татьяна тищенко
Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдая за детьми, я заметила у них снижение познавательного интереса к окружающему миру: дети не умеют задавать вопросы, осуществлять самостоятельный поиск ответов на них. Уровень знаний не соответствовал отношению детей к природе. Это нашло своё подтверждение в комплексной диагностике детей, где выявился целый ряд проблем: по экологическому воспитанию, по развитию речи, недостаточному развитию мелкой моторики рук, снижению познавательной активности детей.
Публикация «Формирование познавательной активности детей через экологическое воспитание» размещена в разделах
Проведя дополнительное анкетирование родителей, я пришла к выводу, что и родители детей не компетентны в данном вопросе, поэтому не могут дать детям полноценные знания об экологии.
Тема экологического воспитания актуальна, по тому что, экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
И первым этапом этой системы является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года.
Одно из основных направлений федеральных государственных образовательных стандартов – это познавательная активность детей. С введением стандартов мы получили возможность объединить все виды деятельности.
Механизмом интеграции моей деятельности является образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся (создаваемый) детьми в разных видах деятельности:
• в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм);
• театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
• изобразительной – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
• музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика и др.
Опыт работы по данной теме показал, что сочетание различных видов деятельности на одном занятии способствует более легкому и эффективному формированию экологических знаний и отношения к природе у детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея – развитие познавательной активности детей путём внедрения различных видов деятельности и включение всех анализаторов на занятиях по экологии.
Реализация этой идеи потребовала создания определённой системы работы по экологическому воспитанию. Одним из главных условий работы по теме является создание развивающей среды, применение наглядного материала: картин, муляжей, реальных предметов, игрушек, карточек, театральных персонажей, музыки, логоритмических упражнений и т. д., поскольку основой содержания познавательной деятельности детей является чувственное познание. В ДОУ созданы мини экологические музеи, практическая лаборатория, зональные макеты «Север», «Пустыня», «Лес» и т. д., уголки природы по группам, различный наглядный материал, дидактические игры.
Создание развивающей среды помогает мне решить следующие задачи:
расширить и уточнить, систематизировать представления детей о растительном и животном мире природы;
конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и животных;
учить различать по внешнему виду и правильно называть объект изучения. Уметь сравнивать;
развивать интерес к родному краю;
учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
учить наблюдать различные явления природы;
закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды;
закрепить умение правильно вести себя в природе.
Проблема развития познавательной активности детей была актуальна в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Этой проблеме уделялось много внимания такие педагоги и психологи как :Л. С. Выготский, Каменский
По мудрому рассуждению Я. А. Каменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить свое поколение, приступает к этому делу не зимою, когда все сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни - в детстве».
ДОУ является первым звеном непрерывного экологического образования детей. В своей работе я использую программы и технологии следующих авторов.
- С. Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
- Программа С. Н. Николаевой "Юный эколог" (1999).
- Сезонные праздники, игры и забавы для детей
- Программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа" (1998).
- Программа Л. В. Кокуевой «Воспитание дошкольников через приобщение к природе»
Таким образом, обзор программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую заинтересованность авторов в интенсификации экологического образования детей дошкольного возраста, развития их познавательной
В своей работе я опиралась на следующие принципы:
1. принцип сознательности и активности. Этот принцип предполагает использование на занятиях поисковой, творческой деятельности при знакомстве с миром природы;
2. принцип наглядности. Этот принцип предполагает опору в работе на характерную особенность детей дошкольного возраста – наглядно-образное мышление ( методы: наблюдение и эксперимент). На занятиях используется наглядный и раздаточный материал - как для всей группы, так и для подгруппы, а так же индивидуально каждому ребенку;
3. принцип систематичности и последовательности – занятия проводятся систематически по разработанному плану, используя все виды деятельности, к концу изучения материала проводится итоговое занятие;
4. принцип доступности. Этот принцип диктует подбор доступного, легковоспринимаемого, интересного для детей материала;
5. принцип индивидуализации – на занятиях должны иметь место индивидуальные занятия с учетом уровня знаний, умений и навыков детей.
6. принцип интеграции – решение поставленных задач через различные виды деятельности.
Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей; с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; с учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Работая по данной теме, в течение трех лет мною было разработано тематическое планирование по каждому возрасту.
Опираясь на методики по экологическому воспитанию и в связи с утверждением и внедрением новых государственных требований к структуре дошкольного образования, возникла необходимость использовать путь интеграции.
Прежде всего, это интегрированная образовательная деятельность, где в рамках одной темы решаются разные задачи развития детей, и строится на разных видах деятельности.
Разработана система экскурсий.
Экскурсии с детьми в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых –инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель группы.
Во время экскурсий уделяется особое внимание созданию проблемных ситуаций, используется художественное слово, словесные игры, отгадывание загадок. Большое значение среди этих мероприятий, имеют наблюдения – они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.
Широко использую сюжетно - ролевой игры в экологическом образовании детей. («Зоопарк», Путешествие в тундру (пустыню)»
Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра
Ее характеризуют следующие моменты:
1) она имеет короткий и несложный сюжет;
2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;
3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;
4) игру проводит воспитатель;
5) воспитатель руководит всей игрой.
Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
Одной из интересных видов является природоохраняемая деятельность, изготавливая плакаты (осторожно первоцветы, пусть ёлочка живёт и др.) и размещая их в общественных местах села, мы приобщаем родителей к экологической культуре.
Включение родителей в нашу работу обязательно.
Реализуя в своей деятельности Федеральные государственные образовательные стандарты, занятия строю по трё м направлениям:
1. познавательное речевое развитие – это направление занимает большую половину занятий;
2. художественно-эстетическое развитие
3. социально-личностное развитие.
Диагностический срез уровня познавательной активности за последние 3 года показал, что результаты моей работы считаю сформированную познавательную активность детей, связанную с экологическим воспитанием.
повысился интерес детей к объектам живой и неживой природы;
вопросы детей носят познавательный характер;
повысился уровень экологической воспитанности детей;
качественно изменилось отношение детей к природе.
Научиться видеть природу – значит приобщаться к ней, будь ей не чужим, а близким своим. Эти красивые слова написал Д. М. Кайгородом.
Эту истину знаю от роду,
И её никогда не таю:
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.