Папки-передвижки

Определение агрессии. Классификация видов агрессивного поведения

Максимова Ульяна
Определение агрессии. Классификация видов агрессивного поведения

В психологической науке агрессивное поведение оценивают как такое поведение, которое нацелено на причинение вреда или ущерба живому объекту. Важно четко разграничивать понятия агрессия и агрессивность. Агрессивность – это свойство личности, которое отражает предрасположенность к агрессивной реакции на какую-либо конфликтную ситуацию, готовность к агрессивным деяниям. Агрессия же – это определенные воздействия, поведенческие проявления.

Публикация «Определение агрессии, Классификация видов агрессивного поведения» размещена в разделах

Откуда берется агрессивность? - вопрос достаточно неоднозначный и, в соответствии с этим трудный. На него подробно отвечал в своих трудах Ж. Годфруа. Он писал о том, что есть множество моментов, которые могли бы повлиять на возникновение агрессивности. «С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведённых в последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности». (2)

Агрессивное поведение, как правило, понимается людьми как мотивированные внешние воздействия, которые нарушают общепризнанные нормы сосуществования, а так же причиняют страдания и боль обществу.

Но не стоит забывать и о чувственном, эмоциональном компоненте агрессивного состояния. Это ощущения, переживания, чувства, прежде всего – злость, гнев. Впрочем, агрессия может и не сопровождаться гневом, волевая составляющая также играет немаловажную роль при работе с агрессивными детьми.

Дошкольников нужно научить умению одолевать импульсивность, обладать способностями саморегуляции. Так же важно помнить и о том, что агрессивность, в некоторых случаях, может служить способом самозащиты, отстаивания собственных прав, достижения поставленных целей и удовлетворения потребностей.

Классификация видов агрессивного поведения

Существует множество видов, классификаций агрессии. Рассмотри некоторые из них.

По направленности на объект выделяют гетероагрессию и аутоагрессию. Гетероагрессия направлена на окружающих, а аутоагрессия - на себя.

По причине проявления агрессия делится на реактивную и спонтанную. Реактивная агрессия – это ответная реакция на какой-либо внешний раздражитель, а спонтанная агрессия проявляется без видимых причин, как правило, под влиянием внутренних импульсов.

Американский психолог А. Басс выделил враждебную и инструментальную агрессию(3). Враждебная агрессия сопровождается негативными эмоциями и намерениями нанести ущерб, вред кому-либо. В некоторых случаях – спланирована заранее. Цель инструментальной агрессии, напротив, не связана с умышленным причинением вреда. Она обычно служит средством достижения результата, инструментом собственного обогащения. В случае инструментальной агрессии мучения потерпевшего, в большинстве случаев, не попадают во внимание субъекта.

Так же агрессия может быть прямой и косвенной по открытости проявления. Прямая агрессия обращается именно на тот объект, который доставляет недовольство, раздражение или тревогу. Косвенная агрессия направлена на те объекты, которые являются более удобными, доступными, и им совсем не обязательно вызывать непосредственное раздражение, просто проявление агрессии в их адрес будет более безопасно.

В 1980-х гг. К. Додж и Дж. Койи ввели такие понятия как реактивная и проактивная агрессия(4).Реактивная агрессия считается ответом на кажущуюся или же реально существующую опасность, угрозу. Проактивная агрессия – запугивание, психологическое давление, инициируется агрессором для того, чтобы ублажить личные потребности. Этот вид агрессии нередко ориентирован на более слабый, незащищенный объект.

Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию(5). По его мнению, доброкачественная агрессия содействует поддержанию жизни и считается адаптивной. Примером может являться самооборона или псевдоагрессия, при которой вред наносится непреднамеренно. Псевдоагрессия так же включает в себя игровую агрессию, несчастные случаи. А злокачественная агрессия, с точки зрения Э. Фромма, определяется как деструктивность, никак не связанная с сохранением жизни…список).

По форме проявления агрессию можно разделить на вербальную, экспрессивную и физическую. Понятие «вербальная» отвечает само за себя - агрессия выражается в словесной форме. Экспрессивная агрессия, напротив, проявляется невербальными способами, такими как жесты и мимика, интонация голоса. А физическая агрессия характеризуется прямым использованием силы для нанесения ущерба жертве.

Нельзя не упомянуть о том, что, как правило, проявляется одновременно несколько видов агрессии, они могут переходить друг в друга, меняться.

Говоря о дошкольниках, психологи выделяют пять видов проявлений агрессивного поведения : физическая агрессия, вербальная агрессия, направленная агрессия, ненаправленная агрессия, аутоагрессия.

Физическая агрессия может быть :

- прямой, когда главная цель нападения – это унизить, ударить, оскорбить;

- косвенной, когда разрушают какие-либо вещественные или духовные ценности;

- символической, когда используются неприличные жесты, мимика, словесные угрозы.

Вербальная агрессия может выступать реакцией в виде проявления негативных эмоций: громкая брань, угрозы. Предпосылками проявления такого вида агрессии могут быть боль, перенесенные унижения, испуг.

Направленная агрессия проявляется в качестве проявления злости к окружающим. Для этого вида агрессии характерно распространение сплетен, издевки, злые шутки, насмешки и т. п. Мотив направленной агрессии может сложиться гораздо раньше самого проявления, это можно сказать костяк своеобразной мести.

Ненаправленная форма агрессии может проявляться в виде громких криков в толпе, топанья ногами, битья кулаками по столу, и т. д. Это происходит тогда, когда дети остаются недовольны отсутствием чего-либо, или каким-либо одним из раздражающих факторов.

Публикации по теме:

Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста Цикл занятий на снижение агрессии и негативных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Составила: воспитатель МБДОУ "Детский сад №5.

Индивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведенияИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для родителей «Роль родителей в преодолении агрессивного поведения ребенка» «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, Родители пример ему» (народная мудрость) Что такое агрессивный ребенок, как вовремя распознать.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Определение уровня кругозора и речи детей 4 лет Кругозор 1. Сколько лап у собаки? 2. Чем покрыто тело животных? 3. Где живут дикие животные? 4. Чем домашние животные отличаются от диких?.

Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей»Консультация «Прекрасный способ избавится от негатива и агрессии, стать увереннее в себе. Песочная терапия для детей» Основоположником методики песочной терапии был К. Г. Юнг. Именно благодаря его теории «психического иммунитета» и способности сознания.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Экспериментальная деятельность детей на прогулке «Определение направления ветра»Экспериментальная деятельность детей на прогулке «Определение направления ветра» Для проведения экспериментальной деятельности выбираем ветреный день. Цели: - продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Определение агрессии. Классификация видов агрессивного поведения
Опубликовано: 24 марта 2021 в 18:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД