Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями»

Елена Никифорова
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями»

Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями»

Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей имеющих детей с ограниченными возможностями, мы до конца не понимаем с какими трудностями им приходиться сталкиваться в образовании своего ребенка. В данном случае разговор пойдет о том, как подготовить ребенка с определенными проблемами к школе, как адаптироваться им в социальной среде. Проходя очень сложный путь социализации, ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности. Главная проблема таких детей заключается в нарушении их связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и образования. Организация работы с детьми с ограниченными возможностями в детском саду и на дому является одной из актуальных проблем дошкольного образования.

В моей группе на протяжении двух лет обучается ребенок с диагнозом «врождённое расширение неба», и в течении трех лет проходит обучение на дому ребенок с диагнозом «ДЦП». На протяжении этого времени приходилось сталкиваться с родителями и обществом, которые стремились уберечь этих детей от участия в адаптивных ситуациях (праздники, развлечения, занятия и. т. д., что отнюдь не способствует формированию и укреплению механизма социализации, а напротив, тормозит развитию личности. В результате у детей отсутствовали возможности овладения теми видами деятельности, которые необходимы для включения в ту или иную социальную среду, комплексом социальных ролей, норм и правил поведения, соответствующих его возрасту и социокультурным традициям общества. Организация обучения с этими детьми проводилась по «Образовательной программе» детского сада с учетом ФГТ, где особое внимание уделяется обучению детям с ограниченными возможностями. Моя работа как педагога, состояла в том, чтобы помочь этим детям пройти курс адаптации безболезненно. Предметом моей работы являлось отношение общества к детям с ограниченными возможностями, роль и место детей в образовательном пространстве. Объектом данной проблемы был процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в социальной среде. Поставленная цель «Организовать работу с детьми с ограниченными возможностями в детском саду и дома», послужила для определения и постановки образовательных задач: 1. Создание условий, способствующих освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. Разработка индивидуальной программы для ребенка, обучающегося на дому. (приложение) 3. Разработка и реализация плана работы для ребенка, посещающего детский сад. (приложение) 4. Оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями. (приложение) 5. Систематическое проведение необходимой познавательно коррекционной работы. (приложение)

Начиная свою деятельность по работе с детьми ограниченной возможности, изучила не один опыт работы воспитателей, которые уже работали с такими детьми, и в глубине души затаилось чувство «А смогу ли я?». Был составлен план работы, который включал в себя: проведение комплексной диагностики с ребенком по всем видам образовательной деятельности, создание условий адаптации, прохождение курсов переподготовки, составление индивидуальной программы для ребенка, обучающегося на дому и план работы для ребенка, посещающего детский сад. Комплексная диагностика была направлена на изучение личности ребенка, определения уровня развития на определение задач для индивидуальной коррекции, составлен индивидуальный учебный план на каждого ребенка по возрасту. Индивидуальная программа разработана в результате социального заказа родителей, на основании заключения результатов обследования ребенка.

Проделанная работа с ребенком на дому: В результате изучения психических функций ребенка с диагнозом ДЦП, было выявлено: задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Исходя из этого, была разработана индивидуальная программа, направленная на развитие познавательной активности, речевого развития, социальную адаптацию. Индивидуальная программа направлена на развитие зрительно – моторного восприятия, на основу представлений о величине, форме, цвете, развитии целостного восприятия, чувствительности. На развитие восприятия цвета использовались такие игры, как: «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник?». На развитие тактильных ощущений: «Угадай наощупь», «Что лежит в мешочке?».

В развитии внимания, пространственных ориентировок и временных представлений, памяти способствовали такие игры: «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Запомни и найди», на развитие временных представлений, игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?».

Игры как «Залатай коврик», «Собери бусы в гирлянды», «Угадай животное», были взяты на развитие наглядно – образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, сравнения, исключения, обобщения.

В начале каждого занятия использовала пальчиковые игры и упражнения, которые способствуют безбоязненному отношению ребенка ко мне, развивают координацию движений пальцев рук ребенка.

Релаксационные игры и упражнения провожу в конце каждого занятия, они снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Выводы: В результате реализации программы у ребенка повысилась познавательная активность, интерес к совместной деятельности, развита потребность ребенка в общении посредством речи, снижено психоэмоциональное и мышечное напряжение. На данном этапе «мой мальчик» может сидеть, подниматься на ноги и передвигаться по комнате опираясь на какие ни будь предметы мебели самостоятельно, различать некоторых домашних животных и звуками их называть, радоваться моему приходу. Созданы условия для проведения образовательной деятельности на дому. Приобретено оборудование для рисования, лепки, аппликации. Для проведения занятий использовалось оборудование детского сада: мячи, коврики, дорожки здоровья, книги, записи музыкальных сказок, дивиди-диски «Тетушка сова» на разные тематики, игрушки. Проведены консультативные мероприятия с родителями ребенка: «Будьте здоровы», «Ребенок и природа», «Роль семьи в воспитании ребенка», «Играем с детьми».

Проделанная работа с ребенком в детском саду:

Развитие социальных навыков с ребенком, посещающим детский сад, осуществлялось в процессе проведения серии игровых форм с включением социально-ориентированных игровых заданий. – Были проведены специальные, комплексно- групповые и индивидуальные задания, где ребенок познакомился с разнообразными свойствами предметов, их назначением, познакомился с профессиями. На этих занятиях широко использовалась система дидактических игр: «Игрушки», Магазин игрушек», «Чудесный мешочек», «Что делаем с этой с этой игрушкой?». Так как овладение ребенком с проблемами речи прочными знаниями представляет собой длительный процесс и требует большого количества повторений, дидактические игры использовались разнообразные.

- Формирование социальных навыков происходит и во время проведения экскурсии, здесь очень важно не упустить отвечать ребенку на поставленный вопрос, уметь повторять ответ за детьми, воспитателем.

-Использование произведений художественной литературы позволили заинтересовать ребенка, вывести его на контакт в общении, сравнении в процессе игровых действий с образными игрушками.

-Обучая ребенка игре с куклой, старалась использовать художественное слово, с повтором 2-3раза. Вместе с ребенком пела колыбельную, укладывая куклу спать.

-Серия доверительных бесед с родителями и детьми на темы «У меня плохое настроение», «Мои любимые игрушки?», «Хорошо ли быть одному?», «Что такое обида?», «Моя мама» позволило ребенку почувствовать себя защищенной во время разговора и открытой в своих мыслях.

Выводы: К большой радости ребенок за два года научился говорить. Результаты исследования ребенка свидетельствуют о повышении уровня сформированности взаимоотношений, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Целенаправленная работа с родителями дала возможность направить процесс социализации на позитивный уровень.

Дети, с которыми я работала, получили первые уроки социализации и адаптации в своей жизни, усвоили нормы, правила поведения, принятые в данном социуме. При этом они не перестали быть индивидуальны, но стали активны, открыты, позитивны. Теплые отзывы родителей, говорят о том, что работу с «особыми» детьми надо продолжать развивать и совершенствовать.

Публикации по теме:

«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.

Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала.

Описание опыта работы по теме «Использование проектного метода в повышении профессионального мастерства педагогов» Описание опыта работы по теме: ««Использование проектного метода в повышении профессионального мастерства педагогов» Цель углубленной работы:.

Описание опыта работы «Развитие способностей детей в познавательно-исследовательской деятельности» Описание опыта работы по теме: «Развитие способностей детей в познавательно – исследовательской деятельности». Дети уже рождаются с врождённым.

Организация работы по социализации и коррекции детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского сада В настоящее время государственная политика в области инклюзивного образования даёт дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение.

Особенности работы логопеда с детьми с ограниченными возможностями Общение - важнейшее условие развития, приобретения социального опыта и жизни человека в обществе. Основным направлением работы является.

Родительское собрание в старшей группе «Толерантное воспитание детей к людям с ограниченными возможностями здоровья» Родительское собрание в старшей группе на тему: «Толерантное воспитание детей к людям с ограниченными возможностями здоровья». Аннотация.

Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников (из опыта работы) Социальное партнёрство ДОУ с семьями воспитанников. Из опыта работы. старший воспитатель Булгакова Н. В. МБДОУ детского сада №423 г. о. Самара.

Здоровьесберегающие технологии в системе логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Здоровье человека – наиболее актуальная проблема развития современного общества. В начале 21 века она становится первостепенно значимой.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями»
Опубликовано: 17 января 2016 в 12:53
+177Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 78.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий на 8 марта по мотивам сказки «Царевна Несмеяна» для старшей группы
ВЫХОД МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Ведущий: Дорогие мамы и бабушки наших замечательных ребят! В преддверие чудесного праздника 8 марта мы поздравляем вас и желаем...
Дидактическое пособие «Лепбук «Сказки Корнея Чуковского»
Лепбук представляет собой картонную папку формата А3. Папка содержит кармашки, в которых собрана информация по теме. Дидактическое пособие «Лепбук...
Консультация «Уголок дошкольника дома»
Редко когда воспитатели дают советы родителям об организации уголка дошкольника в домашних условиях. Но, иногда возникает такая необходимость и вот несколько...
Фотоотчёт об экскурсии на ферму
Мы приехали на ферму Посмотреть, кто там живет, Кто как служит человеку, Кто что ест и кто как пьет. Наш посёлок расположен среди бесчисленных полей....
Макет «Русская изба»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Мы его используем в качестве методического материала в...