МААМ-картинки

Конспект занятия «История забытых вещей»

Марина Курочкина
Конспект занятия «История забытых вещей»
▼ Скачать + Заказать документы

Прог. содержание: пробуждать у детей чувство любви к родному краю, его прошлому, познакомить с ритуалом "встреча гостей", знакомить с особенностями жилища, с кружевоплетением на коклюшках, с куклами - оберегами. Ввести детей в особый самобытный мир путем его действенного познания с окружающими предметами, воспитывающими в душе ребенка любознательность, чувство красоты, помочь понять, что они часть русского народа. Приобщить детей к народным культурным традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, восхваляя положительные качества: гостеприимство, доброту, уважение к труду. Активизировать словарь детей (рушник, прялка, коклюшки, оберег, сбитень, подбор определений,использовать фольклор (пословицы, поговорки, р. н. песни, старославянские слова в разговорной речи.

Публикация «Конспект занятия „История забытых вещей“» размещена в разделах

Ход занятия.

_ Ребята, сегодня у нас гости! А вы знаете, как надо встречать гостей (с улыбкой, радостно). Давайте улыбнемся нашим гостям и друг другу.

- А раньше встреча гостей - это был целый ритуал, обряд, который сопровождался поклонами, вопросами, шутками, прибаутками со стороны хозяев и гостей. Недаром говорилось: "Гость на гость -хозяйке радость. "

-Давайте вместе посмотрим, как это выглядело 100, а может 200 лет назад.

- Я буду Хозяйкой, а вот и гости (гости одеты в народные костюмы)

Сценка "Встреча гостей".

1 гость - Хозяева дорогие!Звали ли гостей, ждали ли гостей!

Хозяйка - Звали, звали,ждали,ждали.

2 гость - Бьем челом (кланяются)

1 гость - Дозвольте нам спросить: нет ли на дворе собак кусачих,гусей зубастых?

2 гость - Собак на цепь посадите и гусей заприте.

1 гость - нам прикажите али сами исполните?

Хозяйка - Сама.

2 гость - Кто будет ворота открывать, хозяйка али гости званые?

Хозяйка - Сама буду открывать, гостей дорогих встречать!

Проходите, гости дорогие, веселья вам да радости!

У меня для каждого найдется и местечко и словечко!

(грамзапись р. н. песни)

- проходите в избу старинную, поглядите, как жили люди русские.

- Как вы думаете, что самым главным украшение было в избе? Что украшали рушниками (святой угол, зеркала. фотографии, полки с посудой и т. д.)

- А какая изба без скрипа половиц! Без разноцветных половиков!

"Русь деревянная - края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют".

-Ребята, как вы думаете, почему Русь называли деревянной (избы, посуда, мебель, многие предметы быта были деревянными).

Обращаю внимание детей на деревянные ложки.

-Вот у меня веселые ложки, почему я их так называю (ответы детей)

- Возьмем ложки в руки и не станет в доме скуки,

- Чтобы ложки весело играли мы им поможем:

"Ра-ра-ра - веселимся мы с утра,

Ри-ри-ри - взяли ложки ложкари,

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Ложкари: "Ложки расписные своё дело знают,

Они в руках умелых весело играют".

(игра на ложках, пляска)

-Ай да, молодцы - удальцы, ай да, девицы -красавицы, рассаживайтесь, хочу я с вами немного поиграть, слушайте внимательно.

Дид. игра "Что раньше, что сейчас".

(изба - дом, квартира, коттедж.

лапти- ботинки, туфли, тапки, сапоги.

свеча - светильник, фонарик, настольная лампа.)

-Молодцы, много всего знаете да и про электричество,правильно сказали, что его раньше не было, не было ни радио, ни телевизора, зимние вечера долгие, вот собирались женщины в избе, зажигали свечи,а как вы думаете,что же они делали? (вязали, вышивали, пряли на прялках, плели кружева).

- Ребята, сейчас я вам расскажу, как плетутся кружева.

Наглядность: барабан с коклюшками.

- Чтобы кружева плести нужны помощники - барабан и деревянные палочки -коклюшки, запомните, как называются эти деревянные палочки. (Рассказ вос-ля)

Умение плести кружева передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери и девочки ваших лет занимались кружевоплетением. Кружева мценских мастериц были необыкновенной красоты, их поставляли во дворец самой царицы.

-Какие изделия можно сплести на коклюшках (воротники,салфетки,покрывала, кружева для украшения нарядов)

Рассматривание изделий, подбор определений. (кружева - ажурные, тонкие, нежные и т. д.)

- А чтобы кружева получались красивыми, давайте сначала скажем тихо, потом громко: " Кружева плетут подружки, весело звенят коклюшки".

- Ребята, мастерицы за работой всегда пели, недаром говорится:

"С песней и работа спорится" (куплет из р. н. песни "Молодая пряха")

- какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

"Для умелой руки все работы легки".

"Умелец да рукоделец всем радость приносит" и т. д.

-Молодцы! Слышится мяуканье.

- Кто же это да где же он (дети ищут котенка)

- Ах, котя - коток, что ж, он натворил?

Котя -коток,пушистый хвосток,

Под лавкой сидел, лапкой крутил, клубочки распустил.

-Помогите мне нитки в клубочки смотать. Игра, речь с движением.

"Распустились клубочки,шерстяные комочки.

Нитки быстро намотаем, мы хозяйке помогаем.

Мы хозяйке помогаем, заодно и поиграем, нитки быстро намотаем".

Умели русские люди работать, любили и повеселиться и поиграть.

А вы любите в игрушки, в куклы играть?

-Я тоже любила в куклы играть и мама моя, и бабушка. А как вы думаете, какие были старинные куклы, из чего их делали?

-Были такие куклы, мастерицы их делали на заказ, лицо у кукол было белое безликое, считалось, что такие куклы приносят здоровье, их называли оберегами,они оберегали своих хозяев от всего дурного. Загадайте добрые пожелания для себя и своих близких.

-Я и мой Фока толстячок желаем, чтобы у вас было и житьё и бытиё, и здоровьице, а кто такой Фока толстячок, догадайтесь сами:

"Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем чай пить велит".

- Только пить мы будем не чай, а русский напиток сбитень, а из чего сбитень приготовлен, вы мне сейчас скажите сами. (дети по запаху определяют мед, по внешнему виду: листья малины, смородины, липовый цвет.)

-Что я в кружки наливаю, что мы сейчас будем пить? А чувствуете, как пахнет, какой сбитень по запаху (ароматный, душистый, свежий и т. д.)

"Мы в гостях не скучаем,

Самовар на стол несем,

Говорим о том, о сем!"

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка через ознакомление с историей и культурой родного краяДуховно-нравственное воспитание и развитие ребенка через ознакомление с историей и культурой родного края Здравствуйте уважаемые коллеги, друзья – Маамовцы! Предлагаю вашему вниманию цели и задачи, которые я осуществляла в процессе работы в.

Патриотический уголок во второй младшей группеПатриотический уголок во второй младшей группе Академик Д. С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной. культуре, к родному городу, к родной речи — задача первостепенной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «История забытых вещей»
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 21:36
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «История забытых вещей»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Курочкина (УИ 255788) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД