспитатель и дети здороваются.

Забавушка : Здравствуйте, гости дорогие! По русскому старинному обычаю, люди всегда здоровались с поклоном (Кланяется, приложив руку к сердцу)

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами так же поздороваемся.

Забавушка : Русские люди всегда славились гостеприимством. Гость на порог — хозяину радость. Я рада видеть вас в своей горнице. Меня зовут бабушка Забавушка. Откуда вы ко мне пожаловали?

Дети отвечают: Мы из будущего, попали сюда с помощью колеса истории.

Забавушка : Я встречу вас так, как у нас в старину встречают гостей. В руках у меня хлеб да соль. (Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям). Милости просим, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Воспитатель: Почему встречали с хлебом и солью? (Могут дети спросить)

Забавушка : Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб, обязательно на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома. Встретить гостя «хлебом-солью» означало пожелания добра и мира.

- А зачем вы ко мне пожаловали? (хотим узнать, как жили в старину, познакомится с предметами русского быта)

- Хорошо, я вам с радостью поведаю о жизни в старину. В избе была одна комната - горница, она была и кухней и спальней. Вот и у меня небольшая горница, да красивая какая! Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Самая большая ценность в избе это иконы.

- Кто из вас, может, знает, как называется место, где находятся иконы?

В каждой горнице есть красный угол с иконами и лампадой. Красный угол – означает «красивый, хороший, светлый», самое почётное и заметное место в избе. Иконы украшают нарядным полотенцем «рушником».

Забавушка : Ребята, как вы думаете, что в избе самое главное? (Если не назовут, то загадать загадку:

Из кирпича, да не дом.

Греет, да не шуба.

День и ночь дрова глотает,

Пирогами угощает (печка)

Забавушка : Печь в доме – самое главное, это сердце дома. Без нее в избе жизнь невозможна. У нас в старину говорят: «Печи нет – жизни нет».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нужна печь в избе?

Забавушка : Печь кормит семью, обогревает дом, на ней спят младшие детки и старики, сушим одежду, так же можно сушить грибы, ягоды и разные полезные травы и даже моемся. Как встану поутру, так первым делом начинаю растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. В русской печи готовлю щи, кашу, пеку хлеб, пироги. У нас есть поговорка «Щи да каша, пища наша». Ребята, а в современном мире (будущем) на чем готовят ваши мамы, чем отапливается ваш дом? (Дети отвечают)

Ребята! Как вы своим родителям помогаете по хозяйству? (ответы детей)

Забавушка : Молодцы! Дети и в наше время хорошие помощники для взрослых. Взрослые с любовью говорят про них: «маленький, да удаленький». Русский народ посмеивается над теми, кто не хочет трудиться.

Воспитатель: Бабушка Забавушка, знаем мы одного лодыря по имени Тит и сейчас о нем расскажем.

Сценка «Тит - лодырь» (заранее разученная сценка)

Мальчик с большой ложкой садится на скамеечку, трое детей стоят возле него.

Тит: Где баранки, калачи?

1 Ребенок: Не колода лодырь, а пень, пролежал целых день.

2 Ребенок: Не жнет, не косит, А обедать просит.

3 Ребенок: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1 Ребенок: Тит, иди дрова колоть!

Тит: Спина болит!

2 Ребенок: Тит, иди мед пить!

Тит: Где моя большая ложка?

Дети: (хором) Хочешь есть калачи, Не сиди на печи.

Забавушка : Ребята, я хотела кашу сварить, а у меня случилась беда, гречка смешалась с перловкой.

Воспитатель: Ребята, мы с вами как-то можем помочь? (Ответы детей)

Перебирание крупы (греча и перловка)

Забавушка : Ой, спасибо, ребята!

Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Может, вы знаете, в чем готовили в старину? (Если не скажут, то загадка) Послушайте ещё одну загадку:

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголек,

Кашу сварит…. (чугунок)

Правильно, это чугунок. Готовлю я пищу в чугуне. Он незаменим в хозяйстве, выдерживает любой огонь и никогда не бьется. В чугуне еда долго остается горячей. (Показ чугунка)

Воспитатель: А может кто-нибудь знает, почему его называют чугун?

Чугун – это такое железо. Значит, какой он? (чугунный). Попробуйте, подержите его. Какой он? (тяжелый)

Забавушка : Ребята, а сейчас ваши мамы в чем готовят? (кастрюли, сковородки, мультиварки, скороварки)

Забавушка : С пищей чугунок горячий и тяжёлый, но как же его достать из горячей печи? Отгадайте загадку: Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его…. (ухват)

Правильно, возле русской печи всегда стоит ухват, которым хозяйка достает горячий чугун со щами и вкусной кашей. А вы знаете, как выглядит ухват? (деревянная палка с металлической рогаткой на конце).

- Хотите попробовать, легко ли хозяюшкам вытаскивать чугун из печи? (дети пробуют достать из печи ухватом чугун)

Забавушка : Затем чугунок с пищей ставим на стол и все моем руки и вытираем их вот таким полотенцем, которое называется – рушник. Его я сама ткала и украшала красивой вышивкой. Рушников в избе много: одними накрываем хлеб, другими вытираем руки и посуду, доили корову, хлопотали - хозяйничали возле печи. А затем кушали приготовленную еду. У каждого за столом свое место. За столом нельзя громко разговаривать, смеяться, стучать по столу.

- Ребята, как думаете, кто был самым главным в семье? Самый главный в семье самый старший мужчина – дедушка. Его все слушают, потому что он много прожил, много повидал, многое знает. Первым в чугун опускает ложку дед. Если кто-то вперед него ложку опустит – тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят, и он голодным остается. Отсюда и поговорка: «Поперек батьки в пекло не лезь!»

Воспитатель: Поэтому на Руси правило было – «почитание старости». Правила, которые придумали наши предки, и которые, мы и сегодня соблюдаем, называются традициями.

Забавушка : Ребята, а где вы сейчас храните молоко, что бы оно не портились? (в холодильнике). А у меня в избе нет холодильника, как вы думаете, в чем я храню молоко? (показ глиняный кувшин, крынки) Хранится молоко в крынке.

Воспитатель: Из чего сделана крынка? (глины) Значит какая она? (глиняная)

Забавушка : Крынка глиняная плохо нагревается, поэтому молоко долго не портится.

- Ребята, а как вы думаете, чем я кушаю? (ложкой) А вы чем? (ложкой и вилкой) Я кушаю вот такой ложкой, какая она? (деревянные)

Забавушка : Деревянные ложки и миски – посуда, которую мы сами делаем из дерева своими руками. У каждого в семье была своя деревянная ложка. И в гости тоже ходим со своей ложкой. А как вы думаете, что еще можно делать деревянной ложкой? (играть) (Игра на ложках)

Забавушка : Ребята, как стирают ваши мамы? (стиральной машиной) А как думает, как стираю я, ведь электричества у меня нет? (руками)

Правильно, стираю вручную - в корыто ставлю стиральную доску и стираю, посмотрите, как это делается (Показ как стирали - пробуют). Белье постирали, высушили, дальше, что с бельем делают? (гладят)

- Чем будем гладить? (Утюгом).

- Ребята, а как вы думаете, у меня нет электричества и современных утюгов, чем тогда нам можно выгладить бельё? (Рассуждения детей).

- Ребята, посмотрите вот это тоже утюг, только очень-очень старинный. А называется он рубель.

Воспитатель: Давайте повторим его название хором.

Забавушка : А к нему всегда нужна (показываю скалку) как вы думаете, что это? (скалка).

Воспитатель: А кто знает, из чего они сделаны? (из дерева, они деревянные).

Забавушка : Из каких частей состоит рубель? (ручка, ребристая и гладкая поверхности). А скалка? (гладкая, круглая, деревянная поверхность). Посмотрите, у скалки тоже гладкая поверхность, как и у других утюгов.

Воспитатель: А что ещё можно делать скалкой? (раскатывать тесто).

Забавушка : Может быть, кто-то из вас знает, как гладят бельё рубелем? Попробуйте. (Дети пробуют, предлагают свои варианты)

Я вам сейчас покажу. Нужно холст намотать на скалку и водить по ней рубелем взад-вперёд (демонстрирую). Тогда бельё становится ровным и мягким.

А кто хочет попробовать рубелем поработать? Легко, или тяжело гладить рубелем бельё? (по ходу практической деятельности дети вспоминают народные пословицы «Без труда не вынешь и рыбки из пруда». «Терпенье и труд всё перетрут»).

Еще можно погладить вот таким чугунным утюгом. Чтобы утюг нагреть в него клали горячие угли. (Осторожно берут в руки чугунный утюг и определяют, что на вес он тяжёлый).

Забавушка : Вот мы с вами потрудились, а теперь можем отдохнуть, как это делаем мы в старину. (Игра….)

Забавушка : В старину мы любим почаевничать, т. е. чай попить. Вы может, знаете, из чего чай в старину пили? (из самовара) (если не назовут, то загадать загадку: Выпускает жаркий пар, древний чайник…самовар).

Правильно, кипятили чай в самоварах. Самовар был предметом роскоши, а так же предметом первой необходимости. В бедных семьях чай пьют с кусочками сахара, а в богатых с медом, вареньем и баранками. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (Да) Сейчас они стали электрические.

Воспитатель: Ребята, нам пора отправляться назад в наше будущее, в наш современный мир!

Забавушка : До свидания, ребята! Очень рада была вам рассказать, как жили люди в старину. До новых встреч!

Забавушка садится на лавку и машет рукой.

Воспитатель: Вот и колесо времени уже перевернулось! Держитесь за колесо, закрывайте глаза покрепче…

Звучит музыка. Ширма возвращается на место, закрывая декорации и Забавушку.

III. Заключительная часть (рефлексивный этап).

Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш родной детский сад!

- Ребята, где мы сегодня побывали? Что нового узнали? Что понравилось? Что было трудно?

- Ребята, вы сегодня были такими активными, много нового узнали, помогали Забавушке, играли в игры.

ОД с детьми 6–7 лет «Путешествие к бабушке Забавушке»
Фото «Путешествие к бабушке Забавушке»
ОД с детьми 6–7 лет - фото
Фото №1 Конспект ОД с детьми лет В гости к бабушке Забавушке Цель Формирование представлений о жизни и быте русского народа о его традициях
Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии «Путешествие к бабушке в деревню» в младшей группеФотоотчет о занятии «Путешествие к бабушке в деревню» в младшей группе ФОТООТЧЕТ " ПУТЕШЕСТВИЕ К БАБУШКЕ В ДЕРЕВНЮ" В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаем вашему.

Конспект НОД «В гости к бабушке», с детьми младшей группыКонспект НОД «В гости к бабушке», с детьми младшей группы ЦЕЛЬ: - создание условий, для развития игровой деятельности детей; ЗАДАЧИ: • Учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в гости к Бабушке-яге»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в гости к Бабушке-яге» Цель: Формирование представления у детей о художественном образе Баба Яга; Устранение или частичное обесценивание детского страха перед.

Конспект. Тема: «В гости к бабушке». Ход НОД: Педагог: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети подходят и здороваются с гостями).

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «В гости к бабушке — Забавушке»Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «В гости к бабушке — Забавушке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад№10 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского.

Подарок бабушке к 8 мартаПодарок бабушке к 8 марта На носу замечательный праздник- праздник весны "Международный женский день". Всегда приятно получать подарки, сделанные своими руками. Я.

Сценарий досуга «В гости к бабушке Забавушке» Бабушка Забавушка. Кто-то скажет: Устарело, "борода" Но наши детки совсем иначе реагируют на простых и незатейливых героев. Им очень нравятся.

Сценарий развлечения «В гости к бабушке-забавушке»Сценарий развлечения «В гости к бабушке-забавушке» Возле теремка выставлены игрушки: курица, утка, мышка, кошка, корова, ежик, белка, заяц, сова, волк. Ведущий: Стоит в поле теремок, Из трубы.

Совместный досуг с родителями и детьми раннего дошкольного возраста «В гости к бабушке»Совместный досуг с родителями и детьми раннего дошкольного возраста «В гости к бабушке» Материал подготовили: Егорова Н. И. – воспитатель, Кузнецова М. Р. – музыкальный руководитель Цель: формирование детско-родительских отношений.

Экологическое развлечение с детьми 4–5 лет «Путешествие в лес»Экологическое развлечение с детьми 4–5 лет «Путешествие в лес» Цель: создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона для общения со сверстниками, чувства сплоченности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ОД с детьми 6–7 лет «Путешествие к бабушке Забавушке»
Опубликовано: 11 мая 2023 в 20:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД