Лучший педагог года

Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности»

Ирина Грузинова
Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности»

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности».

«Игра, это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».

С. Т. Шацкий

Публикация «Опыт педагогической работы „Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности“» размещена в разделах

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Сегодня родители и педагоги как никогда ранее обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

С ростом технического прогресса образ нашей жизни неуклонно меняется. Стоит только взглянуть на детей, которые уже с малого возраста лучше многих взрослых справляются с планшетом и компьютером. И многие родители, не скрывая гордости, хвастаются знакомым и друзьям, как их малыш ловко справляется с ними. Все ли так однозначно?

Стоит просто задать себе вопрос, а сколько времени ребенок тратит на коллективные игры со сверстниками, общение с родителями и друзьями? Ученые и педагоги с тревогой предупреждают о влиянии гаджетов на развитие ребенка в социальном плане. Такого рода техника препятствует выработке у детей чувства сострадания, сожаления по отношению к другим, а все по тому, что они меньше времени проводят в общении с людьми. Это в свою очередь порождает проблемы в социуме и коммуникации. Ведь в сложном процессе становления личности человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Стремление многих родителей к всестороннему развитию ребенка, часто приводят к чрезмерной учебной нагрузке в ущерб игровой деятельности дошкольников. Родители с удовольствием записывают ребенка на всевозможные секции и кружки. Индивидуальные и личные достижения ребенка, становятся для родителей самоцелью, более важным, чем игры со сверстниками в «Дочки-матери», «Казаки-разбойники», «Краски». Очевидно, что игра уходит из детства и оно, как гоночная машина, на полной скорости проносится мимо тех детей, которые по вине родителей не наигрались вдоволь.

Игры наших детей все больше содержат сюжеты, заимствованные из мультфильмов, имеющих агрессивный характер, а используемые в играх детей коммуникативные средства как зеркало отражают жестокие отношения виртуальных героев.

В системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО игра является основной формой и ведущим видом деятельности во всех образовательных областях, обеспечивая социально-коммуникативное развитие детей и способствуя формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.

Так можно ли научить ребенка общаться? И что нужно сделать, чтобы ребёнок не растерял эту природную способность - играть. Ведь именно в игровой деятельности он осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социально-коммуникативных отношений.

Эта проблема направила меня на поиск современных подходов в решении данного вопроса.

Целью моей работы стало создание оптимальных условий для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Для реализации цели мною были определены задачи:

1. Осуществить анализ современного подхода к проблеме социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

2. Создать оптимальные условия для полноценного общения в различных видах игровой деятельности.

3. Привлечь внимание родителей и повысить их компетентность в вопросах социально-коммуникативного развития ребенка.

4. Совершенствовать систему социального взаимодействия с родителями и социальными партнерами образовательного учреждения в условиях реализации различных форм межведомственного взаимодействия.

Исходя из поставленных целей и задач, я предположила, что создаваемые условия дадут возможность практического претворения инновационных идей и методик в процесс совершенствования игровой деятельности.

В ходе работы я предполагала получить конкретные результаты.

Работа по заявленной теме позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах совершенствования социально-коммуникативного развития дошкольников.

Предметом исследования игровая деятельность

Объектом исследования - процесс социально-коммуникативного развития ребенка дошкольного возраста посредством использования игровых форм работы.

В рамках реализации работы, я разработала долгосрочный практико-ориентированный проект «Учимся общаться играя!» «Сюжетно-ролевая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»

Работа по проекту осуществлялась в четыре этапа.

На первом (подготовительном) этапе, в октябре 2012г., я изучила нормативную, методическую литературу по данному вопросу. Для решения обозначенной проблемы в работе с детьми я определила цель проекта.

Цель проекта: определение влияния сюжетно-ролевой игры на процесс формирования социально-коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить научно-теоретические основы и охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и её воспитательное значение в развитии дошкольника.

2. Обосновать и проанализировать значение сюжетно-ролевой игры в процессе развития социально-коммуникативных навыков дошкольников.

3. Определить и создать условия для внедрения социально-ориентированных и коммуникативно-направленных сюжетно-ролевых игр с учетом возрастных особенностей дошкольников.

4. Провести мониторинговое исследование уровня сформированности социально-коммуникативных компетенций дошкольников

5. Разработать рекомендации для работников детского сада и родителей по внедрению сюжетно-ролевых игр в детском саду и семье.

Исходя из цели и поставленных задач, я предложила, что сюжетно-ролевая игра является эффективным средством развития общения и становления доброжелательных межличностных отношений у детей дошкольного возраста, способствует гармонизации, социализации и коммуникации ребенка.

Эффективное развитие сюжетно-ролевой игры возможно при соблюдении следующих условий :

- создание благоприятных условий для сюжетно-ролевых игр дошкольников;

- привлечение внимание взрослых к игровой деятельности детей;

- устранение причин блокирования коммуникативного развития в педагогическом процессе.

Мною были изучены труды психологов и педагогов по проблеме, ведущие теоретические положения педагогики о роли игры в коммуникации и социализации личности детей.

Методологическая основа проекта представлена на экране.

Изучив труды Лисиной М. И., и Репиной Т. А., я пришла к выводу, что именно в дошкольном периоде необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, научить общению. Ведь как отмечал В. В. Давыдов: "Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности".

Далее было проведено обследование социально-коммуникативных компетенций детей, включающее наблюдение, беседы с детьми, родителями, педагогами.

Данные диагностики в процентном соотношении представлены в диаграмме. Проанализировав полученные в ходе диагностики результаты, я пришла к выводу: что основой опытно-педагогической работы станет внедрение деятельностного подхода в процесс развития социально- коммуникативных навыков посредством социально-ориентированных игр.

Свою опытно-практическую деятельность я начала с создания в группе специально организованной предметно-развивающей среды, с учетом основных принципов ее построения. Это было сделано для того, чтобы ребенок легко мог самостоятельно организовать свою игровую деятельность и включить в игру сверстников. Игровое пространство было обновлено и пополнено сюжетно-ролевыми играми: «Магазин», «Семья», «Почта», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Школа», ориентировано на специфику игровой деятельности мальчиков и девочек.

Деятельность по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием, а также с участием педагогов и родителей.

Оснащенность группы и детского сада современными техническими средствами давала возможность просматривать слайды, видеофильмы, слушать стихи, песни.

В целях оптимизации работы по социально-коммуникативному развитию был разработан комплекс игр «Школа общения», которые помогали ребятам преодолевать различные трудности в поведении, развивать эмоционально-волевую сферу, обучать различным способам реагирования на проблемную ситуацию, способствовать формированию социальных навыков поведения. Были изготовлены дидактические игры, систематизированы подборки логоритмических и пальчиковых игр, игр с предметами и игрушками, словесных, настольно-печатных, игр с правилами, требующих от ребят умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть при этом справедливым, честным, уступчивым. Такие виды игр не только расширяли представления детей об окружающем мире взрослых, но и создавали базу для возникновения полноценных сюжетно-ролевых игр.

Наблюдения за игрой детей в начале опытно-педагогической работы показали, что детское творчество в игре и навыки самоорганизации недостаточно развиты.

Во-первых, это было показателем того, что у детей недостаточно представлений о профессиях и о профессиональной деятельности взрослых в различных видах труда. Это объясняется тем, что личный опыт детей зачастую ограничен посещением магазина, поликлиники и группы детского сада.

Во-вторых, уровень общения был снижен, дети не проявляли достаточной инициативы и самостоятельности в организации сюжетно-ролевой игры, с трудом подбирали себе ее участников.

Чтобы представления детей были более разнообразными, им необходимы дополнительные знания об окружающем мире. С этой целью я разработала перспективный план экскурсий, которые проводились на всех этапах работы над проектом, но с различными целями.

Методика работы в рамках проекта была разработана с учетом деятельностного и интегрированного подходов. Подобранный материал, отлаженная система работы и сроки реализации проекта позволяли отслеживать положительную динамику развития социально-коммуникативных навыков детей в игре.

В ходе реализации проекта образовательная деятельность была интегрирована с ближайшими и доступными социокультурными объектами, которые окружают ребенка, таким образом, вовлекая его в социально-коммуникативную деятельность.

Самыми яркими событиями на основном этапе реализации проекта стали экскурсии в школу, магазин, школьную библиотеку, школьный музей, воинскую часть, на почту, И если в начале дети наблюдали за деятельностью взрослых на каждом социально-значимом объекте, то в дальнейшем дети стали самыми активными ее участниками: покупателями, читателями, учителями.

В процессе проведения экскурсий, наблюдений за самостоятельной игровой деятельностью детей я заметила, что дошкольники часто затрудняются в построении речевого высказывания в ситуации общения.

Совместно с родителями были организованы акции:

- «В магазин за покупками», в ходе которой каждый ребенок имел возможность совершить покупку очень важного для всей семьи товара;

- «В парикмахерскую за модной прической». Ребята познакомились с модными молодежными прическами;

- «Скоро в армию пойду» - практическая экскурсия в воинскую часть, где ребята имели возможность пообщаться с военнослужащими.

При этом особое внимание уделялось развитию социально-коммуникативных навыков, правильной постановке вопросов, доброжелательности, культуре общения.

Педагоги детского сада прониклись идеей расширения границ детского общения, активного использования объектов социокультурного назначения с целью активизации работы по социально-коммуникативному развитию.

С это целью педагоги детского сада разрабатывали практический материал, проводили консультации, семинары с педагогами и родителями. В помощь молодым воспитателям были особенности проведения социально-ориентированных игр.

Главными помощниками и активными участниками всех мероприятий, проводимых в рамках проекта стали родители. Ведь семья является основным фактором развития игровых интересов ребенка дошкольного возраста. Ребенок вносит в игру все, что «впитывает» в семье.

В. А. Сухомлинский сказал: «Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами своих родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».

Наши родители с удовольствием принимали участие в создании предметно-развивающей среды группы, организации и проведении экскурсий.

В ходе работы над проектом я пришла к выводу, что, не все родители понимают важность такого сотрудничества, ссылаясь на свою занятость. Другой не менее важной проблемой оказалось недостаточное знание родителей о правилах организации и проведения различных игр в семье.

Учитывая тот факт, что родители являются активными участниками образовательного процесса, я наметила план работы с родителями и использовала следующие формы взаимодействия с ними, вы их видите на экране.

В результате проведенного анкетирования 98% родителей убеждены в необходимости организации игровой деятельности в семье, и только 23% из них организовывают такую деятельность регулярно.

Учитывая результаты анкетирования, я подготовила рекомендации для родителей, подробно объяснив, как они могут играть с ребенком не отвлекаясь от своих домашних обязанностей. Такими играми являются: игры на кухне, игры по дороге в детский сад, в ванной комнате, игры в гараже с папой и т. д.

В итоге мною были обобщены результаты всей работы над проектом.

Данные диагностики в процентном соотношении представлены в диаграмме.

Сравнительный анализ в период с 2012 по 2015 год показал рост развития социально-коммуникативных навыков детей на 16%, что позволяет определить правомерность выдвигаемой гипотезы.

Результаты наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста показали следующее. Дети стали играть больше в игры социально-ориентированной направленности, соблюдаются заранее оговорённые правила. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в микрогруппы, их игровые интересы устойчивы. Широко используют атрибутику игры, игрушки заместители. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Взаимоотношения между участниками игры выстраиваются на основе взаимопонимания и взаимопомощи, носят доброжелательный, открытый для общения характер. Конфликтные ситуации в игре возникают реже, и зачастую разрешаются самими детьми. Дети используют развёрнутую диалогическую речь на всём протяжении игры.

Оценив сделанное я наметила дальнейшие перспективы:

Итак, я пришла к выводу, что сюжетно-ролевая игра является действенным и эффективным средством социально-коммуникативного развития детей, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

Игра – настоящая социальная практика для ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Игра дает возможность неуверенным в себе, робким детям преодолеть нерешительность и избавиться от комплексов, а детям с завышенной самооценкой согласовывать свои действия со сверстниками, прислушиваться к мнению окружающих. Игра влияет на становление коммуникативной неповторимости личности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Нам всем стоит задуматься как часто мы, взрослые, слышим от детей слова-приглашения: «Давай поиграем!» и как часто мы соглашаемся на это. А ведь они зовут нас в свой мир чудес, открытий, приключений. И это приглашение – знак величайшего доверия!

Публикации по теме:

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Методический семинар на тему: «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Одним из.

Методический семинар «Социально-коммуникативное развитие детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности,.

Опыт педагогической деятельности «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни» Тема: «Социально-нравственное воспитание детей третьего года жизни» Описание опыта. Социально - эмоциональное развитие дошкольника рассматривается.

Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста в изобразительной деятельности» Одной из основных задач дошкольного образования является сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия.

Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию»Опыт работы по теме «Взаимодействие ДОУ с родителями при организации работы по социально-коммуникативному развитию» В ФГОС ДО социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» Задачи именно этой области.

Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства»Опыт работы «Развитие исследовательской деятельности дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького.

Планирование совместной партнёрской деятельности. Реализация образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Планирование совместной партнёрской деятельности ДОУ № 59 и РЦДЮТур в подготовительной группе по реализации общеобразовательной программы.

Развитие социально-значимых качеств дошкольников в спортивно-игровой деятельности • Социализация - развитие игровой деятельности детей - приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС дошкольного образования «В гости к детям и игрушка» Образовательные задачи в соответствии с ФГОС ДО: • Развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослыми и.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников Социально-коммуникативное развитие дошкольников Дошкольный возраст - это время активной социализации ребенка, развития общения с взрослыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт педагогической работы «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в условиях игровой деятельности»
Опубликовано: 19 января 2016 в 14:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД