Описание методики Л. Б. Фесюковой

НАТАЛЬЯ АНТОННИКОВА
Описание методики Л. Б. Фесюковой

Описание методики Л. Б. Фесюковой.

В последние годы широкое распространение получила методика работы со сказкой, предложенная Л. Б. Фесюковой, использование которой способствует развитию образного и логического мышления ребенка, его творческих способностей, помогает подготовить его к школе. Автор предлагает подойти к использованию сказки нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустерман и др.)

Суть нетрадиционного подхода к работе со сказкой состоит в обучении детей оригинально, необычно, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, соединять несколько сюжетов в один и т. д.

Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе,конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей - должна стать творческим девизом для ребенка.

Один из разделов методики Л. Б. Фесюковой носит название «Речевая зарядка».Его цель: развитие связной, логичной речи, расширение словарного запаса, развитие эмоциональной, образной, красивой речи.

Этому способствует использование различных приемов и методов:

• конструирование слов, словосочетаний и предложений;

• подбор рифм к словам;

• придумывание иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения;

• объяснение этимологии слов;

• систематизация слов по обобщенным признакам;

• шифрование названий сказок и др.

Особенно ценными представляются рекомендации автора по работе с детьми над сочинением сказок. Это объединение двух коротких сказок в одну с новым сюжетом, постановка проблемного вопроса, решение которого осуществляется в процессе создания сказки. Автор предлагает использовать прием «перевирания» сказки, когда детям предлагается вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию. Представляет интерес сочинение сказок, в которых предлагается свести героев различных произведений. Например, трех поросят, Волка и семеро козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу.

Развитию связной речи, воображения и творческого мышления способствует продолжение начатой сказки, когда педагог придумывает начало сказки, а дети ее продолжают. Можно разделить детей на группы и предложить одной из них придумать счастливый, а другой печальный конец.

Л. Б. Фесюкова предлагает различные пути создания сказок вместе с детьми. Это «Сказка от считалки», когда с детьми разучивают наизусть считалку, обыгрывают ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагают загадочное начало, идущее от ее содержания Дети продолжают. По такому же принципу создается «Сказка от загадки».

Представляет интерес такие виды детских сказок, как «Спасательные ситуации в сказках», «Сказки от просто стишков», «Сказки от фантастических явлений», «Сказки о бытовых предметах», «Сказки про игрушки», «Сказки про самого себя»

Эффективным методом развития связной речи является прием «Сказка продолжается»,когда после чтения сказки задается вопрос: «А что потом?» и дети придумывают дальнейшее развитие сюжета.

Автор предлагает лишь модель, образец работы со сказкой, на котором отрабатывается механизм самостоятельной творческой работы воспитателя в целях гармонического развития детей. Важно то, что данная методика может быть использована как в работе с детьми с нормальным речевым развитием, так и с детьми, имеющими те или иные нарушения речи. Тот, кто использует данную методику, может легко перестроиться, творчески переработав ее на любое важное для него направление. То есть педагог может самостоятельно выбирать те задания и вопросы, использование которых покажется ему наиболее целесообразным, важным в решении задач развития связной речи для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

По предложенному образцу можно составить свою схему, отражающую специфику тех задач, которые педагоги собираются решать со своими детьми.

Публикации по теме:

Работа со сказками по методике Л. Б. Фесюковой При работе над сказками мы используем методику, предложенную Л. Б. Фесюковой. В основе – интеграция, а также наследие Д. Родари Универсальная.

Методики развития детей .

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Цветы
  • Домашние животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Описание методики Л. Б. Фесюковой
Опубликовано: 11 июня 2015 в 11:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 сентября. День ступенек на МААМ

Прыгать по ступенькам и считать их — любимая детская забава, которую тоже можно использовать с пользой для подрастающего человека. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и посвятите целый день...

25 сентября. День сказки «Аленький цветочек»

В 1850-х годах отставной чиновник-пенсионер Сергей Аксаков засел за мемуары. И вспомнил чудесную сказку из своего детства, которую знают и любят уже многие поколения. Эта сказка «Аленький цветочек»,...

Мастер-класс по изготовлению поделки «Ветка рябины» с использованием бросового...
Ко Дню рябины Вашему вниманию представляю мастер – класс по изготовлению поделки "Ветка рябины", с использованием бросового материала и "пластилинографии",...
Мастер-класс изготовления панно из ниток и картона «Деревья осенью»
Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дошкольный...
Фотоотчет о выставке «Осенний калейдоскоп» в холле
Лето кончилось, и вот Осень золотая Нас встречает у ворот С щедрым урожаем. Все деревья и кусты Расписала кистью: В бронзу, золото и медь Превратила листья....