Марина Курочкина
Конспект занятия «История забытых вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
Прог. содержание: пробуждать у детей чувство любви к родному краю, его прошлому, познакомить с ритуалом "встреча гостей", знакомить с особенностями жилища, с кружевоплетением на коклюшках, с куклами - оберегами. Ввести детей в особый самобытный мир путем его действенного познания с окружающими предметами, воспитывающими в душе ребенка любознательность, чувство красоты, помочь понять, что они часть русского народа. Приобщить детей к народным культурным традициям, общечеловеческим нравственным ценностям, восхваляя положительные качества: гостеприимство, доброту, уважение к труду. Активизировать словарь детей (рушник, прялка, коклюшки, оберег, сбитень, подбор определений,использовать фольклор (пословицы, поговорки, р. н. песни, старославянские слова в разговорной речи.
Публикация «Конспект занятия „История забытых вещей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Ход занятия.
_ Ребята, сегодня у нас гости! А вы знаете, как надо встречать гостей (с улыбкой, радостно). Давайте улыбнемся нашим гостям и друг другу.
- А раньше встреча гостей - это был целый ритуал, обряд, который сопровождался поклонами, вопросами, шутками, прибаутками со стороны хозяев и гостей. Недаром говорилось: "Гость на гость -хозяйке радость. "
-Давайте вместе посмотрим, как это выглядело 100, а может 200 лет назад.
- Я буду Хозяйкой, а вот и гости (гости одеты в народные костюмы)
Сценка "Встреча гостей".
1 гость - Хозяева дорогие!Звали ли гостей, ждали ли гостей!
Хозяйка - Звали, звали,ждали,ждали.
2 гость - Бьем челом (кланяются)
1 гость - Дозвольте нам спросить: нет ли на дворе собак кусачих,гусей зубастых?
2 гость - Собак на цепь посадите и гусей заприте.
1 гость - нам прикажите али сами исполните?
Хозяйка - Сама.
2 гость - Кто будет ворота открывать, хозяйка али гости званые?
Хозяйка - Сама буду открывать, гостей дорогих встречать!
Проходите, гости дорогие, веселья вам да радости!
У меня для каждого найдется и местечко и словечко!
(грамзапись р. н. песни)
- проходите в избу старинную, поглядите, как жили люди русские.
- Как вы думаете, что самым главным украшение было в избе? Что украшали рушниками (святой угол, зеркала. фотографии, полки с посудой и т. д.)
- А какая изба без скрипа половиц! Без разноцветных половиков!
"Русь деревянная - края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют".
-Ребята, как вы думаете, почему Русь называли деревянной (избы, посуда, мебель, многие предметы быта были деревянными).
Обращаю внимание детей на деревянные ложки.
-Вот у меня веселые ложки, почему я их так называю (ответы детей)
- Возьмем ложки в руки и не станет в доме скуки,
- Чтобы ложки весело играли мы им поможем:
"Ра-ра-ра - веселимся мы с утра,
Ри-ри-ри - взяли ложки ложкари,
Ру-ру-ру - начинаем мы игру.
Ложкари: "Ложки расписные своё дело знают,
Они в руках умелых весело играют".
(игра на ложках, пляска)
-Ай да, молодцы - удальцы, ай да, девицы -красавицы, рассаживайтесь, хочу я с вами немного поиграть, слушайте внимательно.
Дид. игра "Что раньше, что сейчас".
(изба - дом, квартира, коттедж.
лапти- ботинки, туфли, тапки, сапоги.
свеча - светильник, фонарик, настольная лампа.)
-Молодцы, много всего знаете да и про электричество,правильно сказали, что его раньше не было, не было ни радио, ни телевизора, зимние вечера долгие, вот собирались женщины в избе, зажигали свечи,а как вы думаете,что же они делали? (вязали, вышивали, пряли на прялках, плели кружева).
- Ребята, сейчас я вам расскажу, как плетутся кружева.
Наглядность: барабан с коклюшками.
- Чтобы кружева плести нужны помощники - барабан и деревянные палочки -коклюшки, запомните, как называются эти деревянные палочки. (Рассказ вос-ля)
Умение плести кружева передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери и девочки ваших лет занимались кружевоплетением. Кружева мценских мастериц были необыкновенной красоты, их поставляли во дворец самой царицы.
-Какие изделия можно сплести на коклюшках (воротники,салфетки,покрывала, кружева для украшения нарядов)
Рассматривание изделий, подбор определений. (кружева - ажурные, тонкие, нежные и т. д.)
- А чтобы кружева получались красивыми, давайте сначала скажем тихо, потом громко: " Кружева плетут подружки, весело звенят коклюшки".
- Ребята, мастерицы за работой всегда пели, недаром говорится:
"С песней и работа спорится" (куплет из р. н. песни "Молодая пряха")
- какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
"Для умелой руки все работы легки".
"Умелец да рукоделец всем радость приносит" и т. д.
-Молодцы! Слышится мяуканье.
- Кто же это да где же он (дети ищут котенка)
- Ах, котя - коток, что ж, он натворил?
Котя -коток,пушистый хвосток,
Под лавкой сидел, лапкой крутил, клубочки распустил.
-Помогите мне нитки в клубочки смотать. Игра, речь с движением.
"Распустились клубочки,шерстяные комочки.
Нитки быстро намотаем, мы хозяйке помогаем.
Мы хозяйке помогаем, заодно и поиграем, нитки быстро намотаем".
Умели русские люди работать, любили и повеселиться и поиграть.
А вы любите в игрушки, в куклы играть?
-Я тоже любила в куклы играть и мама моя, и бабушка. А как вы думаете, какие были старинные куклы, из чего их делали?
-Были такие куклы, мастерицы их делали на заказ, лицо у кукол было белое безликое, считалось, что такие куклы приносят здоровье, их называли оберегами,они оберегали своих хозяев от всего дурного. Загадайте добрые пожелания для себя и своих близких.
-Я и мой Фока толстячок желаем, чтобы у вас было и житьё и бытиё, и здоровьице, а кто такой Фока толстячок, догадайтесь сами:
"Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем чай пить велит".
- Только пить мы будем не чай, а русский напиток сбитень, а из чего сбитень приготовлен, вы мне сейчас скажите сами. (дети по запаху определяют мед, по внешнему виду: листья малины, смородины, липовый цвет.)
-Что я в кружки наливаю, что мы сейчас будем пить? А чувствуете, как пахнет, какой сбитень по запаху (ароматный, душистый, свежий и т. д.)
"Мы в гостях не скучаем,
Самовар на стол несем,
Говорим о том, о сем!"