Елена Гринь
Опыт организации консультационного пункта в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Заведующий МБДОУ В. Л. Катаева,
старший воспитатель О. Г. Старчикова,
педагог-психолог Е. Л. Гринь
Работа в рамках Консультационного пункта осуществляется в МБДОУ «Детский сад №208» общеразвивающего вида с детьми от 2-х месяцев до 7 лет, в том числе для детей с ограниченными особенностями здоровья, их родителями с 2017 года. Наиболее актуальным направлением на тот период являлось оказание психолого-педагогической поддержки родителей детей, не попавших в ДОО в возраста 2-3 года. Данная поддержка осуществлялась в форме разовых консультаций, диагностических обследований. На следующем этапе работы, исходя из анализа детско-родительских проблем воспитанников, посещающих наше ДОО, также в связи с появлением в штате педагога-психолога, решили уделить внимание проблеме оказания психолого-педагогической поддержки семей в ожидании ребёнка, с целью повышения компетентности в вопросах детского развития и организации развивающего пространства. В качестве рекламы для будущих родителей мы связались с медицинской службой сопровождения беременности, ознакомив их с тематическим планом работы клуба. В период, когда будущие мамы вставали на учёт в медицинскую службу, им предлагался вариант психолого-педагогического сопровождения в форме работы клуба «Здравствуй малыш».
Публикация «Опыт организации консультационного пункта в ДОО» размещена в разделах
При организации работы клуба знакомились с опытом работы в данном направлении в Алтайском крае, через Интернет-ресурсы, с организацией в других региона, а также научными публикациями по данному направлению.
На следующем этапе работы, исходя из запросов, также стало актуальным организация работы с детьми старшего дошкольного возраста, не охваченных службой дошкольного образования. Данная работа стала осуществляться в форме разовых консультаций родителей, психолого-педагогического обследования детей 5-7 лет. Далее организовалась группа детей 5-7 лет, которым была предложена программа психологической готовности к обучению в школе «Почемучка». Также будущие родители первого года посещения клуба «Здравствуй малыш» продолжили обращаться за помощью в организации детского досуга, консультативной помощи в вопросах адаптации ребёнка к условиям ДОО. В 2019 году разрабатывается и апробируется рабочая программа «Развиваемся, игра» для детей младшего дошкольного возраста и их родителей.
На данном этапе, систематизировав работу в рамках Консультационного пункта, определили наиболее актуальные направления и формы работы.
Диагностическое:
- выявление актуального уровня развития ребёнка;
- диагностика уровня готовности к школьному обучению;
выявление проблемных зон детского развития;
- социальная адаптация;
- диагностика детско-родительских отношений.
Развивающие:
- образовательная деятельность с детьми с года до двух лет по программе «Развиваемся, играя»;
- образовательная деятельность с детьми пяти - семи лет по программе «Почемучка»;
- участие в детских тематических мероприятиях (День открытых дверей, праздники, досуги);
- мастер-классы по совместной продуктивной деятельности.
Консультационно-просветительные :
- организация клуба для будущих родителей «Здравствуй малыш»;
- индивидуальные и групповые консультации, направление на формирование положительных взаимоотношений в семье, выработку единых требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, просвещение родителей (законных представителей) по предотвращению возникающих семейных проблем, формированию педагогической культуры;
- дистанционное консультирование через сайт ДОО в режиме «Обратная связь»;
- выпуск информационных листовок, буклетов, размещение актуальной информации на сайте ДОО.
Анализируя работу в данном направлении, отмечаем повышение интереса к работе Консультационного пункта (увеличение числа обращений). По отзывам родителей, положительно оценивается работа педагогов, отмечается рост знаний практической психологии и педагогики, умений в организации детского досуга, игрового пространства для детей, появление нового позитивного опыта детско-родительского взаимодействия, ощущение большой эмоциональной близости с ребёнком. Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что работа в рамках Консультационного пункта является средством содействия повышению социально – педагогической компетенции родителей. За текущий год было 2 обращения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Они перенаправлялись в Консультационные центры специализированных ДОО. При этом родители обращали внимание на большую удалённость предложенных Центров, выражали желание получать услуги в нашем образовательном учреждении. С целью удовлетворения потребностей данной категории родителей, в перспективе планируется усилить направление работы с детьми с особыми образовательными потребностями (курсы повышения квалификации, приобретение соответствующей литературы, привлечение логопедической, медицинской служб, насыщение развивающей среды, составление программ).
В организации работы Консультационного пункта ведётся учет детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования через сотрудничество с медицинскими службами. В дальнейшем осуществляется оповещение данных семей через рекламные буклеты. Так как учреждение находится в сельской местности, и жители хорошо знают друг друга, адресно разносятся сотрудниками либо информация сообщается по телефону.
В материально – техническом плане работа Консультационного пункта осуществляется в методическом кабинете, который оснащён техническими средствами (ноутбук, музыкальный центр, имеется психолого-педагогическая литература, раздаточный, диагностический материал, документация по консультативному пункту.
В работе Консультационного пункта МБДОУ «Детский сад №208» общеразвивающего вида участвуют старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель, заведующий.
В обязанности заведующего входит своевременное знакомство родителей с законодательными и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ДОО, организует работу среди родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствует пропаганде педагогических знаний.
Старший воспитатель организует педагогическое просвещение, направленное на их обучение организации воспитательного процесса в условиях семьи, разрабатывает методические рекомендации и проводит консультации.
Педагог-психолог организует консультативно-просветительскую работу по вопросам детского развития, адаптации к условиям детского сада, проводит индивидуальную диагностику, обследование ребенка с целью определения динамики его психического развития, уровня готовности к школьному, осуществляет работу в рамках клуба для будущих родителей «Здравствуй малыш».
Музыкальный руководитель организует консультативно- просветительскую работу по вопросам воспитания музыкальных способностей у детей; проводит индивидуальную диагностику музыкального развития, осуществляет обследование ребенка с целью определения динамики его музыкального развития и проводит консультации для родителей, совместные музыкальные праздники и досуги.
Воспитатель осуществляет образовательную деятельность с детьми раннего возраста и их родителями по программе «Развиваемся, играя», с детьми 5-7 лет по программе «Почемучка», также проводит мастер-классы, продуктивной направленности.
В ближайшем планируется разработка системы мониторинга эффективности деятельности педагогов (разработка оценочных дифференциалов, листов самооценки, в дальнейшем - расширение спектра услуг для родителей (привлечения логопеда, медицинского работника).