Папки-передвижки

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания»

Иннесса Кривоносова
Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Публикация «Опыт работы „Музыка как средство патриотического воспитания“» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом году одна из годовых задач была именно по патриотическому воспитанию, прошел педагогический совет на тему «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников».

Мною были проведены ряд мероприятий по патриотическому воспитанию наших воспитанников. Это «праздник Осени», «День Матери», День Матери-казачки», 8 Матра, День Защитников Отечества, народные посиделки, праздники «Масленица», «Жаворонушки» и т. д., проводился музыкальные проект «Песни с которыми мы победили». Дети пели военные песни, слушали их, рассматривали иллюстрации к песням.

Прощло большое мероприятия посвященные празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне «Я помню! Я горжусь!»

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Я советую, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, как ее лучше преподнести. Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Так на открытом просмотре в старшей группе «Ордена и медали» песня Юрия Давидюка «Боевые ордена» была не только фоном всего занятия, но и создавала эмоциональный настрой и прошла как слушание:

Припев:

Боевые ордена, наших прадедов и дедов

Боевые ордена, нам принесшие победу

Будем мы ей дорожить и расскажем своим детям

Про боевые ордена наших прадедов и дедов

В подготовительной группе рассказывая о героизме, воспитатель по моему совету дала прослушать песню «Алеша», песню из кинофильма «Офицеры». Музыка помогла более ярко рассказать о подвигах героев, Все вместе воспитывает у ребят любовь к Родине, к ее героической истории.

А в средней группе дети, беседуя на тему о мире, пели программные песни из мультфильмов «Улыбка» В. Шаинского, «Если добрый ты» Б. Савельева

На физкультурных праздниках музыка настраивает на победу, организовывает ребят.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа трудом,

«Позолоченная прялица,

Мы прядем а нитка тянется,

Мы прядем а нитка тянется

Нам работа эта нравится»,

бережным отношением к природе

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла»,

жизнелюбием, чувством юмора

«Мне комар, мне комар,

Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил».

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Осенние, зимние, весенние праздники проводим на основе фольклора, к детям в гости приходят их любимые герои: Иван Царевич, Царевна Несмеяна, домовенок Кузя, Баба Яга и т. д. Их появления сопровождаются народными музыкой, песнями, танцами. Любимый праздник «Масленица». Дети поют про широкую масленку, что создает размах праздника, его широту,

Маслёнка, Маслёнка,

Широкая Маслёнка,

шуточную песну

«Запрягу я воробья, воробья.

Куда люди туда, туда я»

и прощальная Зимы с весной

«Как зима с весною повстречалися.

Как зима с весною распращалися.

В нашем саду есть аудио народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.

Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике.

В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов.

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Старших дошкольникам знакомлю с именами выдающихся русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми добиваюсь, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.

Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью :

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

В мелодии этой песни (А. Филиппенко “Пирожки”) звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму:

Мама без ума тебе люблю я мама.

И тебя боготворю я мама…

и чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова “Мы с мамою нашей большие друзья”, и чувство нежной радости, ласкового спокойствия (песня А. Филиппенко “Хорошо рядом с мамой”).

Очень верно подметил русский писатель Ю. Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

Уважаемые коллеги, вот уже несколько лет провожу в детском саду Праздник Матери. Материал, который готовлю на этот праздник, потом частично можно использовать на 8 марта.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма.

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл «карнавал животных» Сен-Санс. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Праздик День защитников Отечества мы отмечаем со второй младшей группы. Дети маршируют, поют, танцуют, проводятся игры под музыку. Хорошей кульминацией праздника в подготовительной группе было упражнение с флажками под песню «Защитники Отечества».

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий мемориалу погибших воинов.

Дети знакомятся со слайд-презентациями, слайд-шоу, фотографиями, видеофильмами. На празднике «Я помню! Я горжусь!» дети напевно, ласково пели песню «Отмените войну», бодро и задорно «День Победы». С чувством танцевали «А закаты алые, «Возвращайся».

Дети нашего детского сада часто посещают с концертами дом для пожилых людей и инвалидов. Добродушные старички и гостеприимные сотрудники встречают детей, с интересом слушают. А у детей появляется чувство достоинства, гордости, чувство патриота. Наши дети принимали участие в концерте ДК, посвященном 70летию Победы.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство патриотического воспитания дошкольников Сегодня страна переживает сложный этап своего развития. За последнее время вследствие продолжительных кризисных явлений в социально-экономической,.

Дискуссия для воспитателей «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольника» Дошкольный возраст - возраст сказки. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть.

Консультация для педагогов «Мини-музей как средство патриотического воспитания» В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории,.

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитанияМини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980- х. гг. заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. Мини-музей в детском саду как форма патриотического взаимодействия с семьями воспитанников. В настоящее время большое значение приобретает.

Дидактическая игра, как средство патриотического воспитания дошкольника ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, «КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Русские народные сказки как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Вечность и актуальность проблемы нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения бесспорны. Патриотизм в современных условиях.

Устное народное творчество как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников Информация для родителей. Тема: «Устное народное творчество, как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников». Быть патриотом.

Выступление из опыта работы: «Ознакомление с историей родного города — как средство патриотического воспитания». Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания»
Опубликовано: 18 марта 2017 в 10:17
+180Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Иннесса Кривоносова (УИ 549060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 123.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД